Самуил маршак стихи для детей: Самуил Маршак — Стихи для детей: Читать детские произведения, стихотворения

Содержание

Самуил Маршак — Стихи для детей

Самуил Маршак

3 ноября 1887 г.- 4 июля 1964 г.

Самуил Маршак

Самуил Яковлевич Маршак — писатель, создававший произведения для детей. Все знают назидательные и комичные истории о красивой тёте кошке, при пожаре лишившейся дома, или про барыню, весьма неудачно отдавшей в багаж питомца, или про жутко невнимательного мужчину с улицы Бассейной, который никак не мог покинуть Ленинград.
Немногие знают, что Маршак занимался драматургией и художественными переводами английских баллад, а в начале творчества он писал сионистские стихотворения. Из детской драматургии большую популярность получила пьеса «Двенадцать месяцев», которая ставится и поныне. Некоторые его произведения стали основой ярких, красочных мультипликационных картин, которые до настоящего времени веселят самых маленьких телезрителей.
Маршак по-доброму и ненавязчиво знакомит малюток со всеми знаками препинания, рассказывает о горе-столяре и о происхождении наименования кошки, повествует о грустной истории с неумным мышонком, которого мама мышь никак не могла уложить спать. Ребята с самого детства начинают декламировать стихотворения Маршака, которые написаны лёгким слогом. Его произведения несложно учить, поэтому они включены в обязательную программу дошкольного образования.

Десять негритят

Купались десять негритят. Нельзя шалить в реке ведь! Но так шалил упрямый брат, Что братьев стало девять. Однажды девять негритят Охотились за лосем. Попал на рог девятый брат, И вот их стало восемь. Гуляли восемь негритят. В лесу стояла темь,…

Приключения Чиполлино

Я — веселый Чиполлино. Вырос я в Италии Там, где зреют апельсины, И лимоны, и маслины, Фиги и так далее. Но под синим небосклоном Не маслиной, не лимоном Я родился луком. Значит, деду Чиполлоне Прихожусь я внуком….

Почта

1 Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, Это он, Ленинградский почтальон. У него Сегодня много…

Где обедал воробей?

Где обедал, воробей? В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы. У моржа попил водицы. Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного….

Рассказ о неизвестном герое

Ищут пожарные, Ищет милиция, Ищут фотографы В нашей столице, Ищут…

Друзья-товарищи

День стоял веселый Раннею весной. Шли мы после школы Я да ты со мной. Куртки нараспашку, Шапки набекрень, Шли куда попало В первый теплый день. Шли куда попало Просто наугад,…

Самуил Маршак — Школьнику на память: читать стих, текст стихотворения полностью

Тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час.

Не отправится охотник
Без ружья стрелять гусей.
Не оставит дома плотник
Молотка или гвоздей.

Ты не должен оставлять
Дома книгу и тетрадь!
Парта — это не кровать.
И нельзя на ней лежать!

Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно,
На уроках не болтай,
Как заморский попугай.

Анализ стихотворения «Школьнику на память» Маршака

«Школьнику на память» Самуил Яковлевич Маршак дает несколько кратких, но энергичных советов. Даже в войну не следует забывать об учебе и своем будущем.

Стихотворение создано в Великую Отечественную войну, в 1944 году. Поэту в эту пору 57 лет, мобилизован он не был, однако творчеством своим всячески способствовал подъему боевого духа солдат. Так, он откликнулся стихотворением уже на день объявления войны. Не приняли его и ополченцем. Впрочем, ему удалось не раз выехать на фронт, выступить перед бойцами. Семья его находилась в эвакуации. Художники Кукрыниксы и поэт взялись за создание антивоенных плакатов. Жанр дидактический, поучение, памятка в стихах. Предназначается она, прежде всего, ученикам всех возрастов. Состоит произведение из 4 строф, авторская позиция явно выражена. Поэт обращается к своему читателю с весьма убедительной аргументацией и на «ты». В первом четверостишии он поднимает тему опозданий на уроки. Действительно, «она не станет ждать». Меткое сравнение (и обыгрывание идиомы) превращает строки почти в загадку: без колес, но уйдет. «За час»: числительное добавляет стихам экспрессии. Нагнать пропущенный материал самостоятельно способен далеко не каждый ученик. Второе четверостишие – опять череда живых сравнений, пример параллелизма. Как охотник без ружья, а плотник без молотка, так и учащийся без тетради и учебника. Третья строфа – сплошь восклицания. Начинаются запреты: парта – это не кровать. В заключительных строках появляется повелительное наклонение: сиди, веди, не болтай. «Достойно»: пожалуй, основная просьба поэта к детям. Как известно, С. Маршак был для них непререкаемым авторитетом, он регулярно получал письма от ребят со всех концов страны. В финале строгость смягчается долей шутливости в сравнении: как попугай. Эпитет «заморский» только подчеркивает абсурдность и вредность подобного поведения. Лексика нейтральная и разговорная. Вообще, поэт составил двадцать правил для учеников. Данное стихотворение – часть из них. Есть среди них, например, и такие: не бранись и не кури. Или же целый цикл нравственных требований по отношению к старым и малым. В целом, вполне себе актуальный и наглядный устав образовательного учреждения. В примечании автор призывает стать «гражданами с детства», чтобы позднее самим принять участие в созидательном труде на благо Родины.

Впервые «Школьнику на память» С. Маршака было напечатано в журнале «Вожатый».

Самуил Маршак — Круглый год: читать стих, текст стихотворения полностью

ЯНВАРЬ

Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

ФЕВРАЛЬ

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.

Это празднует февраль
Армии рожденье.

МАРТ

Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.

АПРЕЛЬ

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

МАЙ

Распустился ландыш в мае
В самый праздник — в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.

ИЮНЬ

Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!»
В саду щебечут птицы…
На одуванчик только дунь
И весь он разлетится.

ИЮЛЬ

Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.

АВГУСТ

Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными

Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными
Набит.

СЕНТЯБРЬ

Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря
И открылась школа.

ОКТЯБРЬ

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

НОЯБРЬ

День седьмого ноября
Красный день календаря.
Погляди в свое окно:
Все на улице красно.
Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идет
Там, где шли трамваи.
Весь народ — и млад и стар
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!

ДЕКАБРЬ

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.

Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют — двенадцать раз.

Анализ стихотворения «Круглый год» Маршака

Дебют стихотворения «Круглый год» Самуила Яковлевича Маршака в печати состоялся в новогоднем выпуске «Комсомольской правды».

Стихотворение датируется 1945 годом. Поэту в это время исполнилось 58 лет, позади разгром его детища – издательства. Часть сотрудников, авторов его была арестована, Н. Олейников был расстрелян. Между тем, поэт перебирается в Москву, пишет сатиру, участвует в создании агитационных плакатов, как и многие представители интеллигенции, С. Маршак свои личные средства отправлял в Фонд обороны (впоследствии они пошли, например, на танк для армии). Также он помогал материально интернатам для детей-сирот. По жанру – сочетание пейзажной и патриотической лирики для детей, по размеру – хорей с парной и перекрестной рифмовкой, 13 строф. Автор начинает рассказ на правах старшего товарища. Он предлагает ребенку все делать вместе: открываем. Доступные для детей лексика и образы, звонкие рифмы, динамизм и графичность каждой строфы. Поэт и здесь следует своим давним принципам в отношении детской литературы: никакой приторности и специальных детских тем, искусственности, только реализм, ясность, предметность. Творческий почерк узнаваем и в его «взрослой», и в детской лирике. Каждому месяцу посвящена выразительная характеристика. Скажем, январь – снежный и солнечный, нужно «топить печки», февраль ветреный и праздничный: в этот период отмечается «армии рожденье». Март знаменит солнечными зайчиками, а апрель – капелью, цветами и пташками. И вновь – страничка гражданского календаря, напоминание о Первомае. Лето – сплошь крестьянские заботы. В сентябре они продолжаются, впрочем, указана и важная для школьников дата начала учебного года. В октябре вновь поминаются печки, те самые, что опять возьмутся топить. Ноябрь целиком отведен под празднование годовщин революции: празднуют свободу. Декабрь – настоящая сказка, в том числе, новогодняя. В ткань стихотворения включены современные понятия, элемент государственной идеологии, писатель учит позитивному взгляду на мир, в описанных картинах нет полутонов и подтекста. Бросается в глаза песенный ритм произведения, этому впечатлению способствуют и фольклорные повторы, похожие на заклички: в декабре. Олицетворения: мороз елку привез, елка плакала. Сравнение: как по лесенке. Несколько уменьшительных суффиксов: огоньки, дождик, крылечке. Резкая метафора с аллитерацией: мертва трава. Всюду «мы», все «наше», торжествуют коллективизм, общность.

«Круглый год» С. Маршака – познавательный календарь природы с воспитательным посылом.

Самуил Маршак — Детки в клетке: читать стих, текст стихотворения полностью

В зоопарке

Тигрёнок

Эй, не стойте слишком близко —
Я тигрёнок, а не киска!

Слон

Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре!

Зебры

Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.

Жираф

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!

Совята

Взгляни на маленьких совят —
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.

Пингвин

Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.

На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

Лебедёнок

Отчего течёт вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!

Страусёнок

Я — страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.

Обезьяна

Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку обезьяну
В подарок нам привёз.

Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролёт
И песенку такую
По-своему поёт:

«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.

Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей».

Белые медведи

У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа.
Её меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой.
Не задевай меня ногой!

Эскимосская собака

На прутике — записка:
«Не подходите близко!»

Записке ты не верь —
Я самый добрый зверь.

За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки.

Собака динго

Нет, я не волк и не лиса.
Вы приезжайте к нам в леса,
И там увидите вы пса —
Воинственного динго.

Пусть вам расскажет кенгуру,
Как в австралийскую жару
Гнал по лесам его сестру
Поджарый, тощий динго.

Она в кусты — и я за ней,
Она в ручей — и я в ручей,
Она быстрей — и я быстрей,
Неутомимый динго.

Она хитра, и я не прост,
С утра бежали мы до звёзд,
Но вот поймал её за хвост
Неумолимый динго.

Теперь у всех я на виду,
В зоологическом саду,
Верчусь волчком и мяса жду,
Неугомонный динго.

Верблюд

Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!

Где обедал воробей

— Где обедал, воробей?
— В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва
За решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.
С журавлём поел пшена.

Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.

Анализ стихотворения «Детки в клетке» Маршака

Не смотря на то, что количество произведений для детей на сегодняшний день очень велико, в редком доме не окажется сборника стихов Маршака. Произведению Самуила Яковлевича «Детки в клетке» исполнилось без малого 100 лет, оно выдержало множество изданий и по-прежнему востребовано на рынке детской литературы. Непревзойденный талант писателя, его понимание мысли ребенка, и неизменное чувство юмора сделали серию «Детки в клетке» классикой и образцом детской поэзии.

Вместе со своими маленькими читателями автор прогуливается между клетками в зоопарке и предлагает взглянуть на его обитателей. Интересно и само название сборника — детки в клетке: простая рифма таит простор для воображения. Ребенок переносится в удивительный мир, в котором за решеткой не просто дикие животные, а такие же, как он, «детки». Весело и непринуждённо происходит знакомство с птицами и зверями, а в паре строк выделяются их отличительные черты.

Удивительно в цикле деткой прозы именно то, что автор не просто рисует образ животного, а создает эмоционально окрашенное художественное изображение. Пользуясь самыми простыми словами, С.Я. Маршак с точностью передает не только внешний вид, но и повадки животных. Читая строки про белых медведей «Мы от стены плывем к стене то на боку, то на спине» в воображении возникает образ степенных и больших животных, неторопливо плавающих в своем водоеме в летнюю жару. Ребёнка словно приглашают в занимательное путешествие, в шутливой форме рассказывая, обучая и даже предостерегая «Эй, не стойте слишком близко — я тигрёнок, а не киска!».

Видя картинку в книжке, ребенок вспоминает знакомые строки, и наоборот, слыша стихи, он представляет образ обитателя зоопарка -это тренирует память и образность мышления. Звери представляются своему маленькому читателю, удерживают внимание яркими деталями, фразами и предлагают продолжить путешествие дальше. Знакомство со слоном происходит всего в четырех строчках, но в них разворачивается целая история: у слона не было туфелек, кто-то (скорее всего ребенок) поделился своими туфельками, слон взял ее, осмотрел и удивился. Автор одними только рифмами передает и удивление: «слону» — «одну»? И требование: «пошире» — «четыре».

Маршак смотрит на своих героев глазами ребенка, сохраняя детскую непосредственность и наивность. Перед читателем раскрывается сказка, в которой звери умеют говорить и рассуждать, слону можно протянуть свою туфельку, а веселый воробей расскажет об обеде у соседей. Автор воплотил детское мышление в идеальную форму и передал нам ее в цикле замечательного литературного произведения «Детки в клетке».

Самуил Маршак — Почта: читать стих, текст стихотворения полностью

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
У него сегодня много
Писем в сумке на боку,-
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова и Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.

— Заказное из Ростова
Для товарища Житкова!
— Заказное для Житкова?
Извините, нет такого!
В Лондон вылетел вчера
В семь четырнадцать утра.

Житков за границу
По воздуху мчится —
Земля зеленеет внизу.
А вслед за Житковым
В вагоне почтовом
Письмо заказное везут.

Пакеты по полкам
Разложены с толком,
В дороге разборка идёт,
И два почтальона
На лавках вагона
Качаются ночь напролёт.
Открытка — В Дубровку,
Посылка — В Покровку,
Газета — В Ростов-на-Дону.
Письмо — В Бологое.
А вот заказное
Пойдет за границу —
В Берлин.

Идет берлинский почтальон,
Последней почтой нагружен.
Одет таким он франтом:
Фуражка с красным кантом.

На темно-синем пиджаке
Лазурные петлицы.
Идет и держит он в руке
Письмо из-за границы.

Кругом прохожие спешат.
Машины шинами шуршат,
Одна другой быстрее,
По Липовой аллее.

Подводит к двери почтальон,
Швейцару старому поклон.
— Письмо для герр Житкова
Из номера шестого!

— Вчера в одиннадцать часов
Уехал в Англию Житков!

Письмо само
Никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти —
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывёт
Тысячи вёрст пути.

Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.

В дороге оно
Не пьёт и не ест
И только одно
Говорит:
— Срочное.
Англия. Лондон.
Вест, 14, Бобкин-стрит.

Бежит, подбрасывая груз,
За автобусом автобус.
Качаются на крыше
Плакаты и афиши.
Кондуктор с лесенки кричит:
— Конец маршрута. Бобкин-стрит!

По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит
Шагает быстро мистер Смит
В почтовой синей кепке,
А сам он вроде щепки.

Идёт в четырнадцатый дом,
Стучит висячим молотком
И говорит сурово:
— Для мистера Житкова.
Швейцар глядит из-под очков
На имя и фамилию
И говорит: — Борис Житков
Отправился в Бразилию.

Пароход отойдет
Через две минуты.
Чемоданами народ
Занял все каюты.

Но в одну из кают
Чемоданов не несут.
Там поедет вот что:
Почтальон и почта.

Под пальмами Бразилии,
От зноя утомлён,
Бредёт седой Базилио,
Бразильский почтальон.

В руке он держит странное,
Измятое письмо.
На марке — иностранное
Почтовое клеймо.

И надпись над фамилией
О том, что адресат
Уехал из Бразилии
Обратно в Ленинград.

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон!
Он протягивает снова
Заказное для Житкова.
— Для Житкова?
Эй, Борис,
Получи и распишись!

Мой сосед вскочил с постели:
— Вот так чудо в самом деле.
Погляди, письмо за мной
Облетело шар земной,
Мчалось по морю вдогонку,
Понеслось на Амазонку.
Вслед за мной его везли
Поезда и корабли.
По морям и горным склонам
Добрело оно ко мне.

Честь и слава почтальонам,
Утомлённым, запылённым,
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!

Анализ стихотворения «Почта» Маршака

Произведение «Почта» Самуила Яковлевича Маршака впервые появилось в осеннем номере журнала «Дружные ребята».

Стихотворение написано не позднее 1927 года. Сорокалетний поэт активно публикуется, сотрудничает с различными детскими журналами, знакомится с Б. Пастернаком, проводит весну в Северо-Кавказском крае, переписывается с маленьким сыном. В жанровом отношении – это целая поэма, сюжет которой повествует о бешеной гонке заказного письма за путешествующим детским писателем Б. Житковым, другом С. Маршака. Автор поражает воображение советского ребенка одним только перечислением стран, имен и названий. При этом он преследует несколько целей, среди которых важнейшие – обогатить кругозор ребенка и сформировать у него позитивный настрой к простым жителям далеких стран, к людям рабочим и служащим, таким похожим, несмотря на разницу в часовых поясах и климате. Адресатами подобных стихов с. Маршака были дети переломной эпохи – уже не знавшие, в большинстве своем, нянь и собственных детских комнат, основная, как тогда говорили, «масса» потребителей новой советской поэзии для детей. Автор взялся объяснить им некоторые явления современной жизни, впрочем, не совсем и новые, но упущенные детской литературой дореволюционных лет. На первый план здесь выходит не просто человек, а его полезная функция, в данном случае, труд почтальона. Начало давно стало афоризмом. Современного ребенка поражает сама униформа (ведь сегодня не везде ее можно увидеть на почтальоне), бляшка из настоящей меди и загадочная цифра «5» — не иначе как принадлежность к какому-то тайному обществу (впрочем, скорее всего, номер почтового участка). «Герр Житков» также непонятная личность без контекста того времени. А вот советские дети знали такого писателя и путешественника. Также перечислены города СССР, которые обошло письмо в поисках адресата-непоседы. С важной точностью переданы переговоры работников учреждений, сообщающих: вылетел, уехал, отправился. Парадоксальным образом письмо догнало адресата опять-таки в Ленинграде, куда он успел вернуться. В финале, вполне в духе К. Чуковского, поется слава (ода) «честным почтальонам» всего мира. Композицию, соответственно, можно считать кольцевой. Рифмовка типичная для С. Маршака – смежная и перекрестная, ритм – быстрого шага, глагольность, восклицания, вопросы, россыпь чисел, диалогов, словесный портрет сотрудников почты разных стран и континентов, олицетворение (пролетит, пробежит, заклеенный пассажир). Инверсия: качаются плакаты. Базилио: стойкая ассоциация имени с историей про Буратино. Впрочем, она еще не была написана.

Динамичная история «Почта» С. Маршака — один из образцов новаторской поэзии 1920-х годов.

Самуил Маршак — Хороший день: читать стих, текст стихотворения полностью

Вот портфель,
Пальто и шляпа.
День у паны
Выходной.
Не ушел
Сегодня
Папа.
Значит,
Будет он со мной.

Что мы нынче
Делать будем?
Это вместе
Мы обсудим.
Сяду к папе
На кровать —
Станем вместе
Обсуждать.

Не поехать ли
Сегодня
В ботанический музей?
Не созвать ли нам
Сегодня
Всех знакомых и друзей?

Не отдать ли
В мастерскую
Безголового коня?
Не купить ли нам
Морскую
Черепаху для меня?

Или можно
Сделать змея
Из бумажного листа,
Если есть
Немного клея
И мочалка
Для хвоста.

Понесется змей гремучий
Выше
Крыши,
Выше тучи!..

— А пока, —
Сказала мать, —
Не пора ли
Вам вставать?..

— Хорошо! Сейчас встаем! —
Отвечали мы вдвоем.

Мы одеты
И обуты.
Мы побрились
В две минуты.
(Что касается
Бритья —
Брился папа,
А не я!)

Мы постель убрали сами.
Вместе с мамой пили чай.
А потом сказали маме:
— До свиданья! Не скучай!

Перед домом на Садовой
Сели мы в троллейбус новый.
Из открытого окна
Вся Садовая видна.

Мчатся стаями «Победы»,
«Москвичи», велосипеды.
Едет с почтой почтальон.

Вот машина голубая
Разъезжает, поливая
Мостовую с двух сторон.

Из троллейбуса
Я вылез,
Папа выпрыгнул за мной.

А потом
Мы прокатились
На машине легковой.

А потом
В метро спустились
И помчались
Под Москвой.

А потом
Стреляли в тире
В леопарда
Десять раз:
Папа — шесть,
А я — четыре:
В брюхо,
В ухо,
В лоб
И в глаз!

Голубое,
Голубое,
Голубое
В этот день
Было небо над Москвою,
И в садах цвела сирень.

Мы прошлись
По зоопарку.
Там кормили сторожа
Крокодила
И цесарку,
Антилопу
И моржа.

Сторожа
Давали свеклу
Двум
Задумчивым
Слонам.
А в бассейне
Что-то мокло…
Это был гиппопотам!

Покатался я
На пони, —
Это маленькие
Кони.
Ездил прямо
И кругом,
В таратайке
И верхом.

Мне и папе
Стало жарко.
Мы растаяли, как воск.
За оградой зоопарка
Отыскали мы киоск.

Из серебряного крана
С шумом
Брызнуло ситро.
Мне досталось
Полстакана,
А хотелось бы —
Ведро!

Мы вернулись
На трамвае,
Привезли домой
Сирень.

Шли по лестнице,
Хромая, —
Так устали
В этот день!

Я нажал звонок знакомый —
Он ответил мне, звеня,
И затих…
Как тихо дома,
Если дома нет меня!

Анализ стихотворения «Хороший день» Маршака

Самуил Маршак — один из лучших поэтов, которые пишут для детей. Его стихотворение «Хороший день» несёт высокую воспитательную ценность, которая даже сегодня очень актуальна.

В стихотворении поэт акцентирует внимание на необыкновенном дне обычного среднестатистического мальчика из Советского союза. Необыкновенность дня заключается в том, что у родителей выходной и ребёнок сможет провести совместное время со своим папой. Малыш и отец делают много дел за день, который проходит так продуктивно, что они даже устают в конце.

Самуил Маршак смог точно передать настроение и манеру речи мальчика, от лица которого идёт повествование. В стихе почти нет длинных и сложных слов, присутствуют многочисленные глаголы, местоимения и восклицания, потому что детям не свойственно разговаривать заумными фразами. Диалоги между героями прекрасно оживляют стихотворение.

Автор развивает мысль о месте ребёнка во взрослой жизни. Мальчик собирается сесть вместе с отцом на кровать и начать обсуждать их дальнейшие планы. На примере персонажа, который рассуждает о том, что собирается поехать в ботанический музей или сделать бумажного змея, дети смогут составлять план на день.

Самуил Яковлевич Маршак формирует правильные привычки, показывая будничные действия, например, подъем и уборку постели, умывание. Поэт показывает образ мальчика, который интересуется многими вещами. Это является хорошим примером для подражания. Читатель, наблюдающий как герой осваивает поездки на автомобиле, в метро и другие достижения прогресса, станет понимать, что и он сможет всему научиться.

Герои целый день провели очень активно. Перебегали с одного места на другое. И на трамвае ездили, и на легковой машине, и в метро. Потом добрались до тира, а после него пошли в зоопарк. Ребёнок даже успел покататься на пони. Всеми этими действиями автор хотел показать, что своё свободное время нужно проводить с пользой и не сидеть на месте.

В конце уставшие ребёнок с папой, хромая, возвращаются домой. Они сделали очень многое и побывали в большом количестве мест. Не забыли привезти с собой сирень. Поэтому на них навалилась жуткая усталость. Также мальчик подметил, что дома без него очень тихо.

Маршак заложил педагогический смысл в своё произведение. И в целом, «хороший день» вызывает положительные эмоции, поэтому было бы неплохо прочитать это стихотворение каждому ребёнку.

Самуил Маршак — Тихая сказка: читать стих, текст стихотворения полностью

Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж
И его ежиха.

Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них —
Очень тихий ёжик.

Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок-ёжик.

Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ…

Спит давно народ лесной.
Спит и зверь, и птица.
Но во тьме, в тиши ночной
Двум волкам не спится.

Вот идут на грабёжи
Тихим шагом волки…
Услыхали их ежи,
Подняли иголки.

Стали круглыми, как мяч,-
Ни голов, ни ножек.
Говорят:
— Головку спрячь,
Съёжься, милый ёжик!

Ёжик съёжился, торчком
Поднял сотню игол…
Завертелся волк волчком,
Заскулил, запрыгал.

Лапой — толк, зубами — щёлк.
А куснуть боится.
Отошёл, хромая, волк,
Подошла волчица.

Вертит ёжика она:
У него кругом спина.
Где же шея, брюхо,
Нос и оба уха?..

Принялась она катать
Шарик по дороге.
А ежи — отец и мать —
Колют волчьи ноги.

У ежихи и ежа
Иглы, как у ёлки.
Огрызаясь и дрожа,
Отступают волки.

Шепчут ёжику ежи:
— Ты не двигайся, лежи.
Мы волкам не верим,
Да и ты не верь им!

Так бы скоро не ушли
Восвояси волки,
Да послышался вдали
Выстрел из двустволки.

Пёс залаял и умолк…
Говорит волчице волк:

— Что-то мне неможется.
Мне бы тоже съёжиться…
Спрячу я, старуха,
Нос и хвост под брюхо!

А она ему в ответ:
— Брось пустые толки!
У меня с тобою нет
Ни одной иголки.
Нас лесник возьмёт живьём.
Лучше вовремя уйдем!

И ушли, поджав хвосты,
Волк с волчицею в кусты.

В дом лесной вернутся ёж,
Ёжик и ежиха.
Если сказку ты прочтешь
Тихо.
Тихо,
Тихо…

Анализ стихотворения «Тихая сказка» Маршака

Произведение «Тихая сказка» Самуила Яковлевича Маршака вышло в «Мурзилке» с иллюстрациями его давнего соратника и друга Владимира Васильевича Лебедева.

Стихотворение создано не позднее 1957 года. Автору его в эту пору чуть за семьдесят, он уже не только корифей детской поэзии, но и признанный лирический поэт в принципе, а еще – переводчик и открыватель новых имен в литературе. Чествование писателя становится одним из заметных литературных событий года. Между тем, на свете уже нет самых дорогих ему людей – сына, жены, брата. Это стихотворение было включено им в сборник избранного, за который некоторое время спустя С. Маршак получил государственную премию. Жанр, как следует из названия, сказка. Рифмовка перекрестная, первый зачин авторский, с прямым обращением к читателю, второй – чисто сказочный (жили-были). Интонация спокойная, чуть таинственная, возможно, эта история предназначалась для чтения перед сном. Семейная пара ежей воспитывала ежика. Главный эпитет для них – тихий. Так поэт подчеркивает ночной образ жизни зверька, его скрытный характер. Дело было осенью, маленькая семейка чинно топотала по тропкам в спящем лесу, шепталась, вздыхала, рылась в листве. Внезапно покой нарушен появлением двух серых грабителей. Забавно, но они тоже стараются не спугнуть тишину, впрочем, совсем по другой причине. Ежиная семья оказывается в смертельной опасности, но находчивость родителей спасает жизнь и им самим, и их сыночку. Омонимичная игра слов, их корневая связь: съежься, ежик, волк волчком. Россыпь уменьшительных суффиксов: ножек, шарик, дорожек. «Толк и щелк» здесь употребляются в значении глаголов. Лексические повторы. Инверсия: подошла волчица. Сравнение: как у елки. Диалоги. Довольно живо описан лес, его обитатели и порядки. Трогательный пример парентезы (обращения): милый. Свернувшиеся ежи искололи волчьи лапы, и остались живы. Какой-то полуночный лесник из темноты стреляет в хищников. Обмякнув, волк от страха пытается и сам свернуться клубком, повторяя победную ежову тактику, но волчица его вовремя урезонивает бежать. То есть, как и положено в сказке, добро побеждает зло. Более того, сами победители здесь маленькие и на первый взгляд – бессильные. Однако волшебство остается за маленьким читателем: чтобы сказка закончилась благополучно, он должен выполнить одно наитруднейшее условие: прочесть эту сказку тихо…

«Тихая сказка» С. Маршака – пример его позднего творчества, сочетание лиризма и традиций сказок о животных.

Поэзия для детей. Детские поэты

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) — поэт, драматург, переводчик, литературный критик.
Родился в Воронеже в семье заводчика техники, талантливого изобретателя. Отец поощрял в детях тягу к знаниям, интерес к миру, людям. Ранние детские и школьные годы Самуил провел в городке Острогожск под Воронежем. В старших классах учитель литературы привил любовь к классической поэзии, поощрил первые литературные эксперименты будущего поэта.Одна из поэтических книг Маршака попала в руки известного российского критика и искусствоведа В. Стасова, который горячо интересовался судьбой юноши. Через Стасова переехал в Петербург, поступил учиться в одну из лучших школ. Целые дни он проводил в публичной библиотеке, где работал Стасов.
В 1904 году в доме Стасова Маршак познакомился с М. Горьким, который относился к нему с большим интересом. Горький пригласил его к себе на дачу на берегу Черного моря, где Маршак лечился, учился, много читал, знакомился с интересными людьми.Когда ожесточенная семья была вынуждена покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905 года, Маршак вернулся в Петербург. Туда к тому времени переехал его отец.
Начал трудоустройство молодежи: прогулки на уроках, сотрудничество в журналах и антологиях.
Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в Политехнический, а затем в Лондонский университет. Во время каникул путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни.Уже начал работать над переводами английских баллад, которые впоследствии сделали его известным.
В 1914 г. Маршак вернулся на родину, работал в провинции, свои переводы опубликовал в журналах «Северные записки» и «Русская идея». В годы войны занимался с детьми беженцев.
С начала 1920-х участвовал в организации детских домов в Краснодаре, создал детский театр, в котором начал свою деятельность как детский писатель.
В 1923 году вернулся в Петроград, написал свои первые оригинальные сказки в стихах — «Сказку о глупом мышонке», «Огонь», «Почта», в переводе с английской детской народной песни «Дом, который построил Джек» и Так далее. Вдобавок он вел один из первых советских детских журналов — «Новый Робинзон», вокруг которого собрались талантливые детские писатели.Маршак был первым сотрудником М. Горького, создавшим Издательство детской литературы (Детгиз).
В годы Отечественной войны Маршак активно работал в газетах, высмеивая врага в пародиях, эпиграммах, политических памфлетах. В послевоенные годы вышли книги его стихов «Военная почта», «Правдивая сказка-фантастика, энциклопедия стихов счастливого пути от а до я».
Маршак имеет множество переводов сонетов и песен Шекспира Р. Бернса, переводил стихи Дж.Китс, Р. Киплинг, У. Вордсворт и др. За переводы Роберта Бернса Маршак был удостоен звания почетного гражданина Шотландии.
Среди драматических произведений переводчиков большой популярностью пользуются отрывки из сказок «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошачий домик».
Книги Маршака переведены на многие языки мира. Он лауреат Ленинской премии (1963) и четырех Сталинских премий.

  • А, Ве, CE
  • Автобус номер двадцать шесть
  • Стихи алфавита
  • Багаж
  • Белые медведи
  • В гостях у королевы
  • Роли-поли
  • Гигант
  • Верблюд
  • Fun счет
  • Весенняя песня
  • Ветры, бури, ураганы…
  • Волк и лиса
  • Воробьи
  • Вот что несколько
  • Где ужинал, Воробей?
  • Где Питер, где Серж?
  • Гиена
  • Две кошки
  • Десять этажей
  • Дети рано ложатся спать
  • Детский дом
  • Дождь
  • Удар, ветер, ветер
  • Ёжик и лисица
  • Живые буквы
  • Жираф
  • Зебра
  • Зоопарк
  • Кенгуру
  • Кенгуру {2}
  • Книга о книгах
  • Кот и бомжи
  • Котята (из английского фольклора)
  • Круглый год
  • Круглый год.Январь
  • Круглый год. Февраль
  • Круглый год. Марта
  • Круглый год. Апрель
  • Круглый год. Мая
  • Круглый год. Июнь
  • Круглый год. Июль
  • Круглый год. Август
  • Круглый год. Сентябрь
  • Круглый год. Октябрь
  • Круглый год. Декабрь, *
  • Ландыш
  • Лебеденко
  • Львенок
  • Львица
  • Детеныши
  • Мастер ломастер
  • Медведь
  • Пузыри
  • Мяч
  • Обезьяна
  • Почему кота назвали котом?
  • Первый день календаря
  • Пингвин
  • Пингвин
  • Помощь (чешский фольклор; перевод)
  • Приключение на дороге
  • О бегемоте
  • Пудель
  • Радуга
  • Радуга-дуга
  • Цветная книга
  • История неизвестного героя
  • Роза
  • Светильник на стол
  • Сказка о глупом мышонке
  • Сказка про умную мышку
  • Слон
  • Слон {2}
  • Динго
  • Совята
  • Стог
  • Тетя Тротт (английский фольклор)
  • Тигренок
  • Тихая сказка
  • Усатый полосатый
  • Февраль
  • Фомка
  • Красочная осень
  • Цирк
  • Цирк Дурова, *
  • Цирк
  • Чего я боялся Питера
  • Что растет на дереве?
  • Шакал
  • Шесть котят
  • Экзитоса собака
.

МАРШАК Самуил, фото, биография

Самуил Маршак (1887 — 1964), поэт, переводчик.
Родился 22 октября (3 ноября НС) в Воронеже, в семье заводского оборудования, талантливый изобретатель, поддерживавший у детей стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожск под Воронежем. В старших классах учитель литературы привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные эксперименты будущего поэта.Одна из поэтических тетрадей Маршак попала в руки Стасова, известного русского критика и искусствоведа, принимавшего активное участие в судьбах

молодых. Вместе со Стасовым он переехал в Петербург, учится в одной из лучших школ, целыми днями проводил в публичной библиотеке, где работал Стасов.

. В 1904 году в доме Стасова Маршак познакомился с Максимом Горьким, который отнесся к нему с большим интересом и пригласил на свою дачу на берегу Черного моря, где Маршак лечил, много учился и читал, встречался с разными людьми
.Когда семья Горького была вынуждена покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905 года, Маршак вернулся в Санкт-Петербург, куда к тому времени переехал его отец, работавший у Невских ворот.

. Поступающая на работу молодежь: прогулки на уроках, сотрудничество в журналах и антологиях.

. Через несколько лет для завершения образования Маршак отправился учиться в Англию, сначала в Политехнический институт, затем в Лондонский университет
.Во время каникул много путешествую пешком по Англии, слушая английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославивших его.

В 1914 году вернулся на родину, работал в провинции, опубликовал свой перевод в журналах «Северные записки» и «Русская мысль». В военные годы этим занимались дети беженцев.

. С 1920 участвует в организации детского дома в Краснодаре, детского театра, в котором начинает свою деятельность детский писатель.

. В 1923 году вернулся в Петроград, написал свои первые оригинальные сказки в стихах — «Сказка о глупом мышонке», «Огонь», «Электронная почта», в переводе с английских детских народных песен — «Дом, который построил Джек», пр.
. Руководитель одного из первых советских детских журналов — «Новый Робинзон», вокруг которого собираются талантливые детские авторы. Маршак был первым сотрудником Горького, создавшим Издательство детской литературы (Детгиз).

. Тексты песен Маршак для детей, его песни, загадки, сказки и экордии, пьесы для детского театра в итоге составили сборник «Сказки, песни, загадки», многократно переизданный и переведенный на многие языки.

. В 1930-е написал сатирический памфлет «Мистер Твистер», стихотворение «История неизвестного героя» и др.
. Во время Великой Отечественной войны активно сотрудничают газеты — это пародии, эпиграммы, политические памфлеты, высмеивающие и упрекающие врага. В послевоенные годы вышли сборники стихов — «Почти военный», «Правдивая фантастика, Энциклопедия стихов веселого путешествия от А до Я». Многие занимаются переводом сонетов Шекспира и песен Р. Бернса, переводит стихи Дж.Кица, Р.Киплинг, У. Уодсворт и др.

. Среди драматических произведений Маршак особенно популярны панто «Двенадцать месяцев», «Шикарные штучки», «Кошачий дом».

. В 1961 году вышел сборник статей «Воспитание слова» — результат большого творческого опыта писателя.

. В 1963 году вышло «Избранные стихи» — последняя книга писателя
. Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве.

.

Добавить комментарий