Важнейшая функция семьи в воспитании это – .

Статья: Роль семьи в воспитании детей. Функции семьи

Роль семьи в воспитании детей. Функции семьи.

Воспитание    в    семье    отличается   глубоким    эмоциональным,    интимным

характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружающего мира. Здесь можно укрыться в маминых объятиях от подлинных и мнимых страхов, узнать обо всем на свете у дедушки, который «самый, самый умный». Домашнее тепло — одно из условий счастливого детства.

Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день. Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители.

Даже если по содержанию, форме выражения эти воспитательные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребенок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает. Например, возвращаясь с прогулки в испачканной куртке, он заранее готовит себя к неодобрительной реакции мамы, настораживается на ту деятельность, которая требуется для «успокоения» мамы («Попрошу прощения, поцелую, возьму и почищу куртку»).

Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого). Если в детском саду дети участвуют главным образом в труде от случая .

Выражение «Дети — зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те, духовные и моральные ценности, которые исповедуют его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, гуманность, в других, напротив, царит культ жесткости. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Так, молодой папа учит своего 3-х летнего сына «давать сдачу» при любых размолвках со сверстниками, не учитывая, что причиной ссор, конфликтов у детей бывает не столько злой умысел, сколько неумение высказать просьбу, неуклюжесть движений, импульсивность поведения.

Многие великие педагоги считали, что семейное воспитание, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.

Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья -не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама — учительница, папа — шофер, бабушка -медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности.

Итак, семья — начальная структурная единица общества, закладывающая основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения: папа и мама, бабушка и дедушка, внуки и правнуки. Брак двух людей еще не составляет семью:   она   появляется   и   укрепляется   с   рождением   детей.    В   Воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть, в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным

достижениям   человечества,   с   поддержанием   его   здоровья,   а   также   с предотвращением  «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий» семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи, в семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом опыта. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Третий аспект -постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

nsportal.ru

58. Основные функции семьи. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения.

Функции семьи:

1. Репродуктивная– биологическое воспроизводство населения, удовлетворение потребности в детях, воспроизводство в детях численности родителей. Для РБ: характерно снижение рождаемости, старение населения, увеличение количества бездетных и однодетных семей, рост внебрачной рождаемости, значительное пополнение приютов и детских домов, увеличение семей, не желающих иметь детей или увеличивать их число вследствие социальных и экономических причин, увеличение разводов, рост патологического генофонда.

2. Воспитательная– роль семьи в воспитании незаменима. Сложности: негативная атмосфера внутрисемейных отношений (пьянство родителей, особенно женский алкоголизм, который постоянно растет), утрата непререкаемого авторитета мужчины в семье и снижение согласованности воспитательных воздействий родителей, наличие взаимоисключающих понятий отца и матери о воспитании ребенка.

Стереотипы семейного воспитания:

а) детоцентризм – всепрощенческое отношение к детям (вырастают избалованные и эгоистичные дети, не желающие работать и брать на себя ответственность)

б) профессионализм – отказ родителей от воспитания детей под предлогом, что этим занимается школа и т.д. (вырастают дети-одиночки)

в) прагматизм – выработка у ребенка прагматичности, умения легко устраивать свои дела (вырастают люди с чисто утилитарным поведением)

3. Хозяйственно-экономическая, бытовая– ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организация семейного потребления, распределение домашнего труда и т.д.

4. Рекреационная– организация семейного досуга, отдыха, психологической защиты.

59. Проблемы современной семьи. Перспективы развития семейно-брачных отношений в рб.

В современном обществе под воздействием урбанизации, интенсивной миграции, НТР, рыночных отношений, причин социально-экономического, культурного характера наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и т.д.

Основные проблемы современной семьи:

1) женщины перестали быть только хранителями домашнего очага, они активно участвуют в производственной, политической, экономической деятельности, принятии семейных решений. С одной стороны это способствует росту самосознания женщины, с другой – усугубляет конфликтные ситуации, приводит к росту разводов, снижению рождаемости.

2) сокращается количество браков (В РБ за 1990-1999 г.г. на 28%)

3) увеличивается количество разводов (в РБ за 1990-1999 на 30,8%)

4) с каждым годом сокращается рождаемость

5) дестабилизация брака вследствие внутрисемейных конфликтов

Уровни супружеских взаимоотношений, на которых возможны конфликты:

1. Психофизиологический – психофизиологическая несовместимость супругов (чаще всего сексуальная неудовлетворенность)

2. Психологический – нездоровый психологический климат в семье, постоянные ссоры, придирки, пьянство, супружеская неверность.

3. Социально-ролевой – хаотичность семейного уклада, неправильное распределение семейно-бытовой нагрузки.

4. Социокультурный (духовный) – непонимание друг друга, неуважение, отсутствие интереса хорошего общения.

Причины конфликтов:

а) возникающие во время брака

б) присутствующие до брака (факторы риска – риск будущего развода): большая разница в образовании и возрасте между супругами (особенно если намного старше женщина), склонность к алкоголизму одного из супругов, легкомысленное отношение к браку и семье, ранний возраст вступления в брак, вероятность скорого рождения ребенка, слишком короткие сроки знакомства, резкое несогласие родителей на брак, брак по принуждению без взаимного согласия, желание уйти от родителей. Серьезное влияние оказывает неподготовленность к браку.

Наибольшее число разводов приходится на возраст 25-30 лет, когда супруги становятся самостоятельными в материальном плане и молоды, чтобы создать новую семью, и 40 лет, когда вырастают дети и нет необходимости создавать семью. Максимальное число разводов приходится на первые пять лет супружеской жизни.

Причины, ведущие к разводам:

1) бытовые – неудовлетворительные жилищные условия, материальная необеспеченность

2) межличностные конфликты – утрата любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, болезнь одного из супругов

3) внешние – измена, появление новой семьи или нового чувства у инициатора развода и т.д.

Для сохранения семьи, решения ее многочисленных проблем в некоторых городах созданы службы семьи, оказывающие помощь молодым семья, решаются семейные социально-экономические и воспитательные проблемы.

studfile.net

Воспитательные функции семьи

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.     Введение  3

2.     Воспитательная функции семьи  3

3.     Заключение  7

Список литературы   8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья – многослойное социальное образование и является предметом изучения разноплановых дисциплин. Социальный портрет современной семьи, прежде всего, характеризуется демографическими показателями: численностью, размером и составом семей, коэффициентами брачности, детности и разводимости, числом детей, проживающих в неполных семьях.

Семья сегодня испытывает дефицит компетентности по вопросам формирования у детей позитивных социальных, установок, по взаимодействию со специалистами при необходимости консультативной психолого-педагогической, специализированной медицинской и социально-правовой помощи. Одновременно педагоги, школьные психологи, социальные работники испытывают затруднения в работе с такими семьями, так как слабо разработано методическое обеспечение компетентного отношения к проблемному поведению детей.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.

 

 

Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, который дает семья.

Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера – все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы.

Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.

Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, по незнанию, по легкомыслию допускает серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей.

Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

·        Демографический — структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало- или многодетная).

·        Социально-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

·        Социально-экономический — имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

·        Технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера – все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы.

Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.

Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, по незнанию, по легкомыслию допускает серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого процесса семейного воспитания.

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».

Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.

 

 

Воспитательная функция тесно связана с репродуктивной, когда речь идет о социальном воспроизводстве населения. Семья дает первичную социализацию индивиду, ребенку, учит его жить среди людей. Но этими мерами не ограничивается ее воспитательная функция. Семья прививает ребенку основы определенных идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок, в семье он познает и осваивает нравственные нормы, здесь же у него вырабатываются первичные навыки и образцы поведения, шлифуются индивидуальные нравственно-психологические черты, особенности. Да и фундамент физического здоровья и развития закладывается в семье. Это происходит, прежде всего, благодаря воспитательной деятельности семьи, то есть целенаправленному воздействию на ребенка с целью привития ему определенных заранее заданных качеств с учетом требований общества. Воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребенка с членами семьи, родственниками, всеми людьми, с которыми семья поддерживает более или менее постоянные отношения. Такая первичная социализация служит как бы соединительным звеном между «малым» миром ребенка, где он получает свои первые впечатления от жизни, с «большим» миром, в который он переходит по мере созревания.

 

 

 

1.      Азаров Ю. П. Семейная педагогика: — Питер; 2011 г., 400 стр.

2.      Баркан А. Рядовые семейных войн, или Как мы создаем проблемы своим детям: — АСТ; 2009 г., 416 стр.

3.      Зверева О. Л., Ганичева А. Н., Кротова Т. В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: — Сфера; 2009 г., 256 стр.

4.      Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: — Либроком; 2010 г., 218 стр.

xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai

Функции семьи

Семья представляет собой социальный институт, наделенный различными функциями, которые постепенно изменялись в историческом развитии.

Функции семьи  делят на основные и вторичные. Основные функции представлены на всех этапах развития семьи, роль вторичных функций возрастала или уменьшалась в разные исторические периоды.

Основными функциями семьи являются репродуктивная, воспитательная и хозяйственно-экономическая функции.

Репродуктивная функция

Репродуктивная функция отвечает за  биологическое воспроизводство населения (деторождение) и является одной из важнейших функций. Так же репродуктивная функция регулирует сферу сексуальных отношений супругов, которая является важной для гармоничных и здоровых отношений. В основе репродуктивной функции должны учитываться индивидуальные запросы  и права каждого из супругов. 

Социальная политика большинства стран мира направлена на поддержку родительства как цели создания семьи.
Сегодняшняя демографическая ситуации характеризуется следующими аспектами:

  1.  непрекращающимся падением рождаемости в индустриально развитых странах, как следствие – не обеспечение воспроизводства населения;
  2. старением населения в индустриально развитых странах при тенденции увеличения продолжительности жизни граждан;
  3. абсолютным и относительным сокращением части трудоспособного населения.

В российской семье так же наблюдается снижение рождаемости из-за наличия социальных и экономических проблем, с которыми сталкивается наше общество в последние десятилетия.

На снижение рождаемости влияет множество факторов, среди которых — нерешенность жилищной проблемы, низкий уровень жизни семьи, рост безработицы, особенно среди женщин, алкоголизм членов семьи и другие. Решение всех этих проблем требует выработку грамотной и долгосрочной государственной политики, которая будет направлена на охрану семьи, детства и материнства. 

Воспитательная функция

Воспитательная функция (функция социализации) направлена на передачу детям общепризнанных социальных ценностей, обучение детей социальным ролям, признанным в обществе.

Социолог Т. Парсонс отмечал, что первичная социализация, которая осуществляется в семье, положительно влияет на весь последующий процесс включения личности в

zaochnik.com

51.Понятие семьи и семейного воспитания. Функции семьи.

Главный институт воспитания – семья. В современной педагогической литературе семья – социальный воспитательный коллектив, т.к. все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется личной стороной отношений и каждый этап в ее развитии связан с выполнением определенных функций:

1) хозяйственно-экономическая – ведение хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых услуг, забота о нетрудоспособных ее членах

2) репродуктивная – рождение и воспитание, подготовка их к жизни в обществе. Эта функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода

3) воспитательная – создание условий для личностного роста, формирования и развития детей, передача им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей, создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных взаимоотношений, оказание психологической поддержки каждому члену семьи

4) коммуникативная – организация внутреннего общения, взаимосвязь семьи с другими людьми, другими семьями и социальными группами

5) рекреативная – организация досуга, развлечение детей, создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранение и укрепление здоровья каждого члена семьи

6) организация первичной социализации – обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культура страны, обучение нравственным нормам, традициям народа.

Семья – это малая группа общества, члены которого связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, моральной ответственностью. Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная задача семейного воспитания – подготовка детей к жизни, усвоение детьми знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования «Я» в условиях семьи. Цели, средства семейного воспитания обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития. Семейное воспитание обычно строится на основании идеологии, морали, системы взаимоотношений того социального строя, к которому относится семья.

Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей. Слагаемыми культуры родителей являются конкретные знания по педагогике, психологии, медицине, физиологии, этике, праву.

Методы семейного воспитания:

1) показание образца

2) создание положительного отношения к форме поведения, которой следует добиваться

3) демонстрация преимуществ данной формы поведения

4) предупреждение нарушения поведения ребенком

5) контроль за действиями

6) стимулирование самоконтроля

7) организация практической деятельности

8) убеждение и разъяснение нравственности, правовых норм и категорий (анализ конкретной жизненной ситуации, обсуждение вместе с ребенком конкретного поступка, личный пример родителей, праведный гнев как средство убеждения).

9) Поощрение как способ стимулирования желаемого поведения ребенка

10) Наказание

studfile.net

Роль семьи и её функции в воспитании личности дошкольника

Роль семьи и её функции в воспитании личности дошкольника

Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни. Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе. И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главенствующую роль в формировании личности ребенка.

Основная функция семьи – обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве, воспитании детей. Общение в семье обеспечивает согласованность и целенаправленность усилий супругов для достижения тех или иных целей, важных для семьи, а также для удовлетворения индивидуальной потребности личности в духовной близости с любым человеком. В ходе такого общения супруги обмениваются сокровенной и значимой только для них информацией, сопереживая, еще лучше понимают друг друга, обогащаются интеллектуально и нравственно. Духовное общение у супругов неразрывно связано с интимным.

   Важно понимать, что с течением времени в семье удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции выходят на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезают. Появление детей в семье выдвигает на первый план функцию воспитания и быта. В молодой семье на первом месте может быть секс, а в пожилой — нет. 
   При капиталистических отношениях в государстве статусная функция семьи выше, чем при социалистических. Это связано с тем, что семья для многих — источник могущества и наследства. 
    Семьи, адекватно выполняющие все или большинство функций, называются функциональными. В случае нарушений многих функций (особенно приоритетных) такие семьи называют дисфункциональными. Семейные функции являются основным предметом работы психологов, занимающихся семейным консультированием.
    Частично нижеперечисленные функции пересекаются, например воспитательная и обучающая, экономическая и хозяйственно-бытовая, однако предмет каждой функции уникален, поэтому их не следует смешивать[Андреева 2004:152]. 
Остановимся на каждой из этих функций более подробно.

Прежде всего, охарактеризуем функцию физического развития. Под физическим развитием не стоит понимать только лишь совместные занятия утренней гимнастикой или выполнение нескольких спортивных упражнений раз в день.

Такие проявления воспитания сказываются на детском здоровье положительно, однако к физическому развитию ребенка относятся и формирование у него в раннем возрасте простейших двигательных навыков – сидения, ходьбы без поддержки, и приобщение его к здоровому образу жизни. Прививать ребенку любовь к физкультуре и спорту нужно с раннего детства. Делать это рекомендуется, привнося развлекательный элемент в совместные занятия, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника. Для более старшего ребенка показательным будет собственный пример родителей. Совместные занятия физкультурой и спортом не только укрепляют здоровье, но и повышают сплоченность семьи.

Становление личности. В семейной среде ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому его личность формируется под влиянием семьи, в процессе взаимоотношений с родственниками. Происходит этот процесс по двум основным направлениям:

  1. Родители и другие родственники целенаправленно влияют на ребенка: воспитывают его, прививают определенный образ мыслей, формируют привычки.

  2. Ребенок наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родными людьми и старается вести себя так же, как и они.

Такое семейное взаимодействие формирует, однако, не только личность ребенка. Даже взрослые люди, их поведение и привычки с течением времени меняются. И влияние семейной среды играет в этом не последнюю роль. Коррекция культуры поведения и нравственность Культура поведения – это совокупность тех правил и норм, придерживаться которых мы должны, живя в обществе. Вести себя правильно родители учат своих детей с раннего возраста. При этом взрослые делают следующее:

— обучают ребенка правильно себя вести с другими людьми: с воспитателями и учителями, детьми в школе и на игровой площадке, с родственниками и совершенно незнакомыми людьми с улицы;

— учат ребенка правилам этикета и доброжелательному общению; рассказывают ребенку, как нужно говорить правильно, учат его новым словам и прививают любовь к книге;

— обучают правилам личной гигиены.

Фактически так у ребенка формируются культура деятельности, общения и речи, а также навыки личной гигиены.

Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам.

Формирование любознательности и творческих интересов. Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка. У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями. Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка.

Репродуктивная функция.Воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода. Забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения. 
   Воспитательная функция.Формирование личности ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Однако непорядок в воспитании может обернуться взаимной ненавистью, это тоже надо учитывать. 
   Обучающая функция.В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п. 
   Коммуникативная функция. Посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством. Влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия. Организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха, связанного с общением. Взаимное культурное и духовное обогащение. 
   Важно понимать, что русское слово «общение» и латинское «communicatio» происходит от «общее». То есть именно в семье происходит первый опыт деления общим, обретения общим с другим человеком, без чего немыслима дальнейшая социализация человека[Андреева 2004:158]. 
   Функция эмоционального удовлетворения. Отсутствие тепла и взаимопонимания, любви может быть причиной эмоциональных и поведенческих трудностей. Эмоциональная функция семьи — это удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья. 
   Духовно-психотерапевтическая функция.Духовное общение — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Психотерапевтическая — позволяет членам семьи устраивать спонтанные психотерапевтические сеансы. 
   Развлекательно-рекреативная функция.Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга. 
   Хозяйственно-бытовая функция.Удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. Удовлетворение потребности в сохранении их здоровья — хозяйственно-бытовыми способами. Питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета. 
   Экономическая функция.Ведение членами семьи общего хозяйства. Формирование крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности. Общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов. Наличие своего бюджета. Организация потребительской деятельности [Андреева 2004:161]. 
   Статусная функция .Передача по наследству некоторых статусов, например место в культуре, национальность, место в социальной страте и др. Особенно велико место этой функции в классовых обществах. 
   Функция первичного социального контроля. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами. Семья — малая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений. 
   Функция социализации.Центральное место в социализации занимает семья . Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности. 
   Защитная функция.Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. 
   Функция объединения усилий. Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. 
Обучение. Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители: улыбка матери новорожденному ребенку; уход за ним; ответы на вопросы маленького почемучки; совместное чтение книг; просмотр развивающих телепередач; даже обычное общение обучают ребенка. Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами. Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт. Многое при этом зависит от стиля семейного воспитания.

infourok.ru

Родительское собрание «Воспитательные функции семьи»

Воспитательные функции семьи.

Петрова Т. Е. – педагог-психолог.

«Научить человека быть счастливым

нельзя, но воспитать его так,

чтобы он был счастливым, можно».

А.С. Макаренко

Уважаемые родители и их родственники!

Сегодня я хотела бы Вам рассказать о важной роли родителей – это умение устанавливать благополучные детско-родительские отношения.

И хотелось бы начать мое выступление с небольшой притчи.

«Однажды Царь спросил у Визиря: «Что важнее природа или воспитание?». Визирь, подумав, ответил: «Природа! Ибо это корень. А как известно жизнь даже самого маленького листочка зависит от корня».

И как Вы поняли, что корень – это Вы – родители, которые дают начало детской жизни!

Чтобы научиться поддерживать ребенка, взрослым, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрения того, что он делает.

Семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка — все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.

Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т.д. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое — хорошие родители.

Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

СЛАЙД Функции семьи:

  • репродуктивная (детородная) — воспроизводство потомства — главная функция семьи;

  • воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

  • хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

  • экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних

и нетрудоспособных членов семьи;

  • функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи:

  • духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи;

  • социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

  • досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

  • эмоциональная — оказание психологической поддержки членам семьи.

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Произошедшие не так давно социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию в мире. Семья, очень уважаемый социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.

Однако сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения — ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких.

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы.

Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание.

СЛАЙД Факторы, влияющие на формирование личности делятся на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы (по классификации А. В. Мудрика).

  • Макрофакторы (космос, планету, страну, общество и государство).

  • Мезофакторы (рост и развитие детей в разных частях земного шара).

  • Микрофакторы (тип поселения (село, город), этнокультурные и исторические условия).

Среди микрофакторов выделяют семью, школу и ближайшее окружение ребенка.

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье — это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Как надо воспитывать своего ребенка?

Как правило, родители ждут конкретного ответа на этот вопрос: воспитывать строго или снисходительно? наказывать или не наказывать? воспитывать авторитетно или по-товарищески? чувством или разумом?

Воспитание в широком смысле этого слова — это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Как и любой другой процесс, воспитание детей в семье имеет ряд определенных задач и целей. Основной целью воспитания является становление ребенка как личности. Причем личность эта должна быть всесторонне развита, как в интеллектуальном, так и в физическом плане. А для достижения этой цели ставится ряд задач.

СЛАЙД То есть, основными задачами воспитания детей в семье являются трудовое, эстетическое, нравственное, физическое и половое воспитание.

На половом воспитание мы с Вами остановимся поподробнее.

ПРОФИЛАКТИКА РАННЕЙ БЕРЕМЕННОСТИ

СЛАЙД За последнее десятилетие, как в нашей стране, так и в городах и селах, резко изменилось сексуальное поведение молодых людей. Возросла сексуальная активность подростков, порождающая комплекс проблем:

· Нежелательная беременность;

· Болезни, передаваемые половым путем, включая СПИД;

· Половые преступления.

Очень часто родители не замечают, как их маленькая девочка и маленький мальчик в один миг становится взрослой женщиной и мужчиной.

Каковы причины беременности в раннем возрасте? Как предостеречь свою дочь от незапланированной ранней беременности?

СЛАЙД Раннее начало половой жизни, плохая осведомленность о методах и средствах контрацепции, недостаточное их использование приводят к росту абортов и родов у подростков в условиях их биологической, психологической и социальной незрелости.

Деторождение в раннем возрасте связано с высоким риском заболеваемости и смертности как самой матери, так и ее ребенка. Кроме того, юное материнство ограничивает возможности для получения образования и оказывает неблагоприятное влияния на социальное и культурное развитие подростка.

СЛАЙД Подростки в силу своей психо-социальной уязвимости не в состоянии адаптироваться к постоянно меняющейся социальной ситуации в стране и легко становятся жертвами своей безграмотности в вопросах ответственного поведения и безопасного секса.

В России давно заговорили о буме подростковой беременности, но мы пока еще спокойно наблюдаем за процессом. А может, уже пора бить во все колокола?

Сегодня мы должны во весь голос говорить о важности роли семьи, об ответственности не только матерей, но и отцов.

Нервная система подростков весьма ранима, она терпит грубого вмешательства, неуважительного отношения к внутреннему миру и переживаниям.

СЛАЙД Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Тогда возникает доверие, желание поговорить о трудностях, поделиться радостью первого чувства, получить совет от близких людей, а не от людей «с улицы». Нельзя воспитание на этом этапе сводить к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими указаниями как поступать. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу юные влюбленные пришли сами.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Наберитесь мудрости, отнеситесь с понимание к тому, что ваш ребенок стремиться общаться с противоположным полом: так он обретает социальный опыт, без которого вряд ли будет в последствии счастливым.

В первую очередь, необходимо быть в доверительных отношениях, разговаривать со своим ребенком, не обходя так называемые «запретные» темы. Это, конечно, касается не только родителей девочек. Мальчики также нуждаются в подобном общении, особенно со стороны отца. Можно дать почитать своему ребенку необходимую литературу, если чувствуете, что не готовы к подобным разговорам. «Подбрасывание» подросткам «таблеток от головной боли родителей» — презервативов — вариант неплохой, но этого, конечно, недостаточно. Ведь только комбинируя полученные знания о половом воспитании и методы предохранения, девочки-подростки смогут себя защитить от нежелательной ранней беременности. Конечно, здесь речь не идет о криминальных случаях, таких, как изнасилование, от которых, к сожалению, никто не застрахован. Тем не менее, и об этой опасности дети тоже должны быть проинформированы.

Безусловно, нельзя сказать, что ранняя беременность имеет только негативные последствия. Есть, конечно, и счастливые исключения, как, например целеустремленная и не сломленная жизненными трудностями юная Катя Тихомирова из любимого многим кинофильмы «Москва слезам не верит» в исполнении Веры Алентовой. Но много ли таких Кать среди нас?

Период взросления сопровождается проблемами, с которыми необходимо уметь справиться. Одна из самых серьёзных – незапланированная беременность. Более миллиона девушек в год оказывается в «интересном положении» раньше, чем справляет 18-й день рождения.

Всем родителям хочется думать, что их дочери ещё не повзрослели, но, увы, с начала пубертатного периода никто не застрахован от неприятных сюрпризов.

Организм подростка не вполне готов к беременности – тазовые кости ещё недостаточно расширились, гормональный фон не стабилизировался, рост тела не завершился. У несовершеннолетних мам высок риск выкидышей, токсикозов, материнской и детской смертности – у девушек моложе 15 лет вероятность умереть во время беременности или от родов вдвое выше, чем у взрослых. Из менее опасных осложнений часто встречаются анемия, недостаточный набор веса, преждевременные роды, низкий вес, гипоксию и родовые травмы у новорожденных.

Для школьницы беременность означает серьёзные проблемы с учебой, домашнее обучение или вечернюю школу спустя несколько лет. Да и материальные проблемы не стоит сбрасывать со счетов.

Аборт у нерожавшей девушки приводит к тяжелым последствиям. Среди возможных осложнений – кровотечения, перфорация матки, спайки в яичниках и трубах, бесплодие и заражение крови. Психологические последствия раннего аборта, в особенности проведенного против желания молодой мамы, остаются на всю жизнь. Однако при зачатии в результате инцеста или изнасилования сохранение беременности может привести к тяжелейшим душевным заболеваниям или суициду.

СЛАЙД Начало половой жизни — это очень ответственный момент для каждого молодого человека или девушки.  Вы в ответе за здоровье своих детей, будущее и судьбу ребенка. Всегда необходимо помнить о возможных последствиях.

Гораздо проще и безопаснее предовратить беременность, чем ее прерывать! Для этого всего лишь необходимо пользоваться эффективными и безопасными методами контрацепции.

Многие родители предпочитают не вникать в основы сексуального воспитания своих детей. Они возлагают эту ответственность на средства массовой информации, школу и интернет.             

Приобретение книг и средств контрацепции детям не снижает риск беременности, так как в первую очередь надо привить им желание пользоваться подобными методами для сохранения своего здоровья и социальных возможностей. Поэтому ранняя беременность в подростковом возрасте чаще является следствием неправильного полового воспитания.   

14-16 лет:

Возраст первых свиданий. Высока вероятность узнать, что же это такое – секс, о котором столько говорили. Психологи считают, что никто кроме родителей и других значимых взрослых не может убедить подростка не начинать половую жизнь слишком рано. Вот только тон этих разговоров не должен быть нравоучительным. Внушите дочери, что нужно уметь сказать «нет», если тебе не хочется вступать в близкие отношения. И все же, стоит смотреть на жизнь реально и напомнить подростку, что важно иметь под рукой презерватив!

Важно потому, что в мире существуют венерические заболевания и риск нежелательной беременности. Что касается ранних беременностей, то хорошо бы было иметь контакт с родственницей или подругой, у которой есть маленький ребенок, чтобы обратить внимание подростка на ту уйму времени и сил, что требует лялечка. Ибо бывает, что девочки-подростки действительно ОЧЕНЬ ХОТЯТ ребенка, иррационально, не задумываясь о последствиях такого шага. Но с другой стороны, точно не следует запугивать подростка «ужасами материнства».

После 16 лет разговоры на тему секса между детьми и родителями обычно происходят только при условии очень большого доверия и открытости – хотя и до того без взаимной теплоты и доверия едва ли сможете поднимать эти темы. Так что берегите ваши отношения с детками, они так быстро растут и уходят – сначала в себя, потом к новым горизонтам и партнерам.

СЛАЙД Только грамотно и корректно разъясненная информация, а также доверие и открытость между родителями и подростками поможет избежать таких сложных проблем как ранняя беременность. Кроме того, если девочка не будет испытывать страх перед родителями, то в случае наступления беременности не станет искать сомнительно безопасные пути избавления от нее, а обратится за помощью к близким, что поможет сохранить здоровье, а возможно, и жизнь ей и малышу.

«Установление благополучных детско-родительских отношений»

СЛАЙД Поддерживать ребенка — значит верить в него. Вербально и невербально, старший сообщает ребенку, что верит в его силы и способности.
Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и когда
ему хорошо.

СЛАЙД Психологическая поддержка — это процесс:
• в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
• который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
• который помогает ребенку избежать ошибок или исправлять их;
• который поддерживает ребенка при неудачах, оказывает ему внимание.

СЛАЙД Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
14. Демонстрировать оптимизм.

СЛАЙД Слова поддержки:

— Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо.
— У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
— Это серьезный вызов, и я уверен, что ты готов к нему.
— Это нелегко сделать, но ты сильный, ты справишься.
— В жизни бывают удачи и неудачи. Но вместе преодолеем трудности.

Успехов Вам в воспитании детей и взаимопонимания в Ваших семьях!

infourok.ru

Добавить комментарий