Сонатал для беременных – Сонатал

Музыка рождения – «Сонатал» | Материнство

На правах рекламы

Давно известен факт, что для лучшего поддержания беременности и послеродового воспитания ребенка идеально подходит теплый субтропический климат.

Город-курорт Сочи — не только идеальное место для семейного отдыха, но и главная здравница России.

Развитая инфраструктура, все современные технологии лечения и оздоровления, многофункциональный фитнес-клуб, современная клиника эстетической медицины, детский центр с профессиональными педагогами, лучшая анимационная команда, пляж первой (высшей) категории и дендрологический парк расположились на одной территории – в Санатории «Заполярье».

Высококвалифицированные врачи назначат одну из программ лечения, а для мам и детей разных возрастов разработан новый для города-курорта проект, специальная программа общения с ребенком — «Сонатал».

Занятия проходят в оснащенном детском центре в сопровождении профессиональных музыкальных педагогов, высококвалифицированных врачей-сонатологов и акушеров-гинекологов, которые проводят обучение послеродовому уходу и навыкам общения с ребенком.

Сонатологи Санатория «Заполярье» прошли обучение у автора метода «Сонатал» — Михаила Львовича Лазарева и получили сертификаты, подтверждающие возможность работы с беременными женщинами и детьми.

Что такое «Сонатал»?

Общение матери с ребенком начинается еще задолго до его появления на свет. Ребенок слышит ее голос, чувствует нежные прикосновения, понимает настроение матери и учится передавать свои ощущения посредством движений и вибраций.

Одним из первых, кто обратил особое внимание на общение в пренатальном периоде беременности между матерью и ребенком был Михаил Львович Лазарев – педиатр, психолог и педагог, основоположник пренатального (дородового) воспитания в России.

Чтобы мама могла с ранних периодов развития ребенка не только общаться с ним, но и заниматься его ранним развитием, Михаилом Лазаревым был создан эксклюзивный метод «музыки рождения» — «СОНАТАЛ».

«СОНАТАЛ» — это новая школа совместного развития матери и ребенка. Она раскрывается в особых методах и подходах к правильному воспитанию будущего поколения – «Мамалыш», «Цветоник» и «Здравик».

Программа «Мамалыш» направленна на обучение беременной женщины навыкам общению с ребенком еще до его рождения, на стимуляцию двигательной активности, раннее психоэмоциональное созревание плода, а также на улучшение самочувствия самой беременной женщины, подготовку ее к родам.

«Мамалыш» — это своего рода гимнастика, включающая вокально-речевую деятельность, движения и прикосновения к животу, через которые мать общается со своим дитем.

Для того, чтобы научно объяснить новую систему развития плода в пренатальном периоде изучалась кардиотокография плода и беременной женщины.

Врачи были удивлены, когда увидели, как синхронно меняется картина сердечных сокращений у матери и ребенка во время материнского пения.

Все дело в том, что без пения у матери и ребенка абсолютно разные кривые (155 ударов у ребенка, 78-80 ударов у мамы), но как только мама начинает петь, кривые сердцебиения у обоих становятся похожими (при сохранении прежнего соотношения —  у ребенка в два раза чаще, чем у мамы).

Таким образом ученые получили реальное научное подтверждение «психологической взаимосвязи беременной женщины и ее ребенка» при воздействии материнского пения, ее дыхательной деятельности на сердечно-сосудистую деятельность плода. Было установлено, что характер исполняемой матерью песни влияет на характер кривой кардиотокографии плода, а это, в свою очередь, позволяет говорить о том, что с помощью специально подобранных песенных программ посредством голоса матери можно регулировать сердечную деятельность ее пренатального ребенка.

Программа «Мамалыш» за последние 35 лет дала свои эффективные плоды:

  • отмечен высокий уровень доношенности;
  • выявлен высокий процент детей, находящихся на грудном вскармливании до 1 года;
  • снижена соматическая (телесная) заболеваемость;
  • улучшены показатели психического (память, речь, лидерские качества) и физического развития;
  • отмечены музыкальная и художественная одаренность;
  • сглажены возрастные психологические кризисы.

Дети, прошедшие вместе с матерью программу «Мамалыш» метода «СОНАТАЛ», рождаются более физиологически и эмоционально зрелыми, опережая в развитии своих сверстников. Они более внимательны, любознательны, отличаются хорошей памятью, меньше болеют, любят танцевать, лучше спят, много и с удовольствием рисуют.

А мамы лучше и глубже понимают своего ребенка, у них снижается уровень тревожности, улучшается состояние здоровья, лучше протекают роды и всегда улучшается лактация.

«Цветоник» — это развивающая программа для самых маленьких детей (от 0 до 3 лет).

Хорошо известно, что в первый год жизни ребенок начинает изучать и приобретает самый сложный навык в мире – речь. Чтобы помочь ему как можно раньше заговорить, при этом сохранить и продолжать развивать врожденные навыки, в программе «Цветоник» были разработаны специальные песенные направления, которые с учетом врожденных талантов каждого ребенка предлагает ему совершить увлекательное путешествие, настоящее цвето-музыкальное открытие этого мира с главной основной своевременной задачей развития фонематического слуха.

С взрослением ребенка главной целью становится формирование у него правильного отношения здоровью. Программа «Здравик» научит малышей (в возрасте от 3 до 7 лет) нести ответственность за свое здоровье, во всех смыслах проявления этого слова: физическое здоровье, психологическое здоровье, социальное здоровье.

Соблюдая при этом очень простые и легкие правила, он сможет с легкостью контактировать со сверстниками, налаживать отношения с новыми людьми, быть всегда физически активным и эмоционально устойчивым.

Применяя программы, разработанные М.Л. Лазаревым, в Санатории «Заполярье» мама и ребенок не только отдохнут и оздоровятся, но и получат ценные жизненные советы, с которыми будут работать уже в домашних условиях, постепенно превращая комнату малыша в домашнюю детскую школу жизни.

Г. Сочи ул. Пирогова 10 Санаторий «Заполярье»

Тел: +7(862)259-1-777

        +7(862)259-1-888

        

materinstvo.ru

Программа «Сонатал» — развитие малыша в утробе матери и после рождения

Развитие малыша еще до его рождения возможно во время общения беременной женщины со своим ребенком. Помочь маме научиться такому эффективному общению до и после рождения крохи позволяет программа «Сонатал», которую с успехом применяют специалисты Санатория «Заполярье». Расскажем, как это происходит.

Давно известен факт, что для лучшего поддержания беременности и послеродового воспитания ребенка идеально подходит теплый субтропический климат. Город-курорт Сочи — не только идеальное место для семейного отдыха, но и главная здравница России.

Развитая инфраструктура, все современные технологии лечения и оздоровления, многофункциональный фитнес-клуб, современная клиника эстетической медицины, детский центр с профессиональными педагогами, лучшая анимационная команда, пляж первой (высшей) категории и дендрологический парк расположились на одной территории – в Санатории «Заполярье».

Высококвалифицированные врачи назначат одну из программ лечения, а для мам и детей разных возрастов разработан новый для города-курорта проект, специальная программа общения с ребенком — «Сонатал».

Занятия проходят в оснащенном детском центре в сопровождении профессиональных музыкальных педагогов, высококвалифицированных врачей-сонатологов и акушеров-гинекологов, которые проводят обучение послеродовому уходу и навыкам общения с ребенком.

Сонатологи Санатория «Заполярье» прошли обучение у автора метода «Сонатал» — Михаила Львовича Лазарева и получили сертификаты, подтверждающие возможность работы с беременными женщинами и детьми.

Что такое «Сонатал»?

Общение матери с ребенком начинается еще задолго до его появления на свет. Ребенок слышит ее голос, чувствует нежные прикосновения, понимает настроение матери и учится передавать свои ощущения посредством движений и вибраций.

Одним из первых, кто обратил особое внимание на общение в пренатальном периоде беременности между матерью и ребенком, был Михаил Львович Лазарев – педиатр, психолог и педагог, основоположник пренатального (дородового) воспитания в России.

Чтобы мама могла с ранних периодов развития ребенка не только общаться с ним, но и заниматься его ранним развитием, Михаилом Лазаревым был создан эксклюзивный метод «музыки рождения» — «Сонатал».

«Сонатал» — это новая школа совместного развития матери и ребенка. Она раскрывается в особых методах и подходах к правильному воспитанию будущего поколения – «Мамалыш», «Цветоник» и «Здравик».

Программа «Мамалыш» направленна на обучение беременной женщины навыкам общению с ребенком еще до его рождения, на стимуляцию двигательной активности, раннее психоэмоциональное созревание плода, а также на улучшение самочувствия самой беременной женщины, подготовку ее к родам.

«Мамалыш» — это своего рода гимнастика, включающая вокально-речевую деятельность, движения и прикосновения к животу, через которые мать общается со своим дитем.

Для того, чтобы научно объяснить новую систему развития плода в пренатальном периоде, изучалась кардиотокография плода и беременной женщины.

Врачи были удивлены, когда увидели, как синхронно меняется картина сердечных сокращений у матери и ребенка во время материнского пения.

Все дело в том, что без пения у матери и ребенка абсолютно разные кривые (155 ударов у ребенка, 78-80 ударов у мамы), но как только мама начинает петь, кривые сердцебиения у обоих становятся похожими (при сохранении прежнего соотношения —  у ребенка в два раза чаще, чем у мамы).

Таким образом ученые получили реальное научное подтверждение «психологической взаимосвязи беременной женщины и ее ребенка» при воздействии материнского пения, ее дыхательной деятельности на сердечно-сосудистую деятельность плода.

Было установлено, что характер исполняемой матерью песни влияет на характер кривой кардиотокографии плода, а это, в свою очередь, позволяет говорить о том, что с помощью специально подобранных песенных программ посредством голоса матери можно регулировать сердечную деятельность ее пренатального ребенка.

Программа «Мамалыш» за последние 35 лет дала свои эффективные плоды:

•    отмечен высокий уровень доношенности;

•    выявлен высокий процент детей, находящихся на грудном вскармливании до 1 года;

•    снижена соматическая (телесная) заболеваемость;

•    улучшены показатели психического (память, речь, лидерские качества) и физического развития;

•    отмечены музыкальная и художественная одаренность;

•    сглажены возрастные психологические кризисы.

Дети, прошедшие вместе с матерью программу «Мамалыш» метода «Сонатал», рождаются более физиологически и эмоционально зрелыми, опережая в развитии своих сверстников. Они более внимательны, любознательны, отличаются хорошей памятью, меньше болеют, любят танцевать, лучше спят, много и с удовольствием рисуют.

А мамы лучше и глубже понимают своего ребенка, у них снижается уровень тревожности, улучшается состояние здоровья, лучше протекают роды и всегда улучшается лактация.

«Цветоник» — это развивающая программа для самых маленьких детей (от 0 до 3 лет).

Хорошо известно, что в первый год жизни ребенок начинает изучать и приобретает самый сложный навык в мире – речь. Чтобы помочь ему как можно раньше заговорить, при этом сохранить и продолжать развивать врожденные навыки, в программе «Цветоник» были разработаны специальные песенные направления, которые с учетом врожденных талантов каждого ребенка предлагает ему совершить увлекательное путешествие, настоящее цвето-музыкальное открытие этого мира с главной основной своевременной задачей развития фонематического слуха.

С взрослением ребенка главной целью становится формирование у него правильного отношения здоровью. Программа «Здравик» научит малышей (в возрасте от 3 до 7 лет) нести ответственность за свое здоровье, во всех смыслах проявления этого слова: физическое здоровье, психологическое здоровье, социальное здоровье.

Соблюдая при этом очень простые и легкие правила, он сможет с легкостью контактировать со сверстниками, налаживать отношения с новыми людьми, быть всегда физически активным и эмоционально устойчивым.

Применяя программы, разработанные М.Л. Лазаревым, в Санатории «Заполярье» мама и ребенок не только отдохнут и оздоровятся, но и получат ценные жизненные советы, с которыми будут работать уже в домашних условиях, постепенно превращая комнату малыша в домашнюю детскую школу жизни.

Санаторий «Заполярье» г. Сочи ул. Пирогова 10

Тел: +7(862)259-1-777; +7(862)259-1-888

Сайт санатория «Заполярье»

Метод «СОНАТАЛ»

Санаторий«Заполярье» Instagram

Санаторий «Заполярье» VKontakte

Санаторий «Заполярье» Facebook

 

www.u-mama.ru

Сонатал — метод музыкальной стимуляции плода и новорожденного

Более ста лет назад ученые морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за период внутриутробного развития плода. С другой стороны существовала достоверная научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровень интеллектуального развития, психической зрелости ребенка. В связи с этим в последние десятилетия сначала в Европе, а затем и в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в доровый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга.

С конца семидесятых годов появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — дородовое воспитание. С созданием новой медицинской аппаратуры (ультразвук, волоконная оптика, гидрофонные акустические системы аудиозаписи) появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода.

В 1982 г. японские ученые с помощью гидрофона определили, что внутриутробною ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. При этом все звуки носят приглушенный характер, теряя до 30% своей громкости. Наиболее громким оказался шум работы материнского сердца.

Известно, что у четырехнедельного зародыша уже определяется сердечная пульсация — 145 ударов в минуту, т.е. сердце начинает свою деятельность задолго до того, как возникает необходимость в его основной — насосной функции. Возможно, сердце выполняет роль первичного виброгенератора, запускающего психофизиологические процессы организма.

Пятинедельный зародыш уже реагирует на стимулы. С помощью специальной аппаратуры, позволяющей проникнуть в полость матки, удалось показать, что прикосновения к его тельцу вызывают ответную двигательную реакцию.

С восьмой недели развития у плода отмечается бурный рост клеток мозга. С двенадцатой недели лицо зародыша начинает приобретать собственные черты и отражать то, что происходит в окружающей среде.

В четырнадцать недель плод начинает реагировать на звук. Выявлено, что дети способны внутриутробно воспринимать речевые структуры и определенным образом реагировать на них

К концу 80-ых годов беременные женщины начали слушать музыку через аудиоплейер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слушали нравящуюся им музыку.

Еще никогда в истории развития человечества между беременной женщиной и ее ребенком не было таких осознанных отношений. Но корни этого явления исторически очень глубоки. Например, в Китае 2000 лет назад практиковали дородовое воздействие на ребенка — беременные женщины ежедневно занимались многочасовым пением; в Японии — беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в красивой местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка.

До последнего времени года в странах Северной Европы было обычным явлением, когда беременные женщины подолгу сидели на ступеньках своего дома и пели народные и религиозные песни. А в Полинезии и сейчас практикуются специальные танцы и ритмические действия с беременными женщинами. Всемирно известный калифорнийский врач-акушер Рене Ван де Кар пятьдесят лет занимается разработкой методики работы с беременной женщиной и плодом. Он использует тактильное воздействие рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяющимися односложными словами. По его рекомендации беременные женщины занимаются этим ежедневно в течение 10-20 минут, начиная с середины беременности до родов.

Ведущий специалист в области дородовой педагогики в США Брент Логан с 1986 года занимается исследованием воздействия звука на организм еще не родившегося ребенка. По его концепции сердце является биологическим регулятором всех процессов в развивающемся организме, генератором импульсов, под которые подстраивает свою деятельность мозг. Для того, чтобы дать мозгу дополнительную информацию, Брент Логан предлагает беременным женщинам для прослушивания набор из 16 кассет с записями усложненного характера сердечного ритма (вариации частоты и высоты звука).

Метод «Сонатал» апробирован с 1984г. в детских поликлиниках и женских консультациях Москвы, Сыктывкара, Магнитогорска, Тамбова и других городов России. Особое развитие метод получил в г. Набережные Челны, где на выборке в 1000 человек (500 — группа пренатального воспитания, 500- контрольная группа) были получены следующие факты:

  • Осложнение беременности в группе пренатального воспитания (ПВ) составили 36 %, а в контрольной группе (КГ)- 92,5 %.
  • Роды без патологии в группе ПВ составили 68 %, а в КГ — 15 %.
  • Состояние здоровья новорожденных, выписанных из родильного дома, в обоих группах разделилось следующим образом (см. Таблицу № 1).

Таблица № 1. Показатели эффективности метода «Сонатал»

Группы здоровьяГруппы детейПВКГ1-я группа здоровья24 %3,7 %2-я группа здоровья76 %70 %3-я группа здоровья026,3 %

Интересные данные были получены и в анализе заболеваемости детей в возрасте до 6 месяцев. Если в контрольной группе заболеваемость детей составила 17,77 %, то в группе детей после пренатального воспитания она в 2,5 раза ниже- 7,20 %.

Анализ же нервно-психического развития показал, что дети этой группы (ПВ) на 1 месяц опережают в своем развитии своих сверстников по основным психомоторным реакциям.

Средние показатели психомоторного развития детей 1-го года жизни, прошедших дородовую музыкальную стимуляцию по методу » Сонатал» оказались выше соответствующих норм в России( см. Таблицу № 2).

Таблица №2. Средние показатели психомоторного развития детей 1-го года жизни, прошедших дородовую музыкальную стимуляцию по системе «Сонатал»

ПризнакСроки обнаружения признака«Сонатал»нормы в РоссииПоказатели психического развитияУлыбается19 день1 мес.Следит глазами за погремушкой1 мес.1,5 мес.Произносит первые слоги5 мес.6 мес.Произносит первые слова9 мес.10-12мес.Показатели двигательного развитияДержит головку16 день3- 4 нед.Произвольное движение рук и ног1 мес.2 мес.Берет сам игрушки3 мес.5 мес.Переворот со спины на живот3,5 мес.5 мес.Сидит с поддержкой3.5 мес.5 мес.Сидит самостоятельно5,5 мес.6 мес.Стоит с поддержкой7 мес.8 мес.Стоит самостоятельно10 мес.10 мес.Ходит11 мес.11- 12 мес.

Анализ дневников, помимо вышеназванных показателей, которые отмечали мамы, позволил выделить еще несколько показателей. Все мамы отмечали близкую духовную связь с ребенком, повышение его музыкальности, доминирование положительных эмоций и повышение общей творческой активности детей. Приведем несколько высказываний мам:

«Я занимаюсь с 27 недель. Сходив на первое занятие „Сонатал“ я удивилась, что такие музыкальные занятия существуют. На второе занятие я опоздала и решила не идти, но малыш так начал пинаться, что мне пришлось чуть ли не бегом добираться. Здесь мы поем, рисуем, лепим, в общем, отдыхаем, отключаемся от всей жизненной суеты. Мне и моему малышу нравится ходить на эти занятия.» Федотова Елена «Пришла я на эти занятия в первый раз по направлению врачей из поликлиники. Ну, подумала, отмечусь и ладно. Но когда пришла на первое занятие, посидела, послушала — для меня весь мир перевернулся. Тут нас настолько тепло приняли, что я почувствовала себя именно женщиной, Женщиной с большой буквы. Это счастье — чувствовать, что ты и твое неродившееся еще дитя нужны не только мужу, дочке, родным, но и обществу. Час занятий — это ощущение, что улетаешь в другой мир, мир доброты, тепла, красоты и света. Здесь снимаются все стрессы, переживания и остается одно — любовь, любовь к дорогому, милому малышу. У меня уже есть дочь, ей 5 лет. Она с удовольствием занимается со мной. Мы всегда с ней после песенки для ляльки: кушаем-поем, гуляем-поем, засыпаем-поем. А муж смотрит на нас и улыбается, и тоже поет. И все с нетерпением ждем появления малыша. С уважением, Павлова Татьяна Николаевна, 36 лет. 25.05.98.»

В качестве документа, подтверждающего эффективность данного метода можно привести резолюцию Республиканской конференции «Новые технологии в перинатологии. Дородовая педагогика», проходившую 24-25 сентября 1998г. в г. Набережные Челны Республики Татарстан. В резолюции отмечается, что на конференции обобщен трехлетний опыт работы детских поликлиник и женских консультаций города Набережные Челны по проблемам сохранения здоровья и управления процессами, влияющими на состояние здоровья беременных женщин, детей раннего возраста и подростков.

Было отмечено, что применение методики «Сонатал» одновременно во всех детских поликлиниках и женской консультации города позволило значительно снизить младенческую смертность ( 1996 — 18 промилей; 1997 — 11,5 промилей; 1998 — 8 мес. — 10,8 промилей), заболеваемость детей в перинательном периоде и в возрасте до 1 года.

Выявлено влияние метода на состояние здоровья беременной женщины, заболеваемость в течение беременности, а также длительное сохранение лактации.

Методика, а также ее элементы, разработанные в городе, начали применять в школах и дошкольных учреждениях. Это дало основание сделать вывод о том, что в г. Набережные Челны создана модель управления состоянием здоровья беременных женщин, подростков и детей, начиная с пренатального возраста.

Конференция считает, что разработанная модель является действительно эффективной и может быть использованана в практическом здоравоохранении как в данном регионе, так и в других территориях Российской Федерации.

Кроме занятий с самими детьми, мы в 1985г. провели месячный эксперимент по музыкальным занятиям с кормящими мамами отделения недоношенных детей НИИ педиатрии АМН СССР, которые два раза в неделю, по одному часу пели и играли на триолах- детских духовых музыкальных инструментах. В результате мы получили неожиданный эффект- улучшение лактационной функции у матерей, что расширило наши представления о возможностях эмоционально-дыхательного тренинга и влиянии его на телесные функции.

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы.

Во-первых, разработанный метод дает возможность обнаружить элементарные формы эмоциональных реакций и их связь с двигательными, а следовательно, с дыхательными реакциями плода. Из этого вытекает, что уже в пренатальном возрастном периоде можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода (двигательную, эмоциональную, дыхательную) и даже управлять их развитием.

Во-вторых, найден способ, позволяющий естественным образом воздействовать на развитие плода. Таким способом оказалось музыкальное (звуковое) воздействие в виде вокально-речевой деятельности мамы, а также в виде прослушивания музыкальных (звуковых) программ.

В-третьих, полученные данные позволяют разработать программы обучения будущих матерей навыкам формирования здоровья ребенка.

Главный вывод, который можно сделать, обобщив все данные исследования, заключается в том, что музыкальная стимуляции развития будущего ребенка положительно сказывается как на психических, так и на физических его качествах.

При этом выяснилось, что занятия по методу «Сонатал» активизируя жизнедеятельность беременной женщины и способствуя формированию ее здоровья, определяют ее отношение к ребенку в будущем.

Проведенное нами исследование позволило выделить дородовый период как самостоятельный, первый период в периодизации психического развития, так как в нем можно обнаружить все три признака психического развития: социальную ситуацию развития (внешнее звуковое воздействие), ведущую деятельность (избирательная активность) и психическое новообразование (сенсомоторное оживление).

Таким образом дородовый период рассматривается в рамках разработываемой нами теории формирования здоровьеобразующей деятельности как период, в котором с помощью специальных методов («Сонатал») возникает импринтинговое слияние дыхательного процесса с сенсомоторными реакциями.

Полученные в процессе исследования многочисленные подтверждения избирательной активности плода, с дальнейшим проявлением после рождения уже сформированных поведенческих навыков, более значимых по сравнению с позднее приобретенными позволили нам выдвинуть гипотезу о существовании у плода пренатального импринтинга.

Метод рекомендован к применению МЗ РФ с 1996г.

www.baby.ru

ШКОЛА ПРЕНАТАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПО МЕТОДУ «СОНАТАЛ» — Сонатал

ИНФОРМАЦИЯ

В структуре Научного центра здоровья детей РАМН работает отделение пре- и перинатального здоровья детей. С целью укрепления здоровья еще не родившегося ребенка, а также его мамы в рамках нового направления профилактической медицины — пренатальной педиатрии, применяются новейшие современные технологии, в частности, метод «Сонатал».
Сонатал (от лат. sonus — звук и natal — рожденный) — метод и программа для беременных женщин по дородовому (пренатальному) развитию и воспитанию ребенка с помощью музыки (методические рекомендации Миздравсоразвития РФ № 13-03/10-279 от 30.09.96). В основе метода лежит пение беременной женщины с тактильно-двигательным сопровождением.
Научный анализ данных, полученных в процессе почти 30 летней апробации данной системы на уровне большой популяции детей (с 1983 по 2012 год через школу пренатального воспитания «Сонатал» прошло более 50 тысяч детей, из них 30 тысяч детей — в г.Набережные Челны) показал, что система пренатального воспитания улучшает состояние здоровья беременной женщины и ребенка до и после его рождения (снижение патологии беременности и родов, повышение лактации, снижение соматической заболеваемости детей грудного и раннего возраста, повышение показателей их психомоторного развития).

Программа занятий с беременными женщинами по методу «Сонатал»
Оздоровительно-профилактический курс по методу «Сонатал» включает 10 консультативных занятий. Занятия проводятся педиатром и пренатальным педагогом – музыкантом, 2 раза в неделю, длительность занятия – 1 час. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах. График проведения занятий согласуется со всеми членами группы.
При проведении занятий учитываются период беременности, возраст и состояние здоровья каждой беременной женщины. Для каждой беременной женщины составляются индивидуальные программы занятия в домашних условиях.
В процессе занятий проводится экспресс-тестирование состояния женщины и двигательной активности ребенка, позволяющее вводить коррективы в программу.
После окончания первичного курса, по согласованию с мамами, занятия могут быть продолжены.

Дополнительные программы работы с беременными женщинами
По согласованию с мамами курс пренатальной профилактики быть значительно расширен, включая консультативные приемы акушера-гинеколога, диагностические программы, физиотерапевтические процедуры.

Программа занятий с детьми
После рождения ребенка занятия с ним продолжаются по программе «Интонинг» (сенсомоторная гимнастика с детьми от 0 до 3 лет).
Руководитель Сонатал-школы – зав.отделением пре- и перинатального здоровья детей НИИ ПП и ВЛ НЦЗД РАМН Лазарев Михаил Львович

Запись производится по телефону: 8 (499) 134-0758, 8-903-296-7771.

www.sonatal.ru

Сонатал — метод музыкальной стимуляции плода и новорожденного

Более ста лет назад ученые морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за период внутриутробного развития плода. С другой стороны существовала достоверная научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровень интеллектуального развития, психической зрелости ребенка. В связи с этим в последние десятилетия сначала в Европе, а затем и в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в доровый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга.

С конца семидесятых годов появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — дородовое воспитание. С созданием новой медицинской аппаратуры (ультразвук, волоконная оптика, гидрофонные акустические системы аудиозаписи) появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода.

В 1982 г. японские ученые с помощью гидрофона определили, что внутриутробною ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. При этом все звуки носят приглушенный характер, теряя до 30% своей громкости. Наиболее громким оказался шум работы материнского сердца.

Известно, что у четырехнедельного зародыша уже определяется сердечная пульсация — 145 ударов в минуту, т.е. сердце начинает свою деятельность задолго до того, как возникает необходимость в его основной — насосной функции. Возможно, сердце выполняет роль первичного виброгенератора, запускающего психофизиологические процессы организма.

Пятинедельный зародыш уже реагирует на стимулы. С помощью специальной аппаратуры, позволяющей проникнуть в полость матки, удалось показать, что прикосновения к его тельцу вызывают ответную двигательную реакцию.

С восьмой недели развития у плода отмечается бурный рост клеток мозга. С двенадцатой недели лицо зародыша начинает приобретать собственные черты и отражать то, что происходит в окружающей среде.

В четырнадцать недель плод начинает реагировать на звук. Выявлено, что дети способны внутриутробно воспринимать речевые структуры и определенным образом реагировать на них

К концу 80-ых годов беременные женщины начали слушать музыку через аудиоплейер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слушали нравящуюся им музыку.

Еще никогда в истории развития человечества между беременной женщиной и ее ребенком не было таких осознанных отношений. Но корни этого явления исторически очень глубоки. Например, в Китае 2000 лет назад практиковали дородовое воздействие на ребенка — беременные женщины ежедневно занимались многочасовым пением; в Японии — беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в красивой местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка.

До последнего времени года в странах Северной Европы было обычным явлением, когда беременные женщины подолгу сидели на ступеньках своего дома и пели народные и религиозные песни. А в Полинезии и сейчас практикуются специальные танцы и ритмические действия с беременными женщинами. Всемирно известный калифорнийский врач-акушер Рене Ван де Кар пятьдесят лет занимается разработкой методики работы с беременной женщиной и плодом. Он использует тактильное воздействие рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяющимися односложными словами. По его рекомендации беременные женщины занимаются этим ежедневно в течение 10-20 минут, начиная с середины беременности до родов.

Ведущий специалист в области дородовой педагогики в США Брент Логан с 1986 года занимается исследованием воздействия звука на организм еще не родившегося ребенка. По его концепции сердце является биологическим регулятором всех процессов в развивающемся организме, генератором импульсов, под которые подстраивает свою деятельность мозг. Для того, чтобы дать мозгу дополнительную информацию, Брент Логан предлагает беременным женщинам для прослушивания набор из 16 кассет с записями усложненного характера сердечного ритма (вариации частоты и высоты звука).

Метод «Сонатал» апробирован с 1984г. в детских поликлиниках и женских консультациях Москвы, Сыктывкара, Магнитогорска, Тамбова и других городов России. Особое развитие метод получил в г. Набережные Челны, где на выборке в 1000 человек (500 — группа пренатального воспитания, 500- контрольная группа) были получены следующие факты:

  • Осложнение беременности в группе пренатального воспитания (ПВ) составили 36 %, а в контрольной группе (КГ)- 92,5 %.
  • Роды без патологии в группе ПВ составили 68 %, а в КГ — 15 %.
  • Состояние здоровья новорожденных, выписанных из родильного дома, в обоих группах разделилось следующим образом (см. Таблицу № 1).

Таблица № 1. Показатели эффективности метода «Сонатал»

Группы здоровья Группы детей
ПВ КГ
1-я группа здоровья 24 % 3,7 %
2-я группа здоровья 76 % 70 %
3-я группа здоровья 0 26,3 %

Интересные данные были получены и в анализе заболеваемости детей в возрасте до 6 месяцев. Если в контрольной группе заболеваемость детей составила 17,77 %, то в группе детей после пренатального воспитания она в 2,5 раза ниже- 7,20 %.

Анализ же нервно-психического развития показал, что дети этой группы (ПВ) на 1 месяц опережают в своем развитии своих сверстников по основным психомоторным реакциям.

Средние показатели психомоторного развития детей 1-го года жизни, прошедших дородовую музыкальную стимуляцию по методу » Сонатал» оказались выше соответствующих норм в России( см. Таблицу № 2).

Таблица №2. Средние показатели психомоторного развития детей 1-го года жизни, прошедших дородовую музыкальную стимуляцию по системе «Сонатал»

Признак Сроки обнаружения признака
«Сонатал» нормы в России
Показатели психического развития
Улыбается 19 день 1 мес.
Следит глазами за погремушкой 1 мес. 1,5 мес.
Произносит первые слоги 5 мес. 6 мес.
Произносит первые слова 9 мес. 10-12мес.
Показатели двигательного развития
Держит головку 16 день 3- 4 нед.
Произвольное движение рук и ног 1 мес. 2 мес.
Берет сам игрушки 3 мес. 5 мес.
Переворот со спины на живот 3,5 мес. 5 мес.
Сидит с поддержкой 3.5 мес. 5 мес.
Сидит самостоятельно 5,5 мес. 6 мес.
Стоит с поддержкой 7 мес. 8 мес.
Стоит самостоятельно 10 мес. 10 мес.
Ходит 11 мес. 11- 12 мес.

Анализ дневников, помимо вышеназванных показателей, которые отмечали мамы, позволил выделить еще несколько показателей. Все мамы отмечали близкую духовную связь с ребенком, повышение его музыкальности, доминирование положительных эмоций и повышение общей творческой активности детей . Приведем несколько высказываний мам:

«Я занимаюсь с 27 недель. Сходив на первое занятие «Сонатал» я удивилась, что такие музыкальные занятия существуют. На второе занятие я опоздала и решила не идти, но малыш так начал пинаться, что мне пришлось чуть ли не бегом добираться. Здесь мы поем, рисуем, лепим, в общем, отдыхаем, отключаемся от всей жизненной суеты. Мне и моему малышу нравится ходить на эти занятия.» Федотова Елена «Пришла я на эти занятия в первый раз по направлению врачей из поликлиники. Ну, подумала, отмечусь и ладно. Но когда пришла на первое занятие, посидела, послушала — для меня весь мир перевернулся. Тут нас настолько тепло приняли, что я почувствовала себя именно женщиной, Женщиной с большой буквы. Это счастье — чувствовать, что ты и твое неродившееся еще дитя нужны не только мужу, дочке, родным, но и обществу. Час занятий — это ощущение, что улетаешь в другой мир, мир доброты, тепла, красоты и света. Здесь снимаются все стрессы, переживания и остается одно — любовь, любовь к дорогому, милому малышу. У меня уже есть дочь, ей 5 лет. Она с удовольствием занимается со мной. Мы всегда с ней после песенки для ляльки: кушаем-поем, гуляем-поем, засыпаем-поем. А муж смотрит на нас и улыбается, и тоже поет. И все с нетерпением ждем появления малыша. С уважением, Павлова Татьяна Николаевна, 36 лет. 25.05.98.»

В качестве документа, подтверждающего эффективность данного метода можно привести резолюцию Республиканской конференции «Новые технологии в перинатологии. Дородовая педагогика», проходившую 24-25 сентября 1998г. в г. Набережные Челны Республики Татарстан. В резолюции отмечается, что на конференции обобщен трехлетний опыт работы детских поликлиник и женских консультаций города Набережные Челны по проблемам сохранения здоровья и управления процессами, влияющими на состояние здоровья беременных женщин, детей раннего возраста и подростков.

Было отмечено, что применение методики «Сонатал» одновременно во всех детских поликлиниках и женской консультации города позволило значительно снизить младенческую смертность ( 1996 — 18 промилей; 1997 — 11,5 промилей; 1998 — 8 мес. — 10,8 промилей), заболеваемость детей в перинательном периоде и в возрасте до 1 года.

Выявлено влияние метода на состояние здоровья беременной женщины, заболеваемость в течение беременности, а также длительное сохранение лактации.

Методика, а также ее элементы, разработанные в городе, начали применять в школах и дошкольных учреждениях. Это дало основание сделать вывод о том, что в г. Набережные Челны создана модель управления состоянием здоровья беременных женщин, подростков и детей, начиная с пренатального возраста.

Конференция считает, что разработанная модель является действительно эффективной и может быть использованана в практическом здоравоохранении как в данном регионе, так и в других территориях Российской Федерации.

Кроме занятий с самими детьми, мы в 1985г. провели месячный эксперимент по музыкальным занятиям с кормящими мамами отделения недоношенных детей НИИ педиатрии АМН СССР, которые два раза в неделю, по одному часу пели и играли на триолах- детских духовых музыкальных инструментах. В результате мы получили неожиданный эффект- улучшение лактационной функции у матерей, что расширило наши представления о возможностях эмоционально-дыхательного тренинга и влиянии его на телесные функции.

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы.

Во-первых, разработанный метод дает возможность обнаружить элементарные формы эмоциональных реакций и их связь с двигательными, а следовательно, с дыхательными реакциями плода. Из этого вытекает, что уже в пренатальном возрастном периоде можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода (двигательную, эмоциональную, дыхательную) и даже управлять их развитием.

Во-вторых, найден способ, позволяющий естественным образом воздействовать на развитие плода. Таким способом оказалось музыкальное (звуковое) воздействие в виде вокально-речевой деятельности мамы, а также в виде прослушивания музыкальных (звуковых) программ.

В-третьих, полученные данные позволяют разработать программы обучения будущих матерей навыкам формирования здоровья ребенка.

Главный вывод, который можно сделать, обобщив все данные исследования, заключается в том, что музыкальная стимуляции развития будущего ребенка положительно сказывается как на психических, так и на физических его качествах.

При этом выяснилось, что занятия по методу «Сонатал» активизируя жизнедеятельность беременной женщины и способствуя формированию ее здоровья, определяют ее отношение к ребенку в будущем.

Проведенное нами исследование позволило выделить дородовый период как самостоятельный, первый период в периодизации психического развития, так как в нем можно обнаружить все три признака психического развития: социальную ситуацию развития (внешнее звуковое воздействие), ведущую деятельность (избирательная активность) и психическое новообразование (сенсомоторное оживление).

Таким образом дородовый период рассматривается в рамках разработываемой нами теории формирования здоровьеобразующей деятельности как период, в котором с помощью специальных методов («Сонатал») возникает импринтинговое слияние дыхательного процесса с сенсомоторными реакциями.

Полученные в процессе исследования многочисленные подтверждения избирательной активности плода, с дальнейшим проявлением после рождения уже сформированных поведенческих навыков, более значимых по сравнению с позднее приобретенными позволили нам выдвинуть гипотезу о существовании у плода пренатального импринтинга.

Метод рекомендован к применению МЗ РФ с 1996г.

Занятия с будущими мамами по системе «Сонатал» проводятся в НЦЗД (Москва, Ломоносовский проспект, д.2/62), контакты: (495) 942 25 79
www.sonatal.ru

www.noabort.net

«сонатал», санатал челны | Метки: сонатать, центр

Есть у нас методика «Сонатал» — развитие ребенка в утробе матери. Сходила сегодня на первое занятие. Мне не понравилось, ожидала большего…

Рассказывать начала нам (к сожалению не запомнила имени отчества женщины которая вела занятия, ну назовем ее тетечкой) тетечка о курсе санотал, все время перескакивая с одного на другое и я так и не поняла что за чем следует. ладно хоть расписание умудрилась поглядеть, там более понятно описанно — вводный курс, грудное вскармливание, питание беременной, роды и про новорожденного, что то вроде этого. Дальше она рассказывала обо всем, особенно о своих детях-внуках. из 50 минутной лекции-рассказа, я убрала все лишнее и осталось только 5-7 минутная информация которая полезна. Например мне было странно слышать, что она убеждает что тонус это нормально, я то согласна. уверяет что не надо бежать к врачам за таблеткаи и ложиться в больницу, понятное дело. что если это пару раз за день и быстро отходит — норма, а если сутки и более как в моем случае?? оказывается это тоже норма.

после лекции начали смотреть фильм о развитии ребенка в утробе, таких фильмов много, я их естессно просматривала в самом начале Б. ну и мне было скучно и я дремала при просмотре. Дальше шли практические занятия… Все встали в круг, включили песенку и девочки начали петь и приплясывать —

— вот какими глазками я смотрела. Слушали песенки как просыпаемся, комментарий что спать ложиться в 9-10 будет у ребенка свой режим, лягу я в 10, потом встану в 3 ночи и куковать начну, не спиться мне. песенки как в душ ходим — и комментарий если мама не любит мыться, ребенок тоже не будет любить мыться и опять про свою семью внуков. ну и в таком роде про зарядку еще. дальше больше ходили по кругу и цокали, наверно лошадок изображали… и все сопровождалось комментариями о своих внуках (почти все)))). Закончилось тем что пели песенки уже мы сами с листочков, но сама запись на диске (голоса) не нравились мне, да и моей пупсичке, она по другому реагирует на песенки которые мы дома или в машине слушаем.

больше туда не хочу…

www.baby.ru

Специалисты и центры — Сонатал

Лазарев Михаил Львович, 

автор СОНАТАЛ-педагогики

8-903-296-7771

[email protected]

Кузнецова Алла Николаевна
Директор МАДОУ «ЦРР-Д/с 114» г. Сыктывкара

Почтовый адрес:
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ленина, д.19

E-mail:
[email protected]

Подробнее>>

Поздеева Татьяна Николаевна

СОНАТАЛ-центр «Мамалыш»

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

E-mail:
[email protected]

Подробнее>>

Кузьмина Оксана Анатольевна

Сонатал-центр «Мы Вместе»: г.Благовещенск, ул. Ленина, 55, к. 302,

Телефон:
502-918

Подробнее >>

ОКСАНА КУЛИК

 

СОНАТАЛ-центр

при Центре «Беременность и роды» (Берлин, Германия)

Geburtshilfe — Hebammenpraxis Erste Schritte
Marzahner Promenade 31 
12679 Berlin

Тел.: 0176 20494595

E-Mail: [email protected]
Web: www.hebamme-oksana.de

ЖУРЛОВА ИРИНА АНАТАЛЬЕВНА

СОНАТАЛ-центр

Южно-Сахалинск, ул. Колодезная 8, оф.210

+79621206198

e-mail: [email protected]

ВЕРЧЕЛЛИ СВЕТЛАНА

 СОНАТАЛ-центр при

Kinderzentrum Vercelli

+41799523595

[email protected]

Aarauer Str, 15

CH-5018 Erlinsbach

/Швейцария/

ПРОТОПОПОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА

 

СОНАТАЛ-центр при

Центре семьи и детства «ИМКА»

Тел. 8-964-603-23-84

e-mail: [email protected]

656045

Алтайский край, г.Барнаул

Змейногорский тракт,  80

КАЗАНЦЕВА НАТАЛЬЯ

 

СОНАТАЛ-центр при

 ООО «Центр развития «Ступеньки»

[email protected]

https://vk.com/alkids

www.alphakids.ru

тел.(8362) 35-55-53

 424020, РМЭ, г.Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д.107

ΔΑΒΟΡΑ ΕΥΔΟΞΙΑ

 

СОНАТАЛ-центр в Греции (Салоники)

ΜΟΥΣΙΚΟΘΕΡΑΠΕΙΑ — ΜΕΘΟΔΟΣ SONATAL

Διεύθυνση ΕΠΑΝΟΜΗ Τ.Θ. 518

Περιοχή 57500, Επανομή

Νομός Θεσσαλονίκη

Τηλέφωνο 6979972540

e-mail [email protected]

Website http://iatrio.gr/sonatal_intoning

ГУРЧЕНКОВ ЕРЕМЕЙ

СОНАТАЛ-центр

[email protected]

Лондон, Англия

САФИНА АДЕЛЯ

 

СОНАТАЛ-центр, Казань

Республика Татарстан

[email protected]

ШАХМЕДОВА НУРИЯ МИНИРОВНА

 Сонатолог

[email protected]

 Набережные Челны, Республика Татарстан

www.sonatal.ru

Добавить комментарий