Режим дня детей – Режим дня ребенка в разном возрасте: нужен или нет? | Материнство

Содержание

для чего нужен и как правильно его организовать?

Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей, поэтому грамотно организованный режим пойдет на пользу не только малышу, но и его родителям. Соблюдение правильного режима дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психологическому развитию, укрепляет здоровье малыша.

Нарушение привычного распорядка приводит к ухудшению настроения ребенка, его капризам, пониженному эмоциональному фону и, как следствие, — к ослаблению иммунитета.

Для чего нужен режим дня? Каковы его основные составляющие? С какого возраста нужно приучать ребенка к режиму дня?

Для здоровья и развития ребенка имеет большое значение режим дня. Он организовывает жизнь и ребенка, и родителей и помогает справиться с множеством дел спокойно, без суеты. Еда, сон и прогулки в определенное время дисциплинируют малыша, который привыкает к распорядку и легче перестраивается с одного занятия на другое. Создание режима дня в соответствии с рекомендациями детских врачей и педагогов необходимо для воспитания гармоничной личности.

Организм ребенка приспосабливается к определенному биоритму и к сроку настраивается на прием пищи или сон, а все органы и системы функционируют в нем слаженно. Нарушения этого режима являются причиной не только капризов, но и болезней. Важно поддерживать здоровье ребенка и создавать условия для его благополучного роста и развития.

Обычно дети, которые привыкли к четкому распорядку дня, отличаются бодростью, жизнерадостностью и уравновешенностью. При изменении режима дня они становятся капризными. Обычно это связано с началом посещения детского сада или школы, когда сложно сразу приспособиться к новым условиям, и дети переутомляются, раздражаются и от этого плачут. Постепенно они адаптируются к новому режиму и вновь становятся послушными, не вызывающими у родителей особых проблем.

Если ребенок посещает детское учреждение, то он и его родители вынуждены придерживаться определенного режима дня. У не посещающих такие заведения детей образ жизни зависит от родителей. Обычно мамы по часам кормят и укладывают спать детей первых лет жизни регулярно выводят их на прогулку и т.д. Если режим дня по какой-либо причине изменяется, то ребенок начинает капризничать, у него нарушаются сон и аппетит, появляются возбуждение или вялость. Справиться с таким ребенком сложно, к тому же страдает его здоровье, поэтому мамы стараются все делать вовремя.

Для прекращения каприза можно, подражая ребенку, имитировать его плач, а затем, гладя на него, постепенно делать голос тише и тише. Часто детей сбивает с толку такое поведение родителя, а каприз заканчивается совместным смехом и примирением.

Дети постарше не всегда соблюдают режим дня, так как сами еще не в состоянии контролировать его, а взрослые относятся к ним иногда попустительски. Дети могут увлечься мультфильмами, отказаться от дневного сна, расшалиться вечером. Все это дестабилизирует их психику и является причиной капризов и непослушного поведения по вине родителей. Конечно, бывают исключения из правил или обстоятельства, когда приходится немного изменить привычный распорядок дня, но в целом необходимо ему следовать.

Режим дня помогает воспитывать в ребенке самостоятельность. Он знает, что необходимо мыть руки перед едой, убрать игрушки перед сном, и обычно без капризов соглашается это сделать. Распределение времени на различные занятия в течение дня и по дням недели помогает сделать нагрузку равномерной, в результате чего и ребенок будет менее подвержен переутомлению, а значит, учебно-игровая деятельность окажется более успешной.

В первые годы жизни закладывается характер ребенка, а к пяти годам он уже полностью сформирован, далее он будет только усиливаться, более отчетливо проявляться. Режим дня помогает выработать организованность, успевать выполнять действия в срок, способствует учебному процессу, который у малышей происходит в игровой форме.

У детей первых трех лет режим дня изменяется наиболее часто. Это связано с изменениями числа приемов пищи, продолжительностью ночного и частотой дневного сна. Распорядок дня направлен на воспитание и способствует росту, физическому и психологическому развитию, укреплению здоровья, а также развитию речи.

Дети дошкольного возраста отличаются повышенной утомляемостью. Для них характерна неустойчивость нервных процессов и быстрая истощаемость нервной системы, что является одной из причин капризов. Чередование различных видов деятельности помогает поддерживать хорошую работоспособность в течение дня. Смена деятельности приводит к активизации различных зон коры головного мозга, поэтому у ребенка поддерживается тонус и не возникает выраженной усталости.

Жизнедеятельность организма человека имеет определенные биоритмы, связанные со сменой дня и ночи. В течение дня активность ребенка изменяется. Максимальная работоспособность отмечается в 8-12 и 16-18 ч. В период с 14 до 16 ч ребенок проявляет наименьшую активность. Именно поэтому занятия, которые могут вызвать переутомление, планируют на первую половину дня, а после обеда устраивают тихий час (обычно сон). Учет биоритмов в создании распорядка дня помогает оптимально распределить нагрузку ребенка.

Изменяется работоспособность и в течение недели. После выходных дней ребенок в понедельник адаптируется к существующему в детском саду или школе режиму. В последующие дни он втягивается в различные занятия, учебный процесс, игры и проявляет наибольшую работоспособность. К концу недели нарастает усталость и работоспособность снижается, что связано с недостаточной физической активностью (во время занятий детям приходится много сидеть, не все игры сопровождаются движением) и все нарастающей умственной нагрузкой. Именно поэтому рекомендуется с детьми играть в подвижные игры, больше гулять на улице, при планировании дня чередовать умственную и физическую нагрузку, во время продолжительных занятий в старшем возрасте проводить паузы-разминки. Если ребенок в течение дня сохраняет хорошую работоспособность, не переутомляется, то он психически более стабилен и меньше капризничает.

В дошкольном возрасте дети сохраняют бодрость на протяжении не более 5-6 ч, поэтому им необходим дневной сон. Режим дня помогает ребенку засыпать и просыпаться в одно время. Если есть полноценный ночной сон, а значит и отдых, то будет и хорошее настроение утром после пробуждения. Только это помогает избежать множества капризов в связи нежеланием вставать с постели, одеваться и отправляться в детский сад или школу. Хорошее утро помогает сохранить настроение на весь день родителям, которым не пришлось торопить ребенка, в спешке делать все за него, успокаивать плач и бежать потом на работу. Все происходит мирно, в спокойном ритме. Если ребенок не посещает детских учреждений и спешить некуда, то можно с ним позаниматься, поиграть в развивающие игры, приобщить его к домашним делам. В течение дня можно все успеть без конфликтов, если с утра хорошее настроение, а ребенок привык соблюдать режим дня. Вечер в таких семьях обычно тоже проходит в благоприятной обстановке – для детей находятся спокойные занятия, а родители успевают уделить время друг другу, ребенку и себе.

В некоторых семьях в выходные дни ребенок выбивается из ритма, к которому привык на протяжении недели. Уставшие от трудовой деятельности, родители утром могут подольше поспать, что затем приводит к сдвигу привычного режима дня. К тому же часть времени ребенок оказывается предоставленным сам себе. Это нарушает его психическую стабильность и приводит к капризам. Родителям следует найти в себе силы и проявить организованность, чтобы сохранить в доме благоприятный для всех психологический настрой. Если они могут в выходной день придерживаться привычного для ребенка распорядка дня, то в понедельник ему проще влиться в коллектив и справиться с учебными занятиями. Если ребенок накануне делал, что хотел, неограниченно смотрел телевизор, долго играл в шумные игры, то к следующему дню у него сохраняется утомленность, отмечается вялость или возбужденное состояние, что отражается на учебных занятиях, мешает заснуть в положенный час днем, приводит к конфликтам с другими детьми.

Режим дня для детей составляют с учетом физиологических потребностей. До 5 лет ночной сон должен занимать 10-11 ч., а дневной – 1,5-2,5. Всего ребенку положено спать 12-12,5 ч в сутки. Оптимально укладывать ребенка в кровать в период с 21 до 21 ч 30 мин, тогда утром, с 7 до 7 ч 30 мин, он проснется бодрым. Дневной сон у детей дошкольного возраста организуют так, чтобы пробуждение пришлось на период с 15 до 15 ч 30 мин. В таком случае во второй половине дня они вновь будут активны. Более позднее пробуждение будет сопровождаться вялостью до вечера и нарушит ночной сон. Как правило, это приводит к нежеланию ребенка выполнять просьбы взрослых, возбуждению вечером, плохому засыпанию и капризам.

Полноценному ночному сну уделяется большое внимание и потому, что ребенок, который не выспался, в первой половине дня отличается вялостью, плохим настроением, хуже справляется с заданиями, а к вечеру становится более активным. Он начинает шуметь, бегать, просит не включать телевизор, не желает готовиться ко сну. Ведь у него сопровождается капризами, а взрослые прилагают много усилий, чтобы привести все в норму.

Помочь ребенку приспособиться к соответствующему возрасту режиму дня можно следующим образом. Предупреждайте ребенка за 10-15 мин о том, что пора заканчивать игру, собирать игрушки и ложиться спать. По истечении данного времени проверьте, чтобы ребенок все сделал, помогите ему при необходимости. Не поддавайтесь его просьбам поиграть еще немного. Если ребенок уже проявляет самостоятельность и сам раздевается, вешает одежду на стул, чистит зубы, то выполнение этих действий помогает ему настроиться на сон.

Прием пищи в определенное время вызывает голод и аппетит к положенному часу, а значит, ребенка легче усадить за стол, а пища хорошо усвоится. Первый завтрак рекомендуется детям в 7-8 ч утра. До обеда, в 10-11ч, можно предложить ребенку второй завтрак. После прогулки на свежем воздухе и подвижных игр, ребенок с аппетитом съест обед.

Вечером играйте с ним только в спокойные игры, обратите внимание на содержание просматриваемых им мультфильмов и других телепередач (они не должны приводить ребенка в возбужденное состояние или вызывать тревожность и страх). Детям не рекомендуется длительно сидеть перед телевизором, так как это вредно не только пребываем в неподвижной позе, но и психическим переутомлением, нагрузкой на зрение. Успокаивающе действует на детей чтение книг, что и рекомендуется делать перед сном. Так вы побудите наедине с ребенком, уделите ему внимание и поможете заснуть.

Более организованные дети отличаются в детском саду и школе дисциплинированностью, способностью к обучению, коммуникабельностью и реже болеют.

Конечно, не стоит заставлять ребенка все делать точно по расписанию, непрерывно следя за часами. Иногда нужно учитывать сложившуюся ситуацию и позволить ребенку еще 5-10 мин поиграть, договорившись, что затем он обязательно сложит игрушки в коробку, или перенести прогулку на другое время из-за дождя, чуть раньше или позже накормить, если ребенок приболел и у него изменился аппетит. Взрослые могут проявить гибкость и решить, что важнее в данный момент для воспитания и здоровья ребенка, а жизненный опыт и мудрость им в этом помогут.

Материал подготовлен по данным: Е.Ю. Ярославцева: «Кризисы детского возраста: «Нет» капризам и истерикам». Еще больше полезной информации и советов по воспитанию ребенка вы можете узнать на нашем сайте.

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

www.omsk.kp.ru

Распорядок дня для годовалого ребенка по часам: как сделать правильный режим

В год график дня ребенка уже отличается от распорядка новорожденного. Малыш интенсивно формируется и развивается, у него появляются новые потребности и интересы. Поэтому не стоит удивляться, что он отказывается от сна до обеда. Это первый сигнал, почему стоит пересмотреть режим дня годовалого ребенка, внести в него корректировки, сделать его удобным, как для родителей, так и для крохи.

Для правильного формирования ребенка необходимо соблюдение режима

Для правильного формирования ребенка необходимо соблюдение режима

Почему нужно соблюдать режим дня

Дети очень быстро растут. Каждый месяц у них меняются интересы, появляются новые потребности. Ежедневные процедуры должны проводиться в одно время, это положительно скажется на самочувствии и настроении ребенка, малыш в этом случае растет с чувством защищенности. Чтобы в результате кроха вырос здоровым, со стабильной психикой, организованным родителям нужно с момента начала жизни приучать ребенка к определенному распорядку. В дальнейшем это поможет быстрее ему адаптироваться в детском саду и в школе.

Не каждый ребенок способен лечь спать, когда он хочет. Многим нужна помощь родителей. В противном случае они могут доходить до сильного перевозбуждения. Если подобное состояние длится месяцами, то в результате ребенок станет капризным, раздражительным, могут наблюдаться перепады настроения, потеря аппетита, сложности с восприятием информации.

Некоторым малышам нужно помогать уснуть

Некоторым малышам нужно помогать уснуть

Необходимые изменения в режиме ребенка 1 года

Если малышу в год требуется двукратный сон, то можно не менять распорядок дня. У некоторых детей к этому моменту уже окрепшая нервная система, и им достаточно одного продолжительного дневного отдыха. Поэтому, в зависимости от предпочтений малыша, стоит составлять дневное расписание.

На заметку. Очень часто мамы задумываются над тем, чтобы отдать кроху в 1,5 года в ясли. Поэтому есть смысл начать приучать малыша к распорядку, ориентируясь на выбранное дошкольное учреждение.

Как правильно установить режим дня

Ошибки родителей, что приучают кроху к новому распорядку, – это желание и попытки ввести корректировки максимально быстро.

Маме требуется терпение, не нужно торопить ребенка, иногда переход занимает месяца. Если сильно не заставлять, постепенно приучая к новому распорядку, то смена режима произойдет плавно и незаметно.

Корректировки распорядка дня крохи в 1 год коснутся периодов сна и их количества. Часть детей уже не нуждается в двукратном сне. Малышей плавно переводят на сон 1 раз.

Примерный распорядок для детей на ГВ

К году очень многие мамы начинают постепенно уменьшать частоту кормлений грудью. Остаются утреннее кормление и вечернее, перед сном.

Приблизительный план дня на ГВ, который подразумевает дважды сон в годик ребенка

Приблизительное времяПроцедура, ритуал
6.00Подъем, умывание
6.15-6.20Утреннее кормление (ГВ)
6.30-7.30Спокойные развивающие игры
7.30- 8.30Утренняя зарядка, лечебные массажи, общение с семьей
8.30-9.00Завтрак
9.00-11.00Утренний сон, который чаще всего совмещают с прогулкой
11.00-13.00Игры, активные занятия с мамой
13.00-13.30Обед
13.30-15.00Активные веселые игры
15.00-16.30Вторая прогулка с активными играми
16.30-16.45Полдник (для детей на грудном вскармливании представлен маминым молоком)
16.45-18.00Второй сон
18.30-19.00Ужин
19.00-20.30Развлечения спокойного характера, например, чтение книг
20.30-21.00Купание, массаж и другие процедуры
21.00-21.30Последнее грудное кормление
21.30-6.00Сон

Если малышу на искусственном питании требуется сон дважды, то можно использовать этот распорядок дня, внеся свои корректировки.

Особенности режима малыша на искусственном питании

В общей сложности распорядок дня ребенка в 1 год на искусственном питании мало чем отличается от режима малыша, который на ГВ. Ребенок просто вместо грудного молока пьет смеси.

Для детей на искусственном вскармливании режим дня с одним периодом сна

Приблизительное время Процедур, ритуал
7.00Время вставать, кормление смесью или детским молочком
7.00-8.00Умывание, гимнастика и другие процедуры
8.00-9.00Периоды спокойных игр, направленных на развитие творчества
9.00-9.30Завтрак
9.30-11.00Утренняя прогулка
11.00-11.15Второй завтрак
11.15-12.30Игры, направленные на развитие самостоятельности
12.30-13.00Обед
13.00-16.00Период сна
16.00-16.30Полдник
16.30-18.00Прогулка на улице
18.00-18.30Ужин
18.30-19.00Время игр и развлечений
19.30-20.00Вечерние гигиенические процедуры
20.00-21.30Подготовка ко сну
21.30-7.00Сон

На заметку. Представленные распорядки дня являются приблизительными. Важно учитывать, кто ребенок: сова или жаворонок. От этого зависят время пробуждения, периоды сна и укладывания.

Особенности сна годовалого ребенка

Ключевым моментом режима ребенка в возрасте одного года является сон. К этому времени малыш намного активнее, он много двигается. Соответственно, ему нужен полноценный отдых, чтобы восстанавливать потраченные силы.

Малыш должен хорошо высыпаться, чтобы активно познавать окружающий мир

Малыш должен хорошо высыпаться, чтобы активно познавать окружающий мир

В общем, режим сна ребенка в год составляет 13-14 часов, при этом на ночное время приходится около 9-10 часов. Днем малыши в год уже могут спать 1 или 2 раза. Через несколько месяцев практически все годовалые дети переходят на режим с однократным дневным сном.

На заметку. Если в летнее время малыш стал очень рано просыпаться, есть смысл поменять шторы на плотные.

Особенности питания

Полноценное питание для ребенка в год не менее важно, чем сон. В этом возрасте необходим 4-разовый прием пищи. Правда, время приема еды во многом будет зависеть от самого режима дня.

После года малыш должен привыкать к нормальной обычной пище

После года малыш должен привыкать к нормальной обычной пище

При искусственном питании

В большинстве случаев дети после года уже практически полностью находятся на искусственном вскармливании. Особенности приема пищи больше зависят от особенностей сна.

Если малыш спит 2 раза днем, то приемы пищи будут выглядеть следующим образом:

  1. Первый завтрак после пробуждения через 0,5-1 час.
  2. Обед после первого сна.
  3. Полдник перед вторым сном.
  4. Кормят ужином приблизительно за полчаса до начала подготовки ко сну.

Если малыш к году уже стал спать 1 раз днем, то распорядок питания немного корректируют. Завтрак так и остается после пробуждения, обед дают малышу перед сном. Уже через некоторое время после пробуждения малышу предлагают полдник.

При грудном вскармливании

После года мамино молоко уже перестает быть основным продуктом в питании ребенка.

ГВ выполняется чаще всего утром и вечером перед сном, естественно, по требованию малыша. Сколько раз кормить грудным молоком, это решать маме.

Некоторые дети в год еще не могут отказаться от ночного кормления. Ночью оно состоит именно в грудном молоке.

Особенности периодов бодрствования

Дети в год уже очень любознательны и активны. Их день должен состоять из различных процедур и ритуалов, которые помогут узнавать мир и знакомиться с окружающей средой. В течение дня малыш должен заниматься физическими упражнениями, играть в активные, спокойные и развивающие игры, с радостью принимать водные процедуры, гулять на улице.

Малыш должен активно проводить время: гулять, играть и учиться жить в своем окружении

Малыш должен активно проводить время: гулять, играть и учиться жить в своем окружении

Прогулки на свежем воздухе

После достижения ребенком года в распорядке должно присутствовать две прогулки. Нет разницы, зима это или лето. Причем одна из них должна быть активной. В общей сложности на свежем воздухе малыш должен находиться от 4 до 5 часов, естественно, с перерывами на сон и еду.

Гулять с малышом нужно в любую пору года

Гулять с малышом нужно в любую пору года

Развитие и игры

К году детям интересны различные игрушки. Развитие должно быть в разных направлениях. Наиболее любимыми играми являются для крох в год пазлы, горки, пирамидки, матрешки и неваляшки, коврики и детские центры, книги.

Родители должны при организации развлечений заботиться о развитии мелкой моторики, речи, физической активности, логики. Уже можно смело читать малышу первые сказки или рассматривать картинки вместе с ним.

Периоды бодрствования и развлечений должны быть направлены на развитие крохи

Периоды бодрствования и развлечений должны быть направлены на развитие крохи

Самые активные занятия лучше проводить в первой половине дня. Чтение книг и другие спокойные игры перенести на вечер, чтобы перед сном малыш не возбудился.

На заметку. Нельзя малыша заставлять заниматься силой. Нужно построить игровой период так, чтобы ему было интересно заниматься.

Массаж и гимнастика

Полноценный режим дня ребенка в 1 год просто невозможен без выполнения утренней гимнастики. Не стоит думать, что, благодаря активности крошки, утреннюю гимнастику можно не выполнять. Зарядка является прекрасным стимулятором всех жизненно важных функций детского организма. Упражнения должны быть самыми простыми и дарить малышу радость: прыжки, приседания, махи руками и ногами и так далее.

Купание и водные процедуры

Учить малыша умываться нужно с момента, как он стал на собственные ножки. Сначала это должны быть простые движения: намочил ручки, подержал водичку в ладошках, затем приступать к обучению чистки зубов.

На заметку. Если есть проблемы с купанием, то следует пересмотреть процедуру ее проведения. Можно процесс купания превратить в игровое развлечение, постепенно малыш привыкнет играть с водой и с радостью будет отправляться в ванную.

Нарушения распорядка дня

Очень часто сбои режима дня происходят, когда ребенок болеет, режутся зубки, или по другим причинам. Иногда во время путешествий при перелете на самолете также сбивается привычный распорядок. Ничего страшного, постепенно кроха придет в норму и восстановит привычный распорядок.

Если малыш выбился из режима

Бывает, что малыш здоров, а спать уложить не получается вовремя. Родителям стоит анализировать все события и искать причину такого поведения. Причины бывают разные:

  1. Иногда ребенок не сильно устает, поэтому нужно добавить активных игр с элементами физического развития.
  2. В других случаях ситуация противоположная. Уснуть кроха не может из-за перевозбуждения. В этом случае рекомендуется исключить активные быстрые игры за некоторое время до сна.

Режим ребенка в годик очень важен для его развития и полноценного роста. При планировке дня важно учитывать не только особенности и пожелания крохи. Составлять распорядок дня нужно так, чтобы малышу было удобно, но при этом родителей также он устраивал. По мнению известного педиатра Евгения Комаровского, режим дня больше нужен взрослым, чтобы упорядочить их жизнь, малышу в принципе все равно.

Видео

kpoxa.info

по месяцам, рекомендуемый по часам

11.07.2019

12

Режим дня в год

Распорядок дня ребенка в год в основном остается таким же, как в предыдущие 2 месяца. 

Режим дня ребенка в 1 год: сон, кормление и развитие малыша

В этом возрасте малышу на отдых необходимо 13-14 часов в сутки. Из них на дневной сон достаточно 2-2,5 часа или чуть больше. Количество ночного сна будет варьироваться от 11 до 12 часов. 

К 1 году дети уже способны спать в течение всей ночи без пробуждений на кормления.

Обычно режим дня ребенка строится по часам с двумя дневными снами — при подъеме в 6-7 утра оптимально их начинать около 9.30-10.00 и 14.00-14.30 часов. При этом сохраняется раннее укладывание — в годик малыш будет уходить в ночь через 4 часа после последнего дневного сна. Столько он способен бодрствовать сейчас без переутомления. 

 

Соблюдение стабильного режима дня  поможет вам избежать протестов во время укладывания и улучшить сон крохи. Ребенок  будет точно знать, когда время прогулки, кормления, купания/умывания, сна. 


Примерный режим дня 12-месячного малыша

Причины, по которым сон ребенка может ухудшиться 

Нарушения сна в этом возрасте могут носить поведенческий характер. Давайте разберем, с какими проблемами вы можете столкнуться.

1. Малыш отказывается от одного из дневных снов.

Большинство годовалых детей еще не готовы к переходу на один сон, так как потребности во сне у них  пока велики. 

Нужно стремиться придерживаться режима с двумя снами до 15-18 месяцев. К этому возрасту организм ребенка  будет физически готов к более длительному бодрствованию и постепенному переходу на один сон.

Если один из снов не состоялся, делайте уход в ночь раньше, чтобы не допустить накопления усталости.

Если малыш не засыпает во время второго дневного сна, ограничьте утренний сон часом. Или же сместите начало обеденного сна на чуть более позднее время. Этот сон не нужно ограничивать. 

2. Кроха осваивает новые навыки — учится ходить, понимает, что может подняться в кроватке сам, держась за борт,  или активно начинает говорить. 

Порой для малыша новый навык становится настолько волнительным, что возникают проблемы со сном и поведением. Например, ребенок начинает переживать сепарационную тревогу, особенно во время ночного укладывания. Или отрабатывать подъемы в кроватке вместо того, чтобы спать. 

В этому случае предоставьте ребенку  возможность во время бодрствования практиковать новый навык. Через неделю-две он привыкнет к нему и сон улучшится. 

3.  Годовалый малыш полагается на постороннюю помощь при засыпании — бутылочку, соску, укачивания, грудь. В результате даже многие 12-месячные дети часто просыпаются по ночам, спят короткие сны днем и засыпают только при обязательном присутствии мамы.

Выявите негативную ассоциацию со сном и научите малыша расслабляться и засыпать самостоятельно. При необходимости обратитесь к консультанту по детскому сну. 

4. Ребенок плохо спит из-за неподходящих условий снаему мешают слишком теплая пижама, высокая/низкая температура в комнате, недостаточная темнота или влажность, неудобный матрас в кроватке, шум во время сна.

Пересмотрите условия сна и измените их при необходимости.

5.   Малыш реагирует на перемены в семье. Любые отклонения от привычного режима могут сказаться на сне ребенка: скорое появление второго малыша, переезд в новый дом, появление няни.

Заранее подготовьте своего ребенка к важным изменениям в семье, чтобы они не расстроили привычный распорядок дня.

6.  Ребенок просыпается из-за голода. Такое бывает, если малыш недостаточно ел днем или его питание не сбалансировано. В этом возрасте дети часто отвлекаются во время кормления и могут недоедать. Им интереснее изучать все вокруг и играть с игрушками, чем сидеть в стульчике для кормления. 

Давайте разберемся, как установить подходящий режим кормления в 12 месяцев.

 

Режим питания ребенка

В 1 год прикорм ребенка составляет уже около половины его рациона. Может быть больше или меньше — все индивидуально. 

Меню прикорма малыша первого года жизни  состоит из 5 групп продуктов: овощи, фрукты, мясо, крупы и кисломолочные продукты. 

Чтобы сделать рацион разнообразным, кормите ребенка одним из продуктов каждой группы ежедневно. 

Если он отказывается от одного из продуктов, не стоит заставлять его кушать. 

Вы заметите, что к году ваш ребенок хочет кушать с общего стола. Дети этого возраста уже предпочитают еду кусочками, а не в виде пюре, и начинают есть ложкой, пить из поильника или чашки. 

Способ приготовление пищи может быть разным: запекание без масла, тушение, варка, жарка на сковороде с антипригарным покрытием. Стоит помнить, что многие дети сейчас предпочитают  простые монокомпонентные блюда.

Сколько раз в день кормить малыша? Без учета грудного молока/смеси ребенок будет кушать до 5 раз в день: завтрак, обед, ужин и перекусы.  

Включайте в меню: каши, супы, паровой омлет, тефтели, блюда из рыбы и овощи. Предлагайте воду, сок или компот, лучше без сахара. На полдник можно давать печенье, фрукты или кефир. Можно включить в меню коровье молоко.

Избегайте следующих продуктов:

  • копчености
  • сладости
  • жареную на масле пищу
  • газированные напитки


Развитие ребенка в год

Каждый день годовалого малыша насыщен новыми событиями и открытиями. Он уже понимает, как можно вести себя в семье, интересуется другими детьми, но пока не знает, как с ними общаться. Тянет свои ручки к игрушке, которую хочет. Ребенок знает, как привлечь ваше внимание. 

Годовалый малыш знает названия предметов, которые видит вокруг себя каждый день. Вскоре он произнесет свое первое,  вам понятное, слово.

 Озвучивайте действия, которые он совершает, чтобы пополнить словарный запас малыша и выстроить связь слово-действие. Можно считать ступеньки, когда вы поднимаетесь по лестнице, называть цвета фруктов и овощей в магазине. Также важно читать книги с картинками и просить ребенка показывать и называть знакомые объекты. 

Ребенок уже крепок физически и многое умеет делать. Он уже сидит более длительное время и может поворачиваться в этом положении, чтобы дотянуться до игрушек. Некоторые детки обучаются стоять недолго без поддержки.  

Малыши начинают ходить. Но не переживайте, если ваш ребенок еще не пошел. Обычно этот навык осваивается детьми в период с 9 до 17 месяцев. 


Какой распорядок дня сложился у вашего малыша к году? Есть проблемы со сном?


www.sleep-expert.ru

Режим дня ребенка в 1 год

  Особенности возраста 

   Еще 12 месяцев назад ваш малыш совсем ничего не умел. Изменения, произошедшие к его первому дню рождения, огромны! Если ваш малыш еще передвигается на четвереньках или ходит с опорой, то совсем скоро он сделает свои первые самостоятельные шаги. Это волнующее и долгожданное событие для всей семьи. К этому новому навыку невозможно привыкнуть за один день, его нужно осмыслить.

   Ребенок испытывает потрясение от новой возможности самостоятельно постигать мир, и, конечно, от таких сильных эмоций он может спать хуже.

   Сон будет беспокойным до тех пор, пока малыш не приобретет уверенность в своих движениях и не привыкнет к своему новому умению. Уложить непоседу спать может быть непросто и из-за переизбытка физической активности. Научившись ходить, кроха захочет делать это постоянно – днем и ночью. При этом, именно сейчас ребенок особенно нуждается в продолжительном качественном отдыхе – для таких малышей особенно важен режим сна и бодрствования. Привычный ритуал, постоянный график каждый день и правильно организованное вечернее времяпрепровождение позволят мягко подготовить годовалого ребенка ко сну.

 

  Особенности сна в годовалом возрасте:

   — Большинство детей сталкиваются с кризисом 1 года, когда малыш осваивает речь и делает первые шаги, в результате чего распорядок дня и сон становятся беспокойнее (регресс сна 1 года)

   — Все здоровые дети не нуждаются в ночных кормлениях. Любая еда и напитки ночью (кроме воды и грудного молока) вредны для зубов.

   Если ребенок плохо себя чувствует или активно осваивает новый навык, он будет чаще нуждаться в прикладывании к груди или в кормлении. Нужно переждать острый период и вновь вернуться к разделению еды и сна.

   — Дети понимают больше, чем могут сказать. Все изменения, связанные со сном, желательно с проговаривать с годовалым малышом.

 

  Нормы сна и бодрствования

   Годовалым детям рекомендуется спать около 13,5 часов в сутки, из них

   — 11-11,5 часов ночью

   — 2-2,5 часа днем.

   Малыш не готов еще спать только один дневной сон, потому что не выдерживает такое длительное время бодрствования. Не спешите переводить кроху на один сон — малышам в 12 месяцев рекомендуется режим дня с 2-мя дневными снами.

 

   Время бодрствования (ВБ) в возрасте 11-15 месяцев около 3-4 часов. Важно не превышать ВБ, чтобы малыш не переутомился, «не перегулял». При перегулах действует стрессовый гормон кортизол, малыш может засыпать дольше и с капризами, а режим сна ребенка сбивается. Уделяйте больше внимания соблюдению времени бодрствования, расслаблению и успокоению ребенка перед сном.

 

  Пример режима

   Дети любят режим.

   Следование режиму говорит малышу о предсказуемости, а значит безопасности. Давайте разберем примерный режим дня ребенка в 1 год:

  1. Ранний режим. Мы рекомендуем придерживаться раннего режима дня. Зафиксируйте утренний подъем с 6:00 до 7:30, а время вечернего укладывания на промежуток 19:30-20:00.
  2. Ритуалы на пробуждение. Если у вас еще сохранилось грудное вскармливание — кормите на пробуждение. Вводите утренние ритуалы, чтобы показать малышу, что утро наступило:

   — откройте шторы или включите свет

   — сделайте гимнастику-зарядку или потягушки

   — обнимашки и поцелуи

   — включите веселую музыку или спойте песенку

   —  пожелайте «доброе утро» всем вокруг и игрушкам

   — умывайтесь и одевайтесь

   — завтракайте

   Ваша комментирующая речь важна для детского развития и общения.

 

  1. Дневной сон. В распорядке дня малышей этого возраста рекомендуется 2 дневных сна:

   1-ый дневной сон. Через 2,5 часа после пробуждения утром можно организовать 1-ый дневной сон длительностью около часа. Малышу помогут настроиться на расслабление дневные ритуалы для засыпания — за 15-30 минут до начала сна используйте сокращенную версию вечерних ритуалов. После 1-го сна хорошо организовать активные игры с малышом и прогулку.

   2-ой дневной сон. По возвращении домой пообедайте и переходите к ритуалам на засыпание перед 2-ым дневным сном. Его лучше организовать в 13:30 длительностью на 1,5 часа.

 
Режим ребенка в 1 год
 

  Питание

   Для ребенка в 1 год наступает переходный этап в питании:

   — У годовалого малыша появились зубы (6-8 молочных)

   — Жевательные навыки становятся более совершенными

   — Желудочно-кишечный тракт достиг большей зрелости, возросла активность пищеварительных ферментов, что позволяет переваривать и усваивать более сложные продукты

   — Вкусовые предпочтения постепенно расширяются

   — Кормления грудью остаются только под утро и поздно вечером. При кормлениях перед сном, важно не формировать привычку успокаиваться едой. Расширяйте опыт расслабления и успокоения ребенка не только грудью или бутылочкой, но и мамиными поглаживаниями и прикосновениями, ласковым голосом, отвлечением, переключением внимания, эмоциональной поддержкой.

   — Годовалым детям на искусственном вскармливании пора убирать ночные кормления. Это наносит вред зубной эмали, а также является серьезной нагрузкой на пищеварение во время сна, к тому же ухудшает аппетит днем.

 

   Разнообразьте режим питания ребенка. До 1,5 лет можно оставить пятиразовое питание. Но если вы отмечаете, что малыш начинает отказываться от последнего приема пиши, то стоит попробовать перевести на 4-разовый режим питания. Таким образом, режим питания ребенка в 1 год — завтрак, обед, полдник и ужин.

 

   Малыш в этом возрасте все больше подражает поведению взрослых. Показывайте малышу, как вкусно то, что у него в тарелке, пробуйте вместе с ним кусочки, причмокивайте, приговаривайте, как это вкусно. Давайте малышу возможность брать самому кусочки еды с тарелки. И с вашей тоже J

 

  Кризис 1 года

   Большинство детей в возрасте года часто испытывают возрастной скачок или кризис.

   В такой период особенно важно придерживаться режима и помнить, что малыш нуждается в большей и частой маминой поддержке: ласковых словах, объятиях, прикосновениях. Ведь в этом возрасте ребенок узнает так много нового, делает свои первые шаги, активно развивает речь.

   Помогите ребенку в периоды беспокойства, дайте ему почувствовать вашу поддержку и опору. В этот период укладывания могут быть более длительными – малыш должен «насытиться» общением с мамой, прежде чем отпустить ее перед такой «ночной разлукой».

   Днем малыш может часто проситься на руки и не слезать с них, особенно при появлении новых людей. Это временный период. Малышу требуется уверенность в безопасности окружения.

   Когда мама дает ребенку необходимую поддержку и спокойствие, он проще и легче сепарируется от нее, пережив этот беспокойный момент. Малыш отделяется от взрослого, становится самостоятельнее и смелее. Как только пройдет возрастной кризис, поощряйте самостоятельность малыша, давайте чуть больше свободы в его изучении мира. Но не забывайте о безопасности!

 

  Чем занять Время Бодрствования?

    Помните простой принцип – время бодрствования влияет на сон. Насыщенный день — залог хорошего сна.

   Для хорошего сна важно включить больше активности — ходить, ползать, проводить гимнастику, посещать бассейн, а также разнообразить и расширить впечатления от окружающего мира — новые эмоции, новые игры, новые образы и игрушки.

   В 12 месяцев для ребенка важен не результат игры, а сам процесс – непосредственное общение с мамой, обмен эмоциями и прикосновениями. Совместная игра наиболее эффективна, потому что дети учатся через взрослого, пробуют повторять за ним. В момент игры обращайте внимание на интонацию, эмоции, мимику, тактильный контакт, улыбку, поощрения ласковыми словами. Игра зависит от вашего участия и эмоциональной вовлеченности в нее. Согласно теории привязанности, именно эмоциональное общение является главным в укреплении привязанности между ребенком и значимым для него взрослым.

   Изучению новому посвятите время в 1-ой половине дня. Отдохнувший мозг лучше усвоит информацию и новые навыки. Во 2-ой половине дня годовалого ребенка важно уделить внимание активным совместным играм и прогулке.

   За 2 часа до ночного сна переходите к спокойным играм, к чтению книжек и рассматриванию картинок. Чтобы не перевозбуждать малыша перед ночным сном, исключите танцы и прыгания под громкую музыку, подбрасывания или щекотку. Просмотр мультфильмов плохо влияет на сон и его лучше исключить.

   Перед ночным сном уделите достаточно внимания ритуалам для засыпания. Подумайте, что расслабит вашего кроху? А что будет приятно маме?  Жизнь по распорядку облегчает и маме время с малышом. Но и в этом распорядке важно учитывать не только потребности ребенка: уже можно и нужно вписывать увлечения и задачи родителей в ритм дня малыша.

   Купание – отличный ритуал. Однако, понаблюдайте за поведением ребенка после купания. Если малыш много активничает в ванной, а потом долго успокаивается, то лучше перенести купание на утро.

   Важно сокращать свою активную помощь и поддержку в момент засыпания – уходить от укачивания, разделять еду и сон ребенка, формировать правильные привычки и позитивные ассоциации на засыпание. И обучать самостоятельному засыпанию. Нервная система становится крепче, режим более четким, а малыш более самостоятельным.

   

Режим ребенка в 1 год Режим ребенка в 1 год Режим ребенка в 1 год

spimalysh.ru

Режим дня и его влияние на здоровье ребёнка

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий – то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.

Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима.

Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность  –  это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму – смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 800 до 1200 ч и от 1600 до 1800 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 1400-1600 ч. Не случайно занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время.

Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить – он сам просыпается бодрым, веселым.

У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и выказывать недовольство по поводу его медлительности.

Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.

В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью.

Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается.

Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет – 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем).

Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится’ будить, лишая части необходимого отдыха.

Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка во сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

 Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего, воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

 

roditelskiy.site

Режим дня ребенка 1 год 1 месяц что и как когда

Режим дня ребенка 1 год 1 месяц

После исполнения ребенку одного года распорядок по-прежнему играет важную роль. Малыш становится активнее, меньше спит, учится новым играм и навыкам. Каким должен быть режим дня ребенка 1 год 1 месяц, как лучше его организовать, сколько времени уделить сну, прогулкам и играм.

Как правильно составить режим дня

После исполнения 1 года 1 месяца четко сформировать распорядок дня проще, если малыш приучен к определенному графику с первых месяцев жизни.

В этом возрасте он спит днем 1-2 раза, кушает 4 раза, 1-2 раза гуляет, играет в развивающие игры. А завершается день водными процедурами.

Составляя режим для своего малыша, важно учитывать его характер и индивидуальные особенности. Например, кому-то по-прежнему необходимо поспать дважды в день, а некоторые детки уже вполне обходятся одним дневным сном.

Есть дети, которые с удовольствием засыпают сами, когда уже наигрались и устали. Другие не спят, но становятся раздражительными и плаксивыми из-за переутомления.

Четкий распорядок дня помогает избежать плохого настроения, проблем с аппетитом.

Привыкнув к определенному чередованию занятий, происходящему в одно и то же время каждый день, ребенок сам будет ждать очередного сна, прогулки или приема пищи.

Дети, нуждающиеся в отдыхе дважды в день, засыпают в 11 часов (если проснулись в 8 утра). Сон продолжается от полутора до двух часов.


Полезные советы мамочкам: РЕБЕНОК ДО 3 ЛЕТ


Во второй раз малыша лучше укладывать в 16 часов. Он проспит от часа до полутора, а затем отправиться на ночной отдых уже в 21 час.

Если малыш спит один раз в день, обычно он нуждается в отдыхе к часу дня. Ночной сон также наступает к 21 часу.

Как скорректировать режим дня детей, которые поздно просыпаются

Кроме режима, стоит учитывать биоритмы ребенка. После исполнения 12 месяцев они уже хорошо сформированы. Если малыш предпочитает поздно ложиться и вставать в 9-10 утра, его можно назвать «совой».

Полностью изменить режим вряд ли получится. Ребенок может стать нервным и плаксивым. Но можно скорректировать подъем и засыпание на несколько часов.

Так, можно будить его в 7-8 утра. Со временем он привыкнет просыпаться в это время самостоятельно. А значит, будет раньше ложиться спать.

Чтобы малыш лучше засыпал, рекомендуется прекращать активные игры за 2 часа до сна. В это время можно заняться рисованием, лепкой из пластилина, чтением.

Также полезно делать расслабляющие ванны с травами или эфирными маслами и легкий массаж.

Чем отличается режим дня детей «жаворонков»

Если ребенок рано встает, не стоит пытаться изменить это. Такой распорядок придется очень кстати, когда наступит время ходить в детский сад и школу.

Как правило, «жаворонки» засыпают в 20 часов, а в 6-7 утра они уже будят родителей. Порой мамы пытаются изменить такой режим, укладывая малыша позже спать.

Но даже в этом случае, он чаще всего просыпается в свое время, а в течение дня оказывается капризным и вялым.

Сколько должен спать ребенок в 1 год 1 месяц

В сумме малыш спит 12-13 часов в сутки. 10-11 часов занимает ночной сон, 2-3 часа – дневной.

Если он достаточно спит, то чувствует себя бодрым и веселым.

Если часто просыпается по ночам и плохо спит днем, родителям важно выяснить причину, чтобы устранить ее.

Среди наиболее частых причин проблем со сном:

  • прорезывание зубов;
  • жара, духота;
  • холод;
  • недостаток витамина D;
  • мокрая постель.

Если не удается решить проблему самостоятельно, лучше обратиться к педиатру. При регулярном недосыпании кроха будет капризным, вялым, могут возникнуть перебои с аппетитом.

Примерный распорядок кормлений

Даже если малыш продолжает кушать материнское молоко или смесь, его рацион должен обязательно содержать каши, супы, рыбу, мясо, фрукты, овощи.

В среднем к этом возрасту у детей уже вырастает 8 зубов. Они способны есть не только измельченное питание, но и небольшие кусочки, размером не больше 3 см.

Интервал между кормлениями составляет около 4 часов. Этого достаточно, чтобы еда переварилась, появилось чувство голода.

Лучше исключить перекусы между основными приемами пищи. Особенно в виде сладостей или сдобы. При необходимости для небольших перекусов можно использовать фрукты и овощи.

Таблица времени кормлений:

ВремяБлюда
Завтрак 8.30-9.00Можно приготовить молочную кашу из любой крупы. Добавить в нее сливочное масло, фрукты, сухофрукты, ягоды. К каше можно предложить творожок, кефир, ряженку или йогурт.
Обед 12.30-13.00Для обеда подойдет суп или пюре. В этом возрасте дети с удовольствием едят мясное или рыбное суфле, котлеты, фрикадельки. На десерт предлагают фрукты или ягоды.
Полдник 15.30-16.00В этот прием пищи малыш с удовольствием выпьет кефир, йогурт или ряженку, поест печенье, булочку, фрукты, творожок.
Ужин 19.00-20.00Перед сном вновь можно приготовить кашу. А на десерт фрукты и кисель или другой напиток.

Если мама продолжает кормить грудью или дает малышу смесь, их дают перед сном, как дополнительный поздний ужин.

Следование четкому режиму питания по часам помогает своевременной выработке желудочного сока, появлению аппетита, интересу крохи к еде, привычке питаться в одно время и за одним столом со взрослыми.

Гимнастика

С детьми в этом возрасте полезно проводить утреннюю гимнастику. Так малыш скорее просыпается, становится бодрым, активным. Чтобы заинтересовать его лучше проводить занятия в форме игры.

Можно сопровождать упражнения детскими стишками или песнями.

Чтобы малыш захотел заниматься, ему нужно показывать пример. Помещение для гимнастики должно быть проветрено, а ребенок легко одет.

Упражнения помогут укрепить навыки хождения или быстрее научиться ходить, если малыш еще не сделал первые самостоятельные шаги.

Умывание

Это еще одна важная процедура в жизни годовалого ребенка. Умывать его нужно обязательно по утрам и вечерам.

Также важно приучить его к другим гигиеническим процедурам – мытью рук до и после кормления, чистке зубов.

В первое время стоматологи рекомендуют чистить зубы 1 раз в день.

Для умывания используют теплую воду. Малышу должно быть комфортно, иначе у него может появиться страх перед водными процедурами.

Привыкнув к такому распорядку, он сам будет с удовольствием идти в ванну и просить умыть его или вымыть ручки.

Прогулки на свежем воздухе

Ребенку необходимо проводить время на улице. Там он активно познает мир и укрепляет здоровье. Даже при частых влажных уборках в квартире скапливается много пыли.

На улице организм очищается от нее, что служит профилактике многих заболеваний. Кроме того малыш осваивает новые игры, учится общаться с другими детьми, получает витамин D.

Не стоит гулять лишь при температуре воздуха ниже  –20 градусов, в дождь или сильный ветер.

Даже если у малыша насморк или кашель, но нет температуры, можно выйти с ним на прогулку на полчаса. Это лишь ускорит выздоровление. При повышенной температуре тела прогулки даже в хорошую погоду запрещены.

Лучше всего гулять дважды в день по 1,5-2 часа.

Развивающие игры

Игры в 1 год 1 месяц должны развивать организм и мышление. Полезно играть с ребенком в мяч, строить замки из кубиков, ходить по ортопедическому коврику, помогать ему исследовать дом, знакомя с новыми предметами.

Можно приучать малыша к творчеству: играм с пластилином и кинетическим песком, рисованию. Это не только поможет занять его, но и развить мелкую моторику.

В этом возрасте дети с удовольствием осваивают ролевые игры. Девочки заботятся о куклах: кормят их, качают, укладывают спать. Мальчики играют с машинками, устраивая гонки по квартире.

Малыши любят пальчиковые игры, повторяя за родителями несложные движения, под фразы детских стихов.

Полезно читать книги со сказками и потешками, в которых дети с интересом рассматривают картинки.

Купание

Это становится одним из ритуалов перед ночным сном.

В ванне, наполненной пеной и игрушками, кроха с удовольствием играет, а организм его расслабляется после активного дня.

Важно использовать детский шампунь, чтобы ему не щипало глаза.

Комаровский о режиме дня

Если мама планирует рано выйти на работу, и ребенку предстоит отправиться в детский сад до 2 лет, педиатр рекомендует заранее приучить его к распорядку дошкольного учреждения.

Родителям следует посетить садик и узнать, какой режим дня в нем действует. Так малыш будет проще адаптироваться к новым условиям.

Что делать с безрежимными детьми

Если к этому возрасту малыш до сих пор не приучен к четкому распорядку, нужно срочно исправлять ситуацию.

Для этого понадобится всего 3-4 дня, зато родители перестанут вскакивать по ночам по первому требованию и мучиться в течение дня из-за плавающего графика жизни крохи.

В переходный период с ребенком нужно как можно больше гулять и не давать ему долго спать днем.

Если он не ест в положенное время, не нужно заставлять. Пропустив обед, он с удовольствием съест все, что предложат на ужин, а затем будет крепче спать ночью.

При этом не нужно переживать, если не удается следовать режиму по минутам. Если обед будет на 20-30 минут позже, ничего страшного не случится.

Распорядок может быть гибким. Под него должны уметь подстраиваться дети и взрослые. Главное, чтобы неизменным оставалась последовательность действий.

К 1 году 1 месяцу ребенок должен быть приучен к режиму. Так он будет спокойнее и послушнее, а родители смогут проще выбирать время для своих дел.

Следование установленному порядку облегчит адаптацию малыша к детскому саду и школе, улучшит его аппетит и сон. Главное не перегибать палку.

Режим может быть гибким в зависимости от разных обстоятельств.

Арина Наговицына

Арина Наговицына

ЖУРНАЛИСТ
Высшее образование: факультет журналистики и массовых коммуникаций

Арина Наговицына
Latest posts by Арина Наговицына (see all)

Вся информация, размещенная на сайте, носит информативно – ознакомительный характер и не может быть использована для самолечения. Приобретя конкретные прикладные знания не экспериментируйте со здоровьем ребенка. При появлении симптомов заболевания необходима непосредственная помощь специалиста.

Никогда не принимайте решений без обсуждения вопроса с врачом — консультация педиатра обязательна!

pitaniedeti.ru

Режим дня ребенка 1 год 3 месяца комаровский

Режим дня ребенка 1 год 3 месяца

Режим дня ребенка 1 год 3 месяца имеет основные аспекты, которых необходимо придерживаться. В распорядок дня входят пробуждение, зарядка, игры, питание по часам, купание, ночной сон.

Развитие малыша в 1 год и 3 месяца

Малыш в этом возрасте очень активен. Он уверено ходит.

Полезно делать гимнастику, так как младенец все понимает и пытается повторить движения, которые видит.

Ребенок хорошо понимает речь, говорит определенный набор слов. К этому возрасту насчитывается уже несколько слов.

После года младенец должен уметь собирать пирамидку, играть кубиками, маленькими игрушками, отличать цвета.

Он пытается рисовать карандашом или пальцами на бумаге, укладывает игрушки спать, кормит их.

Из бытовых навыков отмечаются следующие:

  • начинает ходить на горшок;
  • пьет из чашки;
  • пытается кушать из ложки самостоятельно;
  • вытирает руки после умывания.

У некоторых детей возможны и другие навыки.

Таблица параметров по ВОЗ в 1.3 года
ПараметрМальчикиДевочки
Рост74.1 — 84.2 см72 — 83 см
Окружность головы44.2 — 49.4 см42.9 — 48.4 см
Вес8.3 — 12.8 кг7.6 — 12.4 кг
Режим дня ребенка

Режим дня – это рациональное распределение времени на питание, сон, игры и другие виды деятельности.

Цель распорядка дня по часам – это повышение работоспособности малыша в дневное время.

Режим помогает выработать правильные биоритмы, которые необходимы для нормальной работы всех систем организма.

Критерием правильного выбора режима дня ребенка является хорошее эмоциональное состояние, глубокий дневной и ночной сон грудничка.

Для составления распорядка обязательно опираются на следующие пункты:

• нет жестких норм и стандартов для составления распорядка дня;

• режим считается правильным, если время приема пищи, сна, водных процедур, игр совпадает с потребностями малыша;

• резкие изменения в распорядке плохо сказываются на самочувствии грудничка;

• менять режим необходимо постепенно;

• при правильной смене распорядка у малыша нормальное психоэмоциональное состояние;

• режим дня ребенка 1 год 3 месяца помогает облегчить адаптацию к детскому саду.

Отсутствие распорядка дня вызывают капризы, плохое настроение, недосып, нарушение нервно-психического развития.

Без режима трудно приучить малыша к культурно-гигиеническим навыкам.

Примерный распорядок дня:

Время дняДействие
7:30 завтрак
10:00 1 сон днем
12:00-12:30 обед
13:30-14:30 прогулка
15:00 2 сон днем
16:30 полдник
17:00-18:00 прогулка
20:00 ужин
20:30-21:00 отход к ночному сну

Такой распорядок больше подходит для детей жаворонков. Если малыш не может вставать рано, можно сместить время на 1-1.5-2 позже.

Будить ребенка с утра не рекомендуется, так как это скажется на его настроении. Грудничок должен просыпаться сам.

Режим сна

В 1.3 года грудничок спит 2 раза в сутки, но возможен распорядок дня и с одним дневным сном. Общая продолжительность отдыха составляет 13.5 часов.

На ночной сон приходится 10-11 часов. На дневной отдых остается 2-3.5 часа.


Полезные советы мамочкам: РЕБЕНОК ДО 3 ЛЕТ


Если малыш спит 2 раза за день, то длительность одного дневного сна примерно составляет 1.5-2 часа.

При одноразовом сне допускается спать 3-3.5 часа без перерыва. Распорядок отдыха организовывается индивидуально в зависимости от потребностей.

Питание ребенка 1 год 3 месяца

Питание малыша в 1,3 года 4-5-разовое. Перерывы между кормлениями составляют не более 3-4 часов.

Грудничку уже введены все продукты: овощи, фрукты, мясо, рыба, молоко, кисломолочные изделия, творог и другие.

Пищу для малыша варят, тушат или готовят на пару.

Ребенку в 1.3 года нельзя давать жаренные, копченые, соленые продукты, так как они нарушают работу поджелудочной железы, изменяют микрофлору кишечника.

Примерный режим питания:

• 7:30 — завтрак: детская каша (овсяная, пшеничная, гречневая, ячневая и другие), сок или слабенький чай;

• 12:00-12:30 – обед: суп (куриный или мясной), пюре рыбное или мясное, огурец свежий, сок, хлеб;

• 16:30 – полдник: кефир, ряженка, фруктовое пюре.

• 20:00 – ужин: мясное пюре, картофельное пюре, ряженка.

По желанию добавляют 2 ужин перед сном. В это время дают кефир, йогурт или ряженку с детским печеньем или булочкой. Допускается накормить грудью.

Если грудничок не хочет первое время кушать по распорядку, его нельзя заставлять. Со временем режим питания наладится.

Прогулки

Прогулки на свежем воздухе осуществляются ежедневно. Гулять рекомендуется ходить перед дневным и ночным сном.

Прогулка зимой разрешена при температуре до -20ᵒ. В очень жаркую погоду не рекомендуется ходить на улицу, так как малыш потеет, теряет электролиты.

Если поход на улицу в жару необходим, то обязательно берут воду, чтобы предупредить обезвоживание.

Одевать малыша гулять следует по погоде. Это предупредит перегрев и переохлаждение.

Прогулки позволяют насытить головной мозг кислородом. Особенно важно гулять детям с гипоксией. Свежий воздух помогает улучшить сон.

На улице ребенок активно двигается, что положительно влияет на костно-мышечную систему. При общении с взрослыми и детьми развивается речь.

Игры и спорт

Игры помогают ребенку развивать речь, укреплять мышцы. По утрам рекомендуется организовать зарядку в виде игры.

Заниматься можно с обычным мячом, фитболом, палочками или другими спортивными принадлежностями.

Во время утренней зарядки делают различные упражнения:

  • Приседания;
  • Ходьба вперед, приставным шагом, назад;
  • Прыжки.

Очень полезны для грудничка занятия на фитболе. Они помогают тренировать мускулатуру, вестибулярный аппарат.

На большом мяче осуществляют перекаты, пружинистые движения.

Днем ребенка занимают колечками, пирамидкой, кубиками, читают книжки. Можно давать малышу задание построить башню из 4-5 кубиков.

Пирамидку используют не высокую, не более 7-10 колечек.

Предлагают ребенку отсортировать предметы по цвету. Дают задание: отнести куклу или мягкую игрушку на кухню, принести ее маме или папе, уложить спать, накормить куклу.

Такие команды развивают память, речь, логику.

Активно обучают собирать пазл. Для малышей есть в продаже крупные пазлы. Используют также пазлы-кубики или головоломки.

При покупке изделий обязательно смотрят на возраст, с которого разрешена игрушка – «1+».

Ребенок 1 3 года способен рисовать фломастерами или карандашом. Допускается использовать специальные краски для рисования руками или ногами. Навык развивает воображение, тренирует мелкую моторику.

Гигиенические процедуры

После пробуждения проводят умывание, подмывание. Ребенка усаживают на горшок. Это необходимо для выработки рефлекса к мочеиспусканию.

Умывание рук и лица проводится на протяжении всего дня, если малыш запачкался. Рекомендуется давать ребенку самостоятельно вытираться в полотенце.

Так он быстрее привыкнет к чистоте.

Перед сном ежедневно осуществляют купание в детской ванне на протяжении 20-30 минут. Во время процедуры дают игрушки.

Каждый день малыша с мылом не моют. Гигиеническая ванна с мылом и мочалкой проводится 2 раза в неделю, чтобы не нарушить флору кожи.

Что говорит доктор Комаровский

По Комаровскому, режим – это рациональное распределение времени отдыха, бодрствования, питания.

Комаровский говорит, что ребенок по своей природе не нуждается в распорядке дня. Малыш должен есть, спасть, когда хочет.

Но, режим необходим для облегчения жизни матери, особенно, если в семье несколько детей. Поэтому Комаровский рекомендует приучать к распорядку дня с рождения.

Рационализация сна, питания и бодрствования нужна для сохранения семьи и хорошего самочувствия самой матери.

Если мама в хорошо себя чувствует, то она сможет обеспечить всем необходимым своих детей и мужа.

Режим соблюдается для того, чтобы адаптировать малыша к детскому саду и школе. Также организация дня по часам помогает улучшить самочувствие матери и ребенка.

Поэтому малыша необходимо приучать к распорядку с самого рождения. А по мере взросления режим постепенно меняют.

Ольга Кузнецова

Ольга Кузнецова

ВРАЧ — ПЕДИАТР
Образование: Сибирский государственный медицинский университет.
Сертификат специалиста по специальности «Педиатрия»

Ольга Кузнецова
Latest posts by Ольга Кузнецова (see all)

Вся информация, размещенная на сайте, носит информативно – ознакомительный характер и не может быть использована для самолечения. Приобретя конкретные прикладные знания не экспериментируйте со здоровьем ребенка. При появлении симптомов заболевания необходима непосредственная помощь специалиста.

Никогда не принимайте решений без обсуждения вопроса с врачом — консультация педиатра обязательна!

pitaniedeti.ru

Добавить комментарий