Отец нафанаил – Несколько слов к портрету «вредного отца Нафанаила» / Православие.Ru

Псково-Печерский Монастырь — Архимандрит Нафанаил (Поспелов). 1920-2002

Архимандрит Нафанаил (Поспелов). 1920-2002


Отец Нафанаил пришел в Псково-Печерскую обитель по зову Божию в 1947 году, сменив военную шинель на подрясник послушника, и прожил здесь 55 лет. В то время
полуразрушенная войной обитель бедствовала, братия жила в скудости и лишениях, но согревала и питала иноков вера в Бога.

Отец Нафанаил охотно и безотказно исполнял любое послушание, ибо верил твердо, что послушание – это самый верный и короткий путь ко спасению. Отец Нафанаил много потрудился на различных послушаниях: был на общих и сельскохозяйственных работах, сторожил монастырский огород и заведовал дровяным сараем, был трапезным и хлебодаром, экскурсоводом в пещерах, замещал наместника.

Из 82 лет жизни 50 лет отец Нафанаил являлся служителем Церкви: прошел долгий путь от пономаря до архимандрита.

Он трудился и молился с такими подвижниками благочестия, как иеросхимонах Симеон и валаамские старцы: схиигумен Лука и иеросхимонах Михаил, сослужил, будучи
диаконом, митрополиту Вениамину (Федченкову).

Иноческий путь он проходил под руководством архимандрита Пимена (впоследствии Святейшего Патриарха) и архимандрита Алипия (Воронова).

 

 

Автобиография архим. Нафанаила перед поступлением в обитель (1947 г.)

Я, Поспелов Кронид Николаевич родился в 1920 году в селе Заколпье Гусь-Хрустального района Владимирской области в семье священника отца Николая Васильевича Поспелова.

В 1923 году семья переехала в село Житенино Орехово-Зуевского района Московской области.

С раннего возраста я помогал своему отцу, исполняя обязанности пономаря, а затем и чтеца.


Начальную школу окончил в деревне Воинова Гора ОреховоЗуевского района Московской области в 1937 году и поступил в Ногинский Механический техникум, из которого в ноябре-месяце 1940 года был переведен в Московский Текстильный техникум, который и окончил в мае 1941 года, получив квалификацию техника-механика по холодной разработке металлов.

По окончании техникума до 9 декабря 1941 года работал сменным мастером ремонтно-механического цеха Костеревского шпульно-катушечно-челночного комбината Петушинского комбината Петушинского района Московской области.

С 9 декабря 1941 года по настоящее время я работал в строительных и рабочих колоннах, как мобилизованный, используя свободное время на чтение Слова Божия, молитву, а с декабря 1944 года я регулярно посещал Казанскую церковь (г. Великие Луки) до 20 мая 1945 года, помогая во время праздников, поста и Св. Пасхи священнику (исполнял обязанности пономаря и чтеца).

С 23 мая 1945 года нахожусь в Ленинграде, регулярно посещая Николо-Богоявленский Кафедральный собор.

Окончив службу в строительной колонне, я желаю остальное время своей жизни посвятить на служение Господу в монастыре.

Отец мой – протоиерей Николай Васильевич Поспелов в январе 1938 года был арестован в с. Былово Красно-Пахарского района Московской области.

Мать Поспелова Анна Константиновна проживает в деревне Воинова Гора Орехово-Зуевского района Московской области.

 

 

Слово Наместника архим. Тихона (Секретарева) перед отпеванием архим. Нафанаила 10-го августа 2002 года

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Блажен путь, в оньже идеши брате днесь,
яко уготовася тебе место покоя.
Чин Отпевания.


Сегодня, дорогие братия и сестры, мы празднуем память иконы Божией Матери “Смоленской”, а также в честь многочисленных списков с этой чудотворной иконы, одним из которых является Выдропусская икона Божией Матери. Этот образ находится в храме села Выдропуск Тверской губернии.

В годы войны архимандрит Нафанаил, тогда еще солдат Кронид Николаевич Поспелов, оказался в селе Выдропуск. В селе была церковь с древней (ХVвек) иконой Божией Матери Выдропусской. Подразделение, в котором служил отец Нафанаил, охраняло пленных немцев. Солдаты были расквартированы по избам, а пленных поместили в церкви. Наступили холода, и командование, не находя ничего лучшего, отдало приказ топить храм иконами. Узнав об этом, отец Нафанаил поспешил к своему квартирному хозяину, Степану, который отличался благочестием и любовью к Богу. Тот немедля нагрузил телегу дровами и с ней устремился к храму. За этот воз дров и удалось выменять чудотворную икону Выдропусскую, которая в течение 50 лет хранилась в доме Степана и его потомков. Таким образом, в это страшное время участием, заботой и мужеством архимандрита Нафанаила была спасена святыня XV века. И вот сегодня, в день празднования памяти Выдропусской иконы Божией Матери мы и совершаем отпевание архимандрита Нафанаила.

Он родился в 1920 году 11-го июня в семье священника протоиерея Николая Поспелова и матушки Анны.

В 1937 году он пережил сиротство, потому что его отец был арестован и вскоре расстрелян.

Учеба в техникуме, короткий период трудовой деятельности, а с декабря 1941 года по 1947 год – служба в армии. После демобилизации архимандрит Нафанаил без раздумий решил идти в монастырь. На вопрос, по какой причине он ушел в монастырь, отец Нафанаил сказал замечательные слова: “Я увидел, что нет счастья на земле. Есть единственная цель – это стремиться к Богообщению”.

И вот, движимый внутренним своим духовным чувством, имея в себе призвание к монашеской жизни, отец Нафанаил в 1947 году весной приходит в нашу обитель. Он молится и добросовестно, с полной отдачей сил трудится на хозяйственных послушаниях. В 1949 постригается в монахи, а в 1950 году принимает священный сан иеродиакона. Через пять лет его служение продолжается уже в качестве казначея и секретаря Духовного собора.

Все свои силы он прилагал для блага, процветания и сохранения святой обители. В трудный 1960 год, когда речь шла о закрытии монастыря, отец Нафанаил, вместе с наместником Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием и братией молятся и проявляют все свое мужество, терпение и усилия для того, чтобы заступлением Богоматери святая обитель не была закрыта.

Большой радостью для отца Нафанаила были юбилей 1000-летия Крещения Руси и юбилей 2000-летия со дня Рождества Христова, а также причисление к лику святых его отца священномученика Николая. Несмотря на перенесенные 2 инсульта, до последних дней отец Нафанаил продолжал молиться, трудиться, составлять уставные заметки для Богослужений и проникаться духом Церковной молитвы. Совсем немного поболев, он переходит в Вечность.

“Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла” (Ис. 57, 1).

Много добрых качеств, свойственных святым, присущи были и отцу Нафанаилу. Это беспримерное трудолюбие и терпение, тщательность в исполнении послушания, вера в Промысл Божий.

Отец Нафанаил вспоминал о том времени в 1947 году, когда он пришел в обитель, как он изнемогал во время хозяйственных работ по 12 часов в день и даже падал в борозду от усталости. И вот его посетило некое сомнение: а на правильном ли он пути находится? А есть ли этот путь для него спасительный? Он приходит к чудотворной иконе Божией Матери, молится, затем возвращается в свою келию и видит: у его соседа по келии раскрыта книга святителя Игнатия Брянчанинова как раз на странице, где сказано, что в последнее время монахи будут спасаться скорбями. Тогда он успокоился и утвердился в мысли, что находится на спасительном пути.

Действительно, скорби, болезни и переживания не оставляли отца Нафанаила с первого дня пребывания в обители и до последнего дня. Он вспоминал, что у него не было спокойной монашеской жизни. Его то направляют составлять документы, то рассчитываться с бригадами реставраторов, то вести экскурсию по пещерам, то писать статью в защиту восковых свечей в храме Божием и так далее.

Старец иеросхимонах Симеон об отце Нафанаиле сказал при его жизни: “Он имеет премудрость Соломонову и ревность Илиину”.

В лице отца Нафанаила перед нами – замечательный, яркий образ подвижника благочестия XX века. Отец Нафанаил для всех нас – и живущих в обители, и живущих в миру,– оставил пример верного служения Господу нашему Иисусу Христу, оставил пример теплой, искренней, сердечной молитвы к Божией Матери и святым угодникам Псково-Печерским. Он оставил по себе воспоминания в замечательной книге, написанной вместе с отцом Евгением (Пелешевым).

Каждую неделю отец Нафанаил издавал по три Псково-Печерских листочка, которые в своей духовной простоте и глубине всегда служили утешением и поддержкой для тех, с кем он общался.

Провожая сегодня в путь всея земли под благодатным покровом Богородицы «Одигитрии» нашего собрата, мы надеемся, что в лице архимандрита Нафанаила Псково-Печерская обитель приобрела еще одного молитвенника перед Престолом Божиим.

Отец Нафанаил будет погребен у храма Воскресения Христова, рядом с епископом Феодором, архимандритом Антипой, архимандритом Клавдианом и архимандритом Пантелеимоном. Это совсем недалеко от места погребения отца Алипия и отца Иеронима – его сподвижников, соработников на ниве Христовой.

Да упокоит Господь душу его в селениях праведных. А его молитвами да дарует всем нам терпение, ревность о спасении своей души.

И закончим словами Откровения св. апостола Иоанна Богослова: “…блаженны мертвые, умирающие в Господе; …они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними” (Откр. 14, 13). Аминь.

 

 

 

pskovo-pechersky-monastery.ru

НАФАНАИЛ (ПОСПЕЛОВ) — Древо

Архим. Нафанаил (Поспелов).
Нафанаил (Поспелов) (1920 — 2002), архимандрит, насельник Псково-Печерского монастыря

В миру Поспелов Кронид Николаевич, родился в 1920 году в семье священника Николая Поспелова, будущего священномученика.

В годы Великой Отечественной войны был призван в армию, где однажды сподобился принять участие в спасении чудотворной Выдропусской иконы Божией Матери. Когда в Выдропужске квартировались солдаты, охранявшие пленных немцев, последних разместили в здании закрытого храма. Была зима, дров не было, и красноармейцы получили команду отапливать храм иконами. Но Кронид прибежал к хозяину снимаемой им квартиры Степану, и тот срочно обменял дрова на чудотворный образ.

После демобилизации в 1947 году Кронид Николаевич явился к митрополиту Ленинградскому Григорию с желанием стать монахом. В том же году принял постриг с именем Нафанаил, был принят в число братии Псково-Печерского монастыря, в котором и пребывал в течение 55 лет, вплоть до своей кончины.

Был духовным сыном великого печерского старца иеросхимонаха Симеона (Желнина). Отличался особым усердием, имел дар рассуждения. Он никогда не поступал по своей воле и никогда не роптал на происходящее. Во всем он видел промысел Божий и этому видению обучал своих духовных детей. В Псково-Печерском монастыре отец Нафанаил потрудился на различных послушаниях: был на общих и сельскохозяйственных работах, сторожил монастырский огород и заведовал дровяным сараем, был трапезным и хлебодаром, экскурсоводом в пещерах и даже замещал наместника. Более сорока лет отец Нафанаил нёс послушание казначея.

В 2001 году был канонизирован в лике священномучеников его отец, Николай Поспелов. Отец Нафанаил сам написал ему тропарь и кондак.

Скончался 8 августа 2002 года в 23:30, в возрасте 82 лет.

Господь даровал ему великие духовные дары, зная о которых, наместник Псково-Печерского монастыря сказал: «Если бы отец Нафанаил жил в древности, он был бы великим святым, и о нем знала бы вся Церковь». Перед смертью священноначалие предложило старцу поставить электростимулятор, однако он слёзно просил не делать этого, так объясняя свою просьбу: «Отцы, представьте, — душа хочет отойти к Богу, а какая-то маленькая электрическая штучка насильно запихивает её обратно в тело! Дайте душе моей отойти в свой час!»

Использованные материалы

  • Страница сайта Никольского храма посёлка Первомайского (Конаковский район, Тверская область):

drevo-info.ru

Вредный отец Нафанаил. ««Несвятые святые» и другие рассказы»

Вредный отец Нафанаил. ««Несвятые святые» и другие рассказы» | Тихон (Шевкунов) Архимандрит

«Несвятые святые» и другие рассказы

Тихон (Шевкунов) Архимандрит

Вредный отец Нафанаил

 

litresp.ru

Вредный отец Нафанаил. Продолжение

«Для россиян, для России вопросы «Кто мы?», «Кем мы хотим быть?» звучат в нашем обществе все громче и громче. Мы ушли от советской идеологии, вернуть ее невозможно. Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917 года, похоже, также далеки от реальности, как и сторонники западного ультралиберализма».

Владимир Путин

Полностью согласен с Владимиром Владимировичем по этому вопросу. Так как устал наблюдать отголоски Гражданской войны между необелыми и неокрасными. Виртуальная борьба приводит к тому, что по линии этого давнего раскола прекрасно орудуют наши геополитические конкуренты. Нужно признать, что и плохое, и хорошее было — и в Царской России, и в Советском Союзе. И идти вперёд, используя только лучший опыт. Но не повторяя ошибок прошлого. Вместо того, чтобы наблюдать за вечным собачеством между собой вполне, казалось бы, зрелых и умных людей.

Меня тревожит, что когда речь заходит, например, о Сталине (который не просто вернул Патриаршество, но и реабилитировал Церковь), то многие православные перестают быть похожими на православных. Это ещё мягко сказано. Ненависть, злоба, буквально пена у рта — так действует приобретённый рефлекс, который долгие годы старательно вырабатывался хрущево-горбачёвской линией. И это печально.

Напротив такие пастыри как св.Лука Войно-Ясенецкий и архимандрит Иоанн Крестьянкин жили даже в советские годы совсем иначе — как и подобает христианину. Продолжаю публикацию рассказа об отец Нафанаиле, долгие годы служившим казначеем Псково-Печорской обители.


«Вредность отца Нафанаила простиралась и на могучее Советское государство, особенно когда оно слишком бесцеремонно вмешивалось в монастырскую жизнь. Говорят, что именно отец Нафанаил дал особо тонкий совет великому печорскому Наместнику архимандриту Алипию, когда даже тот был в некотором затруднении от напора и грубости властей.

Произошло это в конце шестидесятых годов. Как известно, в те годы все граждане Советского Союза должны были принимать участие в выборах. В монастырь ящик для голосования приносили в трапезную, где после обеда братия под надзором Наместника, недовольно ворча, отдавали кесарю кесарево.

Но вот как-то первый секретарь Псковского обкома КПСС узнал, что для каких-то там невежественных монахов попущена нелепая льгота, так что они голосуют за нерушимый блок коммунистов и беспартийных в своем отжившем исторический век монастыре, а не на избирательном участке. Первый секретарь Псковского обкома КПСС возмутился духом и устроил своим подчиненным беспощадный разгон за попустительство нетрудовому элементу. И немедля распорядился, чтобы отныне и до века чернецы приходили на выборы в Верховный Совет СССР как все советские люди – на избирательные участки по месту жительства!

Вот тогда-то, как говорят, отец Нафанаил и пошептал Наместнику отцу Алипию на ухо тот самый до чрезвычайности тонкий совет.

В день выборов (а это было в воскресенье) после праздничной монастырской литургии из ворот обители вышел торжественный крестный ход.

Выстроившись по двое, длинной чередой, под дружное пение тропарей монахи шествовали через весь город на избирательный участок. Над их головами реяли тяжелые хоругви, впереди по обычаю неслись кресты и древние иконы. Но это было еще не все. Как и положено перед всяким важным делом, в зале выборов духовенство начало совершать молебен. До смерти перепуганные чиновники пытались протестовать, но отец Алипий строго оборвал их, указав, чтобы не мешали гражданам исполнять конституционный долг так, как это у них положено. Проголосовав, братия тем же чинным крестным ходом вернулись в святую обитель.

Нет нужды объяснять, что к следующим выборам избирательная урна с раннего утра дожидалась монахов снова в монастырской трапезной.

И в то же время строго приглядывавший за нами отец Нафанаил всегда пресекал гласные проявления оппозиционности по отношению к государству и тем более попытки диссидентства. Поначалу это казалось нам чуть ли не возмутительным. Мы думали, что казначей просто лебезит перед властями. Но потом мы постепенно узнавали, что отец Нафанаил не раз и не два сталкивался с засланными в монастырь провокаторами или переодетыми оперативниками. Но даже вполне понимая, что перед ним искренние люди, отец Нафанаил все же всякий раз обрывал столь любимое нами вольномыслие. И не только потому, что оберегал монастырь. А скорее потому, что берег нас самих от нашего же неразумия, фанаберии и молодой горячности, замешанной на самой простой гордыне. Он не дорого ценил слова, даже самые героические, и знал о советской власти и обо всем, что творилось в стране, не так, как мы – большей частью понаслышке да по книгам. И еще потому отец Нафанаил имел трезвое и очень личное отношение к советской власти, что его отец, священник Николай Поспелов, был расстрелян за веру в тридцать седьмом году. Пройдя солдатом через всю войну, отец Нафанаил стал послушником великого Наместника архимандрита Алипия и духовным сыном святого печорского старца и чудотворца иеросхимонаха Симеона. И оба они, увидев в нем человека кристальной честности и необычайно живого ума, сделали его в тяжелейшие годы хрущевских гонений на Церковь казначеем и секретарем монастыря и поверили ему самые сокровенные монастырские тайны.

И еще к вопросу о советской власти. Как-то летней ночью я нес послушание дежурного на площади перед Успенским храмом. Звезды слабо мерцали на северном небе. Тишина и покой. Трижды гулко пробили часы на башне… И вдруг я почувствовал, что за спиной у меня кто-то появился. Я испуганно обернулся. Это был отец Нафанаил. Он стоял рядом и смотрел в звездное небо. Потом задумчиво спросил:

– Георгий, что ты думаешь о главном принципе коммунизма?

Псково-Печерский монастырь. Успенская площадь. 1983 год. Три часа ночи. Звезды…

Не ожидая от меня ответа, отец Нафанаил так же в задумчивости продолжал:

– Главный принцип коммунизма – «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Но ведь «способности», «потребности» – это ведь, конечно, какая-то комиссия будет определять? А какая комиссия?.. Скорее всего – «тройка»! Вот вызовут меня и скажут: «Ну, Нафанаил, какие у тебя способности? Кубометров двадцать леса в день напилить сможешь! А какие потребности? Бобовая похлебка!.. Вот он и весь главный принцип…

Хотя отец Нафанаил всегда тщательно подчеркивал, что он не кто иной, как педантичный администратор и сухой службист, даже мы, послушники, через какое-то время стали догадываться, что свои духовные дарования он просто тщательно скрывает, как это, впрочем, делали все настоящие монахи в обители. Отец казначей не был официальным монастырским духовником. На исповедь к нему ходили из города лишь несколько печорских старожилов, да еще кто-то приезжал к нему из далеких мест. Остальных он как духовник не принимал, ссылаясь на свою неспособность к этому занятию.

Но однажды он на мгновение приоткрыл сокровенную часть своей души. Хотя тут же опять спрятался за привычной строгостью и сварливостью. Я как-то провинился на послушании. Кажется, исполнил порученное мне дело очень небрежно. За это сам отец Наместник поставил меня три дня убирать снег со всей Успенской площади. Я тогда порядком разобиделся, да еще снег все шел и шел, так что к третьему дню я не просто устал, а еле ноги волочил. Мне было так жалко себя, я так надулся на весь мир, что даже всерьез начал вынашивать план мести. Но какая месть послушника Наместнику? Масштабы совершенно несопоставимые. И все же, из последних сил работая лопатой, я взлелеял в сердце следующую картину. Когда Наместник будет проходить мимо меня на обед в братскую трапезную, то наверняка язвительно поинтересуется: «Ну, как живешь, Георгий?» И тут я отвечу – весело и беззаботно, как будто и не было этих трех каторжных дней: «Лучше всех, отец Наместник! Вашими святыми молитвами!» И тогда он поймет, что меня так просто не сломить!

Картина этой ужасной мести так согрела мое сердце, что даже среди непрекращающегося снегопада я почувствовал себя значительно веселее. Когда рядом проходил отец Нафанаил, я даже разулыбался ему, подходя под благословение. В ответ он тоже очень приветливо осклабился и осенил меня крестным знамением. Я склонился поцеловать его руку и вдруг услышал над собой скрипучий голос:

– Так значит: «Лучше всех, отец Наместник! Вашими святыми молитвами!»?

Я так и замер, согнувшись, как от радикулита. Когда же наконец решился поднять глаза на старца, то он смотрел на меня с нескрываемым ехидством. Но, заметив мой ужас, он уже с настоящей добротой проговорил:

– Смотри, Георгий, дерзость еще никого до добра не доводила!

И, перекинув свой мешок с миллионом, а может с сухарями, заскрипел по морозному снегу к братскому корпусу. А я остался стоять разинув рот и только смотрел, как оторванная подметка на башмаке казначея болтается при каждом шаге.

Ну, настоящий Плюшкин! Только святой.

Как сказал один почтенный питерский протоиерей: «Один год Псково-Печерского монастыря – это все равно что пятьдесят лет духовной академии». Другое дело, как мы эти уроки усвоили… Но это уже другой и, признаться, весьма горький вопрос.

Кстати, Плюшкиным отец Нафанаил был самым нешуточным. Кроме того, что он трясся над каждой монастырской копейкой, он исступленно кидался выключать все праздно горящие электрические лампочки, экономил воду, газ и вообще все, что можно было сберечь и поприжать.

И еще он строго бдел над вековыми устоями монастыря и древними иноческими уставами. К примеру, он терпеть не мог, когда кто-то из братии уезжал в отпуск. Хотя лечебный отпуск полагался для тех, кому это было необходимо, отец Нафанаил все равно совершенно не принимал и не выносил этого. Сам он в отпуск, разумеется, никогда не ходил за все свои пятьдесят пять лет пребывания в обители. Наместник архимандрит Гавриил тоже никогда отпуском не пользовался и косо смотрел на тех, кто приходил к нему с просьбами об отъезде.

Как-то, помню, Наместник все же благословил поехать в летний отпуск одному иеромонаху. Благословить-то он его благословил, но деньги на дорогу велел получить у казначея.

Я тогда дежурил на Успенской площади и был свидетелем этой сцены. Началось с того, что иеромонах, собравшийся в отпуск, долго и впустую стучался в дверь кельи отца Нафанаила. Казначей, сразу поняв, о чем пойдет речь, затаился и не открывал. Тогда батюшка решил брать отца казначея измором. Он присел на скамью поодаль и стал ждать. Часа через четыре отец Нафанаил, опасливо озираясь, вышел на площадь, и тут его настиг отпускник с письменным благословением Наместника выдать деньги на дорогу.

Увидев бумагу, отец Нафанаил замер, совершенно убитый, а потом с воплем повалился на землю и, задрав к небу руки и ноги (при этом из-под подрясника обнажились драные башмаки и синие выцветшие кальсоны), закричал во весь голос:

– Караул! Помогите! Грабят!!! Деньги им давай! В отпуск хотят! Устали от монастыря! От Матери Божией устали! Грабят! Караул! Помогите!!!

Бедный батюшка даже присел от ужаса. Изумленные иностранные туристы на площади стояли открыв рты. Схватившись за голову, иеромонах опрометью бросился в свою келью. А Наместник, стоя на балконе настоятельского дома, страшно довольный, взирал на всю эту картину.

Увидев, что опасность миновала, отец Нафанаил совершенно спокойно поднялся, отряхнулся от пыли и отправился по своим делам.

Особую радость нам доставляло, когда мы получали послушание помогать отцу Нафанаилу в проведении экскурсий по монастырю. Как правило, ему поручалось водить каких-то особо важных персон. Та история с президентом Ельциным и знакомство главы государства с особенностями святых пещер произошла, конечно же, при участии именно отца Нафанаила. В наши послушнические обязанности входило лишь открывать и закрывать за посетителями тяжелые церковные двери. Остальное время мы внимали отцу Нафанаилу. А послушать было что. Отец Нафанаил был продолжателем традиций своего учителя – великого Наместника архимандрита Алипия, который отстаивал монастырь и веру в Бога в самое тяжелое время хрущевских гонений. И алипиевский дар мудрого, а порой и беспощадного слова перешел по наследству к отцу Нафанаилу.

В те атеистические годы советские работники, приезжавшие в монастырь, ожидали увидеть кого угодно: мракобесов, хитрецов-хапуг, темных недочеловеков, но только не тех, кого они встречали на самом деле – своеобразно, но очень интересно образованных умниц, необычайно смелых и внутренне свободных людей, знающих что-то такое, о чем гости даже не догадывались. Уже через несколько минут экскурсантам становилось ясно, что таких людей они не встречали за всю свою жизнь.

Как-то, а это было в 1986 году, псковское партийное начальство привезло в монастырь высокого чиновника из Министерства путей сообщения. Он оказался на удивление спокойным и порядочным человеком: не задавал идиотских вопросов, скажем, о том, в каком корпусе живут жены монахов, не интересовался, почему Гагарин в космос летал, а Бога не видел. Но в конце концов после двухчасового общения с отцом Нафанаилом чиновник, пораженный своим новым собеседником, все же выдал:

– Слушайте, я просто потрясен общением с вами! Такого интересного и необычного человека я не встречал за всю свою жизнь! Но позвольте, как вы с вашим умом можете верить в… Ну, вы сами понимаете во что! Ведь наука раскрывает человечеству все новые и новые горизонты. И Бога там нет! Он, простите, просто не нужен. Вот в нынешнем году к Земле из глубин Вселенной приближается комета Галлея. И ученые, представьте, точно высчитали весь ее маршрут! И скорость! И траекторию! И для этого, простите, никакой идеи Бога не нужно!

– Комета, говорите? Галлея?.. – затряс бородой отец Нафанаил. – Значит, если с кометой все подсчитали, то и Господь Бог не нужен? Н-да, понятно!.. А вот представьте – если меня поставить на холме у железной дороги и дать бумагу и карандаш. Ведь я через неделю точно смогу сказать вам, когда и в какую сторону будут ходить поезда. Но это ведь не значит, что нет кондукторов, диспетчеров, машинистов?.. Министров путей сообщения? Ведь не значит? Начальство – оно везде нужно!

Но не все подобные беседы заканчивались мирно. Однажды в монастырь прибыла экскурсия, состав которой нам назвали шепотом: дети членов ЦК. Не знаю, так ли это было, но молодые люди оказались весьма невоспитанными. Такая золотая московская молодежь середины восьмидесятых годов, которую я очень хорошо знал. Молодые люди то и дело прыскали от хохота, показывали пальцами на монахов и задавали те самые идиотские вопросы. Но делать было нечего, и отец Нафанаил повел их по монастырю.

Экскурсия началась с пещер, в самом начале которых есть крохотная келья с одним маленьким окошком. В этой келье в начале XIX века подвизался затворник иеросхимонах Лазарь. Здесь же он и похоронен. Над могильной плитой висят его тяжелый железный крест и вериги.

– Вот в этой келье, не выходя двадцать пять лет, подвизался иеросхимонах Лазарь, – начал свою экскурсию отец Нафанаил. – Я сейчас расскажу вам об этом удивительном подвижнике.

– А куда же этот ваш Лазарь здесь в туалет ходил? – громко поинтересовался один из юных экскурсантов.

Его спутники просто покатились от хохота.

Отец Нафанаил терпеливо дождался, когда они успокоятся, и невозмутимо произнес:

– Куда в туалет ходил? Хорошо, я вам сейчас покажу!

Он вывел несколько озадаченных экскурсантов из пещер и повел их через весь монастырь к скрытому от посторонних глаз хозяйственному двору. Здесь, на отшибе, ютился старый нужной чуланчик. Выстроив экскурсантов пред этим заведением полукругом, как делают это обычно перед важным экспонатом, отец Нафанаил торжественно указал на него рукой и произнес:

– Вот сюда иеросхимонах Лазарь ходил в туалет! А теперь стойте и смотрите!

И, развернувшись спиной к изумленным молодым людям, он оставил их одних.

Когда те пришли в себя, старший группы разыскал Наместника и выразил свое негодование всем случившимся. На что отец Наместник ответил:

– Архимандрит Нафанаил доложил мне, чем вы интересовались. Именно это он вам и показал. Ничем больше помочь не можем!

Надо учитывать, что на дворе стоял 1984 год. А тогда все было не так просто. Могли случиться и серьезные неприятности. Но наместники Псково-Печерского монастыря традиционно были сильными людьми».

 

Ознакомиться с окончанием рассказа вы сможете самостоятельно:

http://www.ot-stories.ru/nafanail.htm

 

dbelyaev.ru

НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА НАФАНАИЛА — Борис Якеменко — LiveJournal


Некоторое время тому назад вышла книга воспоминаний об одном из насельников Псково-Печерского монастыря архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002) (Архим. Тихон (Секретарев). Богородичной обители послушник. Печоры., 2012 О нем же писал и архим. Тихон (Шевкунов) в известной книге «Несвятые святые»). В ней дан портрет одного из уникальных хранителей русского православия в ХХ столетии, того самого человека, который не живет, а житийствует и способен одной фразой, краткой беседой воззвать отпадшего, заблудшего человека de profundis. Краткие, точные духовные наставления архимандрита Нафанаила, часто сделанные с тонким, особым юмором, глубокие наблюдения над обыденными вещами являются великолепными примерами того, как просто, доступно и понятно можно говорить о сложных вещах, как можно одной-двумя фразами разрушить глубокое и очень расхожее заблуждение. Вот некоторые выдержки.

***
Делали мне замечания по поводу отсутствия у нас телевизора. Я ответил, что если сравнивать учение Христа и средства массовой информации, то мы видим: апостольская проповедь была без средств массовой информации и все же овладела всем миром. К тому же даже запись богослужения и показ его по телевизору есть некая подмена. Ведь Благодать Божия во всей полноте действует именно во время богослужения в храме.
***
У нас — оглашенные, там — кандидаты приглашенные; у нас крестный ход, у них — демонстрация; у нас иконы, там — портреты; у нас хоругви, а там — знамена; у нас — проповедь, там — доклад; у нас «многая лета», там — «да здравствует». Все построено аналогично… у нас всенощное бдение, там — торжественное заседание с вечера. Но когда я спросил, почему с вечера, — мне не смогли ответить. Тогда я посоветовал открыть Библию на первой странице и прочитать: «И был вечер, и было утро — день первый…» Господь сотворил день с вечера. И праздник церковный в соответствии с творением мира начинается с вечера и дает пример и основание для других устроений.

***
Как-то военные, приехав на экскурсию, заявили мне:
— У вас в Церкви женщина унижена.
Я ответил:
— Наоборот. В лице Пресвятой Богородицы женское естество в Православной Церкви вознесено превыше Небесных чинов Ангельских. А посмотрите на наши храмы — женщины их заполняют большей частью! Нет, у нас в Церкви женщина не унижена, а возвышена. А вот у вас, в военном устроении, их почти совсем не берут.

***
У некоторых вызывает иронию, что именно женщины по преимуществу заполняют наши храмы. А основания для иронии здесь нет. Достаточно вспомнить слова Спасителя из Евангелия: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всей крепостию твоею и всем помышлением». Значит, возлюбить Господа всем сердцем — первая ступень и первое условие веры. У женщин же именно и преобладает сердце, поэтому их природа более способна к восприятию веры. А слова возлюбить Господа «всем помышлением» стоят на последнем месте. Мужчины же часто хотят начать именно с помышления, забывая о сердце, поэтому реже приходят к вере… У мужчин преобладает ум, вот почему их и меньше в храме.

***
Однажды один деятель мне сказал, что отец Иоанн Кронштадтский любил людей принимать. В его словах прозвучал некий упрек к батюшке Иоанну. Я заметил на это, что если какой-то начальник не любит людей — в его кабинете пусто. А если к кому-то идут беспрерывно — значит, надеются получить утешение и получают его. Он выслушал мои слова и одобрительно сказал: «Да, у вас на все ответ найдётся…»

***
Монастырь всегда славился святынями. В нашей обители три чудотворных иконы Пресвятой Богородицы: икона Успения 1521 года, написанная иноком Алексием Малым. Это был известный своей благочестивой жизнью иконописец Псковско-Новгородских земель. С 1523 г., за молитвы игумена Корнилия, Богоматерь от этой иконы подавала многочисленные исцеления, особенно — прозрение слепым. Как-то псковские деятели спросили меня, бывают ли сейчас подобные исцеления. Я ответил, что исцелений очень много, но они не такие мгновенные и явные, как прежде. Ведь Всевышняя Власть знает, как могут поступить у нас с человеком, прозревшим у всех на глазах. Поэтому исцеления происходят постепенно, за некоторый период. Люди приезжают, помолятся, покаются, причастятся, отстоят молебен перед чудотворной иконой, их окропят святой водой. Потом уезжают домой, и заболевание постепенно расходится, чтобы человека не мучили экспертизами, как это было с исцелением слепорожденного, о котором мы знаем из Евангелия…

***
Как-то мне говорили:
— У вас святая вода не портится, потому что она обеззараживается серебряным крестом.
Я всегда отвечал:
— Если вы вправду в это верите, то почему не внесете рационализаторское предложение? Ведь достаточно в местах общего пользования поводить в сосудах с водой серебряными палочками, и вода эта будет храниться вечно. Санэпидемстанции будет большая экономия, а вам — премия за ваше открытие. Но почему же вы упускаете момент?

***
В хрущевское время как-то приехала к нам делегация из Москвы, с Главпочтамта. Экскурсовод, ведущая группу, сказала, что у нас в стране нет гонений на Церковь. Я подтвердил. Потому что, когда в Римской империи были гонения на христиан, там на каждом перекрестке висел указ, что христиан нужно хватать, судить, ссылать, казнить. У нас таких указов нигде не висит. Но по слову апостола Павла: «…все, желающие жить благочестно во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12). И этот закон остается непреложным для всех стран, для всех времен, для всех народов. И это каждый из нас может легко проверить: поступите на ответственную должность, а при этом в кабинете у себя повесьте иконы, молитесь утром и вечером, обвенчайтесь с женой, окрестите детей, по воскресеньям ходите в храм. Очень скоро вы убедитесь в истинности слов апостола Павла. Мы должны ясно понимать, что все века идет борьба: «Диавол с Богом борется, и поле битвы — сердце человеческое». И если верующий человек служит Богу, то неверующий — вольно или невольно — диаволу.

***
Как грешный человек изучает математику, её четыре основных действия? Себе прибавлять, а у других отнимать. Свое умножать, а чужое делить. Другого извлекать с корнем, а себя возводить в степень…
Получается, что для некоторых даже и математику изучать не полезно.

***
В праздник Пресвятой Троицы надо непременно быть в храме на коленопреклоненных молитвах. Священник читает: «Духом страха Твоего моя осени дела. Се бо страхом предстою, в пучины милости Твоея отчаяния души моея поверг…» С отчаяния в петлю лезть? Нет, надо свое отчаяние повергать в пучины милости Божией. «Ангела мирна пристави людем Твоим, всех собери в Небесное твое Царствие, даждь прощение уповающим на Тя». Эти Троицкие молитвы надо много раз в году прочитывать, потому что они имеют особую силу…

***
Как-то посетители спросили меня, не желаю ли я перейти на другое место. Я ответил: «Если дерево постоянно пересаживать, ничего путного из него не получится».

***
Не выразить словами, как много обязан мир печалям. В изгнании напеты были многие псалмы, в тюрьмах написаны некоторые апостольские послания. В огне скорбей рождены воедино мысли великих людей. В скорбные дни зачаты лучшие произведения поэзии. Слепота открыла слово одного из русских поэтов. Утешься же в своих скорбях, православный! Когда Бог хочет дать человеку высокое назначение, он подвергает его огненному испытанию на костре скорбей. У одного садовника были необыкновенно прекрасные розы.
– Отчего твои розы лучше, чем у других? – спросили садовника.
– Оттого, что я их особенно люблю, – ответил садовник.
Любовь же садовника проявляется в том, что он и утро и вечер каждого дня острым ножом подчищал розовые кусты.

***
Я с детских лет слышал иногда такие нелепости про Библию. Например, тот, кто прочитает Библию от начала до конца, обязательно должен сойти с ума… Кстати, у преподобного Серафима есть мысль, что хорошо прочесть Библию от начала до конца. За один такой труд Господь не оставит без дара разумения.

***
Как то военные деятели спросили меня:
– Куда вы деваете ваших покойников на том свете?
Я ответил, что когда гражданская власть схватит человека, она не считает полезным информировать граждан, куда его определили – или в самые лучшие места нашей Родины, или в адские места лишения свободы. Возмутится порядок жизни, люди неправильно поймут. Поэтому, чтобы жизнь текла своим чередом, нам не дают лишней информации. Высшая власть тоже не хочет, чтобы порядок земной жизни приходил в расстройство. Ведь если вам покажут, что ваш брат находится в местах адских мучений, тогда от переживаний вы бросите выполнение своих прямых обязанностей и наша земная жизнь придёт в расстройство. Вот почему и Небесное устроение тоже не информирует нас по этому вопросу до времени. Мои военные посетители остались вполне довольны отве том. Они сказали:
– Да, у вас все логично.

***
Православная Церковь в храмах содержит плоскостные изображения святых, потому что они не дают тени, как дает тень скульптура. То, что не дает тени, свидетельствует о горнем мире, где светом пронизано все.

***
Монастырь –это «собрание одиноких».

***
Как-то итальянский корреспондент обратился ко мне:
– Папа римский давно сократил праздничную службу до 20 минут, учитывая темпы времени, чтобы не слишком утруждать верующих. Не желаете ли вы у себя сделать то же самое?
Я в свою очередь спросил:
– А скажите, сколько часов в день ваши люди просиживают у телевизора?
Он смутился и замолчал, ответить ему было нечего: ведь мы оба прекрасно знали, что никакие темпы времени не влияют на бесконечное смотрение телевизора. Вот и получается, что «темпами времени» человек просто прикрывает свое отступление от Бога, свою потерю веры…

***
Для верующего нет разницы, в каком веке и кем написана та или иная икона. Как-то раз одна начальница спросила меня о веке написания одной из икон Божией Матери и об авторе. Я ответил ей:
–Представьте себе, что я приду к Вам в кабинет и займусь исследованием: какой у Вас рост, какой вес, сколько Вам лет, сколько в Вас литров крови. А о том, что Вы начальница – я даже и не вспомню. Хорошо ли это будет?
В иконах Царицы Небесной мы видим и чтим Саму Пресвятую Богородицу! Как мы можем во время молитвы думать о том, в каком веке и кем она написана эта икона?
***
Невежество –величайшее бедствие нашего времени. Если бы человек все знал, он никогда бы не согрешил, так учат святые отцы.

***
Как-то весной один из наших пещерников, отец Всеволод, вел очередную экскурсию. Посетители разговаривали о том, что запах тления поглощается специфической почвой. Отец Всеволод промолчал, но в конце экскурсии привёл всех к панихидному столику (в пещерах):
– Понюхайте, чем пахнет?
На столике стояли букеты сирени.
– Пахнет сиренью, – ответили ему.
– Как же так? – спросил он у них. –Грубый запах тления почва поглощает, а легкий запах сирени поглотить не может?..
Конечно, никто ему ничего не ответил.

***
Часто можно слышать от людей верующих, что человек не может идти к тому или иному батюшке, так как «батюшка этот неправедной жизни». На такие переживания я отвечаю, что если даже кто-то из начальствующих ведет себя неладно, то жители и работники не задумываются, когда идут к такому начальнику подписывать какой-то документ. Пока его не сняли, его подпись сохраняет свою юридическую силу, независимо от его поведения. Так зачем же сомневаться в силе Благодати, которую подает Господь через Церковные Таинства? Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Ты хочешь спастись со святым священником? Найди такого! А я спасусь и с грешным». Пророку Илии приносили пищу светлый Ангел и черный ворон. И он одинаково принимал пищу у того и у другого в напоминание нам, что духовную пищу надо принимать с равным благоговением из рук того, кто живет, как светлый Ангел, и того, кто живет, как черный ворон…А почему именно эта птица приносила хлеб пророку Илии? Ворон не кормит своих птенцов и, родив, бросает их тут же на произвол судьбы. А пророку Илии хлеб он приносил – этим подчеркивается сила этого чуда Божия.

***

Однажды финские посетители язвительно спросили:
– Как же так, ваши космонавты летали в космос, но Бога там не видели?
Я ответил:
– Во-первых, Церковь у нас отделена от государства, поэтому видеть Бога –прерогатива Церкви. А у нас ни Церковь, ни Государство не вмешиваются в дела друг друга. Во-вторых, если космонавты заявляют о том, что не видели Бога, то этим свидетельствуют, что хотели Его видеть и что «душа человеческая по натуре –христианка», по слову святых отцов. А в-третьих, они просто доказывают истинность Священного Писания, которое говорит: «Бога человеком невозможно видети, на Него не смеют чини ангельские взирати…»

***
Как-то на экскурсии по Пещерам были дипломаты, которые спросили:
– Почему же при жизни никто об этих веригах не знал?
Я ответил:
– Плох тот дипломат, секреты деятельности которого раскрываются еще при его жизни.

boris-yakemenko.livejournal.com

архимандрит Нафанаил (Поспелов) — Псковская митрополия

Отец Нафанаил пришел в Псково-Печерскую обитель по зову Божию в 1947 году, сменив военную шинель на подрясник послушника, и прожил здесь 55 лет. В то время
полуразрушенная войной обитель бедствовала, братия жила в скудости и лишениях, но согревала и питала иноков вера в Бога.

Отец Нафанаил охотно и безотказно исполнял любое послушание, ибо верил твердо, что послушание – это самый верный и короткий путь ко спасению. Отец Нафанаил много потрудился на различных послушаниях: был на общих и сельскохозяйственных работах, сторожил монастырский огород и заведовал дровяным сараем, был трапезным и хлебодаром, экскурсоводом в пещерах, замещал наместника.

Из 82 лет жизни 50 лет отец Нафанаил являлся служителем Церкви: прошел долгий путь от пономаря до архимандрита.

Он трудился и молился с такими подвижниками благочестия, как иеросхимонах Симеон и валаамские старцы: схиигумен Лука и иеросхимонах Михаил, сослужил, будучи
диаконом, митрополиту Вениамину (Федченкову).

Иноческий путь он проходил под руководством архимандрита Пимена (впоследствии Святейшего Патриарха) и архимандрита Алипия (Воронова).

Автобиография архим. Нафанаила перед поступлением в обитель (1947 г.)

Я, Поспелов Кронид Николаевич родился в 1920 году в селе Заколпье Гусь-Хрустального района Владимирской области в семье священника отца Николая Васильевича Поспелова.

В 1923 году семья переехала в село Житенино Орехово-Зуевского района Московской области.

С раннего возраста я помогал своему отцу, исполняя обязанности пономаря, а затем и чтеца.

Начальную школу окончил в деревне Воинова Гора ОреховоЗуевского района Московской области в 1937 году и поступил в Ногинский Механический техникум, из которого в ноябре-месяце 1940 года был переведен в Московский Текстильный техникум, который и окончил в мае 1941 года, получив квалификацию техника-механика по холодной разработке металлов.

По окончании техникума до 9 декабря 1941 года работал сменным мастером ремонтно-механического цеха Костеревского шпульно-катушечно-челночного комбината Петушинского комбината Петушинского района Московской области.

С 9 декабря 1941 года по настоящее время я работал в строительных и рабочих колоннах, как мобилизованный, используя свободное время на чтение Слова Божия, молитву, а с декабря 1944 года я регулярно посещал Казанскую церковь (г. Великие Луки) до 20 мая 1945 года, помогая во время праздников, поста и Св. Пасхи священнику (исполнял обязанности пономаря и чтеца).

С 23 мая 1945 года нахожусь в Ленинграде, регулярно посещая Николо-Богоявленский Кафедральный собор.

Окончив службу в строительной колонне, я желаю остальное время своей жизни посвятить на служение Господу в монастыре.

Отец мой – протоиерей Николай Васильевич Поспелов в январе 1938 года был арестован в с. Былово Красно-Пахарского района Московской области.

Мать Поспелова Анна Константиновна проживает в деревне Воинова Гора Орехово-Зуевского района Московской области.

Смотрите также:

pskov-eparhia.ru

Биографический словарь. Н…. Нафанаил (Поспелов), архимандрит

Архимандрит Нафанаил (Поспелов)


Архимандрит Нафанаил (Поспелов), в миру — Кронид Николаевич Поспелов, родился в 1920 г. в селе Заколпье Меленковского уезда Гусь-Хрусталинского района Владимирской области в семье священника. Русский.

Мать — Анна Константиновна, урожденная Красовская (1878-1962)

  • В 1922 г. семья переехала в село Житенино Орехово-Зуевского района Московской губернии. Незадолго до того, как советские власти приступили к изъятию имущества у крестьян и священнослужителей, в 1928 году семья продала дом под школу в соседнее село и перешла жить в дом просфорни по её приглашению.
  • Каждый год власти требовали от священника уплаты всё больших налогов, но в 1930 году сумма налогов стала столь высока, что святой Николай вынужден, был продать всё своё имущество и перейти служить в другой храм.
  • С пятого класса школы мальчик уже был вынужден оторваться от семьи. Вместе с родителями, когда началась коллективизация, попал в разряд лишенцев, то есть был поражен в гражданских правах.
  • 1930-1931 гг. — отец служил в храме села Воскресенское Киржачского района Владимирской области,
  • Отца в 1931 перевели в Успенский храм в селе Воинова Гора Орехово-Зуевского района, 1932-1933 гг. — служил в храме села Пустое Поле Шатурского района, 1933-1934 гг. — служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в городе Орехово-Зуево, с 1935 г. служил в Троицком храме в селе Кaменки Ногинского (Богородского) района Московской области, затем в храме Чуда Архистратига Михаила в село Былово Подольского района (ныне — Троицкий округ Москвы). 27 января 1938 г. отец был арестован, 8 февраля 1938 г. приговорён к расстрелу, казнён 17 февраля 1938 года.
  • После седьмого класса надо было решать, где продолжить образование. Мама в этом помочь не могла, и юноша стал искать пути сам. Сначала поехал в Тушино, в техникум, который готовил техников — смотрителей авиалиний. Но требования там были столь высоки, что он решил отказаться от поступления. «Ведь начали бы скорбеть и принявшие меня, да и я сам», — говорил позже отец Нафанаил.
  • Шёл 1937 год. Кронид вынужден был записаться на иждивение брата, чтобы поступить в средне-техническое учебное заведение, и поехал к брату в Богородск, где поступил в Механический техникум на специальность «техник-механик по холодной обработке металлов». Вторая специальность в техникуме называлась «техник-механик для льнопенькозаводов». Каждый поступавший хотел не прогадать, выбрать специальность, способную обеспечить потребности жизни.
  • Поговорил со студентами, которые сказали: «Если ты после техникума поедешь в село, на льнопенькозавод, то хлеб там развозят по 400 грамм по домам». В общем, надо было идти на холодную обработку металлов, что молодой человек и сделал. Позже он спросил у одного преподавателя, куда направляться после техникума, тот ответил: «Куда-нибудь, но только непременно в М

xn—-7sbbflyaajcgder5dfl.xn--p1ai

Добавить комментарий