Определяем время по часам – Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам со стрелками

Методика — как научиться определять время по часам

Приведу методику для обучения детей, как определять время по часам. Один мой хороший знакомый впечатлился курсами и внезапно вызвался сделать курс по этой теме ) Соответственно методика и курс Определение времени по часам за его авторством.

Это был первый опыт, когда курс на сервисе делал не я, а другой человек. Опыт в целом удался, получилось здорово.

Мои предыдущие методики
• как научиться Сложению в пределах 100
• как выучить Таблицу умножения
• как изучить продвинутое Умножение на числа до 20

Общая схема
Определять время по цифровым часам просто — достаточно прочитать две цифры, соответствующие часам и минутам.
Определение времени по аналоговым часам – более сложная задача, которую сейчас разберем.
333

Далее остановимся на нем поподробнее.

Детально по каждому блоку

Шаг 0. Повторение сложения
Для успешного прохождения курса нужно уметь складывать числа в пределах 100 (чтобы вычислять минуты и переводить время из 12-ти часового формата в обычный). Также, желательно уметь умножать на 5 — это тоже поможет вычислять минуты быстрее.

Шаг 1. Понятия суток, полночи и полудня
Знание этого поможет сориентироваться во времени и подготовит к переводу 12 <-> 24.

Шаг 2. Понятия циферблат, часовая стрелка, минутная стрелка
Часы_1

Шаг 3. Определяем час в 12-ти часовом формате

Шаг 4. Считаем риски на циферблате и промежутки между ними
Разбираем минуту (маленький промежуток), 5 минут (большой промежуток).
123

Шаг 5. Определяем минуты
На основе уже приобретенного навыка подсчета рисок и умножения на 5.

Минуты_2

Шаг 6. Дальше можно определять время в 12-ти часовом формате
На основании умения определять час в 12-ти часовом формате и умения определять минуты – это делается элементарно.
Часы_2

Шаг 7. В завершение определяем время в 24-х часовом формате
Используя понимание суток, полуночи (начало суток) и полудня (середина суток) изучаем разбиение суток на два круга часовой стрелки. Приобретаем навык определения времени в 24-х

Что нужно знать, чтобы начать
• счет в пределах 100
• сложение с переходом через десяток

Курс работает в прежней логике


• навыки осваиваются постепенно
• учиться можно самостоятельно (у многих детей это повышает уверенность в себе)
• простейшие навыков переводятся на «автоматический» уровень

В завершение
Хочу сказать большое спасибо Дмитрию за методику и курс. Уверен, что многим он будет полезен.
P.S. Для этого курса я специально сделал виджет, который позволил удобно рисовать аналоговые часы, вставлять их в задания и создавать задания с рисунком (часов) автоматически. Вроде ничего получилось )

freeedu.livejournal.com

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧАСЫ И ВРЕМЯ»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 17» города Оренбурга

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ЧАСЫ И ВРЕМЯ»

Оренбург 2016

Дидактическая игра «Часы и время»

Цель:

— Учить детей определять время на часах.

— Научить детей ориентироваться во времени.

— Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате.

— Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.

— Уточнять и развивать у детей временные представления.

Оборудование: карточки с заданиями, часы.

Задания:

  1. «Что мы делаем сейчас?». Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Поставь стрелки на часах, обозначив нужное время.

hello_html_5caabdd.jpghello_html_5caabdd.jpg

hello_html_5caabdd.jpghello_html_5caabdd.jpg

hello_html_m3b33ed8f.jpg

hello_html_38372d60.jpg


  1. Определи который час?

hello_html_m18732b0a.jpg

hello_html_2847965c.jpg

  1. Скажи, какое время показывают часы?hello_html_m144fb4b3.jpg

  1. hello_html_m18a437b6.jpg

  1. Посмотри внимательно на картинки и скажи, сколько сейчас времени на часах.hello_html_md52dfda.jpg

  1. hello_html_10db02ea.jpg

infourok.ru

Урок 12. час. минута. определение времени по часам — Математика — 2 класс

Математика, 2 класс

Урок № 12. Час. Минута. Определение времени по часам

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Как определять время по часам?

-Чему равен час в минутах?

Глоссарий по теме:

Единицы измерения времени — час, минута

Час — это единица времени равная 60 мин

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. –8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.31

2. Математика. КИМы. 2 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Глаголева Ю.И., Волкова С.И.-М.: Просвещение, Уч.лит., 2017 — с.9, 10

3. Математика. Рабочая тетрадь. 2 кл. 1 часть: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Волкова С.И.-М.: Просвещение, 2017 — с. 33

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человек изобрел часы очень давно. Первыми появились солнечные часы. Начертили люди круг под открытым небом и поставили посредине колышек. Идет по небу солнышко – идет по площадке тень от колышка. Она и показывает время. Но эти часы хороши были только днем и в солнечную погоду. Пришлось тогда людям придумывать другие часы. Появились водяные, песочные. Люди сейчас пользуются механическими и электронными часами. Недавно ученые изобрели атомные часы, которые показывают самое точное время.

Мы должны научиться пользоваться часами.

Посмотрим на модель часов.

Чаще у часов бывает две стрелки. Маленькая стрелка двигается медленно, еле-еле и проходит расстояние от одного большого деления до другого за один час. Называется стрелка – часовая.

Другая стрелка двигается по кругу побыстрее. Она длиннее, тоньше часовой и проходит расстояние от одного маленького деления до другого за одну минуту. Называется эта стрелка –

минутная.

Маленькая стрелка начинает своё движение, большая тоже движется. От одной большой чёрточки до другой большая проходит пять минут, давайте посчитаем вместе, сколько минут она пройдёт за час. Пять минут да пять минут — будет десять минут; десять минут да пять минут – будет пятнадцать минут, да ещё пять минут – будет двадцать минут; двадцать минут да пять минут — будет двадцать пять минут, да ещё пять минут – будет тридцать минут; плюс пять минут – тридцать пять минут, да ещё пять минут – будет сорок минут; сорок минут, да ещё пять минут – будет сорок пять минут; сорок пять минут, да ещё пять минут – будет пятьдесят минут, да ещё пять минут – будет пятьдесят пять минут, да ещё пять минут – будет шестьдесят минут.

Значит в одном часе шестьдесят минут. Сокращенно записывают так:

1ч=60мин

Давайте составим правило определения времени по часам:

1) определяем по маленькой стрелке, сколько часов,

2) определяем по большой стрелке, сколько минут.

Определим время на часах 4ч10мин

Рассмотрим электронные часы, на их табло несколько цифр, причём перед двумя последними цифрами стоит точка.

Тогда:

1) число перед этой точкой показывает количество часов;

2) число после точки показывает минуты.

Время на электронных часах 22 часа 43 минуты

Тренировочные задания.

1. Восстановите последовательность. Расставьте часы в порядке следования времени

Подсказка: Это первая половина дня

Правильный вариант:

2. Какое время показывают часы? Выберите из предложенных вариантов и подпишите изображения.

Варианты ответов:

2 ч. 10 мин. 4 ч. 12 ч. 7 ч.

Правильные варианты:

1. 4 ч. 2. 7 ч. 3. 2 ч. 10 мин.

resh.edu.ru

10 способов измерить время :: Инфониак

10 способов измерить время  Невероятные факты

Люди начали измерять время сравнительно недавно по отношению ко всей нашей долгой истории. Желание синхронизировать наши действия пришло около 5000-6000 лет назад, когда наши кочевые предки начали заселять земли и строить цивилизации. До этого мы разделяли время только на день и ночь, а именно: яркие дни для охоты и работы, а темные ночи для сна. Но с тех пор, как люди стали чувствовать необходимость координировать свои действия для проведения общественных собраний и аналогичных мероприятий, они посчитали нужным ввести систему измерения времени.

Безусловно, ученые скажут вам, что мы обманываем себя, когда полагаем, что мы действительно отслеживаем время. «Различие между прошлым, настоящим и будущим – это всего лишь стойкая иллюзия», — говорил Альберт Эйнштейн. Его ежедневные прогулки возле башни с часами в Берне (Швейцария), привели ученого к некоторым изменившим мир представлениям о природе времени.

Тем не менее, реально время или нет, его измерение, все же, стало жизненно важным для нас. На протяжении веков люди придумывали различные творческие методы хронометража, от самых простых солнечных часов до атомных часов. Ниже представлены различные способы измерения времени, некоторые из них новейшие, а некоторые также стары, как само время.

Солнце

Древние люди обратились к природе для создания первого хронометража. Люди начали отслеживать движение Солнца по небу, а затем стали использовать предметы для измерения изменений. Египтяне, как предполагается, были первыми, которые создали хронометраж науки. В 3500 году до н.э. они соорудили обелиски и расположили их в стратегически важных местах, где в определенное время «приборы» отбрасывали тени. На первый взгляд, эти обелиски могли отметить только время прихода полдня, но затем они стали делать более глубокие подразделения.

Две тысячи лет спустя, египтяне разработали первые солнечные часы, «циферблат» которых был разделен на 10 частей. Солнечные часы работали, отслеживая движение солнца. Когда часы показывали полдень, необходимо было передвинуть стрелку часов на 180 градусов для того, чтобы измерить послеобеденное время. Конечно, древние солнечные часы не могли определить точное время в пасмурный день или в ночной период времени. Кроме того, время, показываемое солнечными часами, было неточным, поскольку в разные времена года часы были короче или длиннее в зависимости от сезона. Тем не менее, солнечные часы были лучше, чем ничего, а к 30 году до н.э. более 30 различных видов часов использовались в Греции, Италии и Малой Азии. Даже сегодня солнце лежит в основе нашей системы хронометража. Мы создали часовые пояса планеты для того, чтобы имитировать вращение Земли вокруг Солнца.


Звезды

Древние египтяне, как полагается, разработали первый способ определения времени ночью, изобретя первый астрономический инструмент «меркхет» в приблизительно 600 году до н.э. Инструмент представляет собой натянутую нить с весом, которая работает также, как плотник сегодня использует отвес.

Египетские астрономы использовали два меркхета, ориентированных на Полярную звезду для того, чтобы выявить небесный меридиан в ночном небе. Время же отсчитывалось по принципу пересечения звездами этого меридиана.

Звезды использовались не только для того, чтобы отметить прохождение часов, но и прохождение дней. Это измерение вращения Земли называется звездным временем.

Когда определенная воображаемая точка среди звезд пересекает небесный меридиан, то этот момент обозначается как звездный полдень. Время, которое прошло от одного звездного полдня к другому, называется звездными сутками.

Песочные часы

Происхождение песочных часов уходит далеко вглубь веков. Они состоят из двух стеклянных колб, одна поверх другой с узким отверстием между ними. Песок постепенно попадает из верхней части в нижнюю при переворачивании часов. Когда весь песок из верхней части перешел в нижнюю, то это означает, что время вышло, однако, это не всегда означает, что прошел час.

Песочные часы могут быть сделаны таким образом, чтобы измерить практически любой короткий промежуток времени, для этого нужно всего лишь регулировать количество содержащегося песка в нем, или же отверстие между колбами.

Водяные часы

Водяные часы, известные как «клепсидра», были одним из первых устройств, которое для измерения времени не использовало солнце или звезды, то есть ими можно было пользоваться в любое время суток.

Водяные часы работают путем измерения количества воды, которое капает из одного контейнера в другой. Они были изобретены в Египте, но распространились по всему древнему миру, а в некоторых странах люди даже в 20 веке пользовались водяными часами.

Древние греки и римляне строили большие водяные часы в виде башен, а в Китае такие часы назывались «Лу» и зачастую были сделаны из бронзы. Однако, несмотря на то, что водяные часы были очень распространены, они были не совсем точны.

Механические часы

В Европе в 1300-х годах изобретатели начали делать механические часы, которые работали при помощи системы весов и пружин. У этих первых часов не было лицевой части и стрелок, а о прохождении часа свидетельствовал звонок. На самом деле, слово часы происходит от французского «колокольчик». Эти огромные первые часы, как правило, устанавливались в церквях и монастырях, для того, чтобы объявлять о времени прихода необходимости помолиться.

Вскоре появились часы с двумя стрелками, минутной и часовой. Позднее стали появляться настольные и каминные часы. Несмотря на то, что часы были усовершенствованными, они, все же, были неточными. В 1714 году британский парламент предложил хорошее вознаграждение тому, кто сможет разработать точные часы, которые помогали бы работе морской навигации. В итоге такие часы были изобретены, их погрешность составляла всего пять секунд. С приходом промышленной революции, началось массовое производство часов, благодаря чему эту устройство попало в дом каждому человеку.

Необычные часы

Когда мы думаем о часах, мы, как правило, представляем себе знакомый циферблат с двумя, а, возможно, с тремя стрелками. На протяжении многих веков люди создавали всевозможные конструкции для того, чтобы определить время. Китайцы в период между 960 и 1279 годами изобрели ладановые часы, а затем они распространились во всей Восточной Азии. В одном из видов ладановых часов, металлические шарики были прикреплены к благовонию при помощи проволоки. Когда ладан догорал, металлический шарик падал и звучал гонг, что свидетельствовало о прохождении часа.

Другие часы использовали в своей работе цвет, а некоторые – различные ароматы для обозначения разных периодов времени. Существовали также часы, сделанные из маркированной свечи, когда свеча догорала до определенной отметки, то проходил заданный период времени.

Наручные часы

Открытие в 1400-х годах того, что спиральные источники могут быть уменьшены в размерах, привело к тому, что были созданы наручные часы. В то время и на протяжении многих веков после этого, карманные часы были приоритетом мужчин, женщины же носили наручные часы. Все эти правила моды изменились во время Второй Мировой войны, и в итоге с тех пор, наручные часы начали носить и мужчины. Дарение часов символизировало переход к зрелости.

Однако, по мере развития 21 века, вездесущие наручные часы, могут постепенно кануть в лету, поскольку сейчас мы чаще всего проверяем время, глядя на монитор компьютера, мобильного телефона или дисплея МР3-плеера. Однако, все же неформальный опрос нескольких тысяч людей показал, что большинство из них не собираются отказываться от своих наручных часов.

Кварцевые часы

Минеральный кварц, как правило, с помощью аккумулятора, является основной движущей силой кварцевых часов.

Кварц является пьезоэлектрическим материалом, а это означает, что когда кристалл кварца сжат, он генерирует небольшой силы электрический ток, который способствует вибрации кристалла. Все кристаллы кварца вибрируют на одной и той же частоте.

Кварцевые часы используют батарейку для создания кристальной вибрации и для подсчета колебаний. Таким образом, система работает так, что создается один импульс в секунду. Кварцевые часы по-прежнему доминируют на рынке из-за своей точности и низкой стоимости производства.

Атомные часы

Хотя название звучит достаточно устрашающе, на самом деле, атомные часы не представляют собой никакой опасности. Они измеряют время, отслеживая как долго один атом переходит с положительного на отрицательное энергетическое состояние и обратно.

Официальный временной стандарт для Соединенных Штатов устанавливается NIST F-1, атомные часы Национального института науки и технологии в городе Боулдер (штат Колорадо). NIST F-1 являются фонтанными часами, названными в честь атомного движения. Ученые вводят газ цезий в вакуумный центр часов, а затем добавляют прямые инфракрасные лазерные лучи под углом в 90 градусов. Сила лазера собирает все атомы в одном месте, на которое в большой силой воздействует заполненная микроволнами область. Ученые измеряют количество атомов, которые оказываются в измененном состоянии, а также управляют микроволнами, задавая им разные частоты до тех пор, пока большая часть атомов не изменит свое состояние. В итоге, последняя частота, при которой меняются атомы, и есть частота колебаний атомов цезия, равняющаяся секунде. Это звучит довольно сложно, однако, данная технология является мировым стандартом измерения времени.

Атомные часы отслеживают самые незначительные изменения времени.

Календари

Как мы видели, фактический подсчет минут и секунд требует проведения достаточно сложных процедур, но подсчет дней и месяцев основан на положении солнца и луны. Различные культуры, однако, используют разные методы.

Христианский, или григорианский календарь, один из наиболее популярных сегодня, опирается на солнце. Исламский календарь использует фазы луны, еврейские и китайские календари полагаются на сочетание обоих этих методов.

В григорианском календаре, день – это время, прошедшее от одного восхода солнца до следующего, или же один полный оборот Земли вокруг своей оси. Месяц, по григорианскому календарю, это приблизительно 29,5 дней, что является одним полным циклом фаз Луны, а год – это 364,24 дня, или время, необходимое для того, чтобы Земля сделала полный круг по орбите Солнца.


www.infoniac.ru

Научите пользоваться стрелочными часами пожалуйста

и что тут трудного? маленькая стрелка показывает часы, маленкая минуты каждая 1=5 минут, соответственно по кругу 60 выходит

в часу 60 минут, в минуте 60 секунд когда большая стрелка проходит с 10 до 11 часов, минутная стрелка делает один оборот

Вытягиваешь колёсико, крутишь по часовой стрелке, радуешься пока не надоест. Этап второй, всё также манипуляций только против часовой стрелки. И когда и это надоест наступает третий этап, задвигаешь колёсико на место, подносишь часы к уху, слушаешь и радуешься. Для разнообразия можно слушать по очереди, правым и левым ухом! А если хочешь узнать время, достань телефон.

в часу 3600 секунд,

Всё очень легко!!! Маленькая стрелка показывает на час. а длиньше на минуты. Ну вот на часах 10 часов 8 минут

Сейчас есть для этого телефоны

touch.otvet.mail.ru

Единицы времени. Определение времени по часам

Здравствуйте, дорогие ребята.

Я рада снова видеть вас. И хочу начать нашу встречу с вопросов, на которые даётся один и тот же ответ:

Что быстрее мысли?

Что возвратить нельзя?

Что идёт без ног?

Догадались? Это время.

Время невозможно увидеть, потрогать, но измерить его можно. И сегодня мы с вами поговорим о единицах измерения времени.

Вспомните, какие единицы времени вы знаете? Это год, месяц, неделя, сутки, час, минута. Сегодня мы поговорим только о некоторых из них. А начнём с такой единицы времени, как год.

Что же такое год? Это время, за которое наша планета Земля делает один полный круг вокруг Солнца. Год делится на четыре сезона – зима, весна, лето и осень.

В каждом сезоне по три месяца. Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Весенние – март, апрель май, летние – июнь, июль, август. Осенние – сентябрь, октябрь, ноябрь. Всего – двенадцать месяцев.

Мы говорим: «Единица измерения времени – месяц». Но ведь вы знаете, что месяцы различаются по количеству дней. Помните ли вы, в каких месяцах по тридцати одному дню? Это январь, март, май, июль, август, октябрь, декабрь. Таких месяцев в году семь. А вот в апреле, июне, сентябре и ноябре – по тридцать дней. Таких месяцев, как видите, четыре. Самый интересный месяц года – февраль. В нём обычно двадцать восемь дней. Но один раз в четыре года в феврале бывает двадцать девять дней. В нашем тысячелетии это было в две тысячи четвёртом году, в две тысячи восьмом, две тысячи двенадцатом, две тысячи шестнадцатом. Эти годы называются високосные.

Обычно в году триста шестьдесят пять суток, а в високосном – триста шестьдесят шесть.

Сутки – это время, за которое земля совершает полный оборот вокруг своей оси. В сутках двадцать четыре часа.

Людям постоянно надо ориентироваться во времени. Мы должны в определённое время встать, вовремя пойти в школу или на работу. Если мы собираемся куда-нибудь в путешествие, стоит опоздать на минутку, и поезд уйдёт, или самолёт улетит. Чтобы этого не произошло, необходимо уметь определять время по часам.

В повседневной жизни мы обычно пользуемся или часами с циферблатом и стрелками, или часами с электронным табло.

Как я уже говорила, в сутках двадцать четыре часа, а вот на часах со стрелками есть числа только от одного до двенадцати. Поэтому за сутки часовая стрелка проходит два полных круга. Сутки как бы делятся на две части. И если, например, мы скажем: «Поезд прибывает в три часа», необходимо обязательно уточнить – в первой половине суток он прибывает, то есть в три часа ночи, или во второй половине суток – в три часа дня. Для того, чтобы не путаться, часто используют не двенадцатичасовой счёт времени, а двадцатичетырёхчасовой. Тогда во второй половине суток про время говорят не «час дня», а тринадцать часов, не десять часов вечера, а двадцать два часа.

Как запомнить этот счёт, ведь на часах-то чисел от тринадцати до двадцати четырёх нет? Это не трудно. Нам просто надо узнать, сколько часов прошло от начала суток. К двенадцати прибавляется то число, на которое указывает часовая стрелка. Допустим, сейчас день, и часовая стрелка указывает на число три. Прибавляем к двенадцати три, получается пятнадцать. Значит, сейчас пятнадцать часов. Вечером часовая стрелка указывает на девять. Двенадцать плюс девять – двадцать один. Значит сейчас двадцать один час.

Ну а если, допустим, вы услышали, что любимая телепередача начинается в семнадцать часов. Как определить это время на часах? В этом случае надо вычитать двенадцать. Семнадцать минус двенадцать – пять.

То есть передача начнётся в пять часов вечера. Папа приходит с работы в девятнадцать часов? Девятнадцать минус двенадцать – семь часов вечера.

Посмотрим на часы с электронным табло.

Чаще всего они показывают время в двадцатичетырёхчасовом формате. Глядя на них, не ошибёшься, какое время они показывают. Но иногда встречаются такие часы и с двенадцатичасовым счётом. Тогда на циферблате есть ещё две латинские буквы – AM или PM. Буквы AM – это первые буквы латинских слов ante meridiem [æntıməʹrıdıəm], что означает «до полудня», то есть в первую половину суток. Буквы РM – первые буквы латинских слов post meridiem [͵pəʋstməʹrıdıəm], что означает «после полудня», то есть во вторую половину суток.

Так что, если увидите на табло число восемь с буквами AM, значит, сейчас восемь часов утра. А если то же число с буквами РM – восемь часов вечера.

Ну а сейчас я предлагаю вам несколько заданий. Выполните их, а потом мы проверим, внимательно ли вы слушали, всё ли поняли.

Подумайте и запишите, сколько часов прошло от начала суток, если сейчас два часа дня, четыре часа дня, восемь часов тридцать минут вечера? Не забыли? К данному числу прибавляем двенадцать. И вот что получается.

И ещё задание. Запишите по-другому, в двадцатичетырёхчасовом счёте: три часа дня, пять часов вечера, девять часов вечера, двенадцать часов ночи.

Ну а теперь давайте проверим. Несмотря на то, что эти два задания кажутся разными, выполнять их надо одинаково. К данному времени прибавлять двенадцать.

Хочу обратить ваше внимание на то, что двенадцать часов ночи можно записать и как двадцать четыре часа, и как нуль часов. Ведь этот момент является концом одних суток, и, одновременно, началом следующих суток. На часах с электронным табло числа двадцать четыре нет, а после двадцати трёх часов пятидесяти девяти минут появляются нули.

Вот и заканчивается время, отведённое на нашу встречу. А ко времени надо относиться с большим уважением.

Ведь время обладает огромной магической силой. Вот как говорится о времени в одной из загадок в книге Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и обратно»:
Всё без пощады съедаешь ты:
Птиц и зверей, деревья, цветы.
Точишь железо, сталь поедаешь.
Твёрдые скалы в прах обращаешь.
Здания рушишь, царей убиваешь,

Гордую гору с долиной равняешь….

А я сегодня прощаюсь с вами. Ведь время не ждёт. До свидания, друзья мои.

videouroki.net

Методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме: НОД «Определение времени по часам»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28

Конспект

непосредственно образовательная деятельность

в подготовительной группе

«Определение времени по часам».

С использованием ЦОР

 

        Никулина А.И.

воспитатель

МБДОУ детский сад №28

 Цель: закрепить умение детей определять время по часам.

Задачи:

1. Закреплять умение играть в различные дидактические и подвижные игры , развивать умение более точно высказывать свои мысли, интересно рассказывать об увиденном , сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей .

2. Воспитывать культуру речевого общения, уважение к мнению, интересам других; умение принимать и оказывать помощь.

3. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций, чтение книг, разучивание стихов, беседы о времени, частях суток, режиме дня

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: будильник (мягкая игрушка, цифры (для будильника, иллюстрации (солнечные, водяные, песочные) часы, экспонаты музея часов.

Презентация « История возникновения часов».

Раздаточный: часы для каждого ребёнка (по количеству детей, мяч для игры «Назови часы», карточки с цифрами от 1 до 12 для игры «Ходят стрелочки по кругу».

Словарь новых слов: циферблат, заводная головка, песочные часы, водяные, масляные часы.

Основные части занятия:

1. Сюрпризный момент (появление в группе будильника)

2. Беседа об устройстве часов. Игра «Который час? »

3. Сообщение информации о появлении часов, их разновидностях.

4. Физкультминутка «Тик-так»

 5 «Режим дня» (развивающая)

 Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром я проснулась от того, что кто-то тихо плачет в комнате. Смотрю, а это мой будильник. Я спросила: «Что случилось? » А будильник мне говорит: «Я был этой ночью в стране снов, и злой волшебник заколдовал меня: забрал у меня все цифры». Теперь я больше не могу помогать людям вставать вовремя, не опаздывать на работу, в детский сад. Не знаю, что мне делать? Мне очень нужно вернуть цифры, но одному мне никак не справиться. Я пожалела будильник и взяла его с собой, надеюсь, что мы ему поможем — подарим новые цифры. Но для этого нам нужно постараться и выполнить различные задания. Ну что, ребята, поможем будильнику?

Дети: Да.

Воспитатель: Сначала давайте вспомним, как устроены часы? Что есть у часов?

Дети: Корпус, стрелки, циферблат, заводная головка.

Воспитатель: Что нарисовано на циферблате?

Дети: Цифры.

Воспитатель: Кто знает, а что обозначают цифры?

Дети: Цифры обозначают часы.

Воспитатель: Как называются стрелки, показывающие время?

Дети: Длинную стрелку называют минутной, а короткую часовой.

Воспитатель: Скажите, а чем отличаются часы друг от друга?

Дети: Формой, величиной, цветом.

Воспитатель: Чем похожи?

Дети: На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на мои часы. Кто может сказать, какое время они показывают?

Дети: Два часа.

Воспитатель: Куда «смотрит» минутная стрелка?

Дети: Минутная стрелка «смотрит» вверх на 12.

Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?

Дети: Часовая стрелка показывает на 2.

Игра «Который час? »

Воспитатель называет определенное время. Дети на своих часах двигают стрелки, устанавливая их на указанный час.

Воспитатель: Покажите на своих часах 2 часа.

Воспитатель: Попробуйте показать 1 час. Куда показывает минутная стрелка?

Дети: Минутная стрелка показывает на 12.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?

Дети: Часовая стрелка показывает на 1.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я вам расскажу историю появления часов. Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.

Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг него начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Солнечные часы показывали время только в солнечный день, ночью они не работали. (Показ иллюстрации солнечных часов)

 Как вы думаете, удобны ли такие часы?

Дети: Нет, так как эти часы показывали время только в солнечную погоду.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Такими часами люди пользовались недолго и придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Но … прошло время, и водяные часы перестали устраивать человека. Чем они были не удобны? (Показ иллюстрации водяных часов)

Дети: В них надо постоянно подливать воду.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок, он есть один

И бог, и царь, и господин.

Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов) . Они показывают время и днём, и ночью, и летом, и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединили между собой. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени. Их до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

Как вы думаете, а такими часами удобно пользоваться?

Дети: Нет, так как эти часы надо все время переворачивать.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Ребята, часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1 минуту. Их нужно через минуту переворачивать. А как вы думаете, одна минута – это много или мало? Сейчас мы проверим, много ли это — 1 минута.

Физкультминутка

Тик-так, тик-так —

Все часы идут вот так:

Тик-так. (Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)

Тик-так, тик-так.

Чтоб совсем проснуться

Чтоб совсем проснуться,

Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Спину тоже разминаем,

Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)

Поворот за поворотом,

То к окну, а то к стене.

Выполняем упражненье,

Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ну как, долго мы играли? А теперь я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту. Согласны?

Дети: Да.

Игра «Молчанка»

(Дети молчат ровно одну минуту, пока сыплется песок.)

Воспитатель: А теперь 1 минута — это много или мало?

Дети: Много.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время прошло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, оно тянулось долго?

Дети: Время тянется долго, если делать нечего, а когда играешь, рисуешь, время проходит быстро.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».

Продолжим наш разговор о часах. Люди пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени.

— Как вы думаете, чем неудобны были все эти часы?

Дети: Все эти часы были неудобными, так как солнечные часы ночью и в пасмурную погоду не работали, песочные часы нужно переворачивать, в водяные часы нужно постоянно подливать воду.

Воспитатель: Совершенно верно. Все эти часы – солнечные, песочные, масляные – были не очень удобными, и человек придумал механические часы, который повесили на высокую башню. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки и эти часы были неудобны. Почему?

Дети: Их было видно не изо всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час.

Воспитатель: И люди придумали такие часы, которые можно было повесить в каждом доме. Итак, появились разные часы, и сейчас во время игры вы мне их назовёте.

Игра «Назови часы»

Воспитатель бросает мяч и просит назвать, одним словом

— часы, которые стоят на полу … напольные

— часы, которые висят на стене … настенные

— часы, которые звонят по утрам … будильник

— часы, которые стоят на камине … каминные

— часы, которые работают на батарейках … электронные

— часы с песком … песочные

— часы, которые носят на руке … наручные

— часы на башне Кремля … Кремлевские

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами узнали, что бывает много разных часов.

  Развивающая игра «Режим дня».

Перед детьми раскладываются картинки с изображением режимных моментов (утренняя гимнастика, завтрак, дневной сон и др.) . На макетах часов они должны установить то время, которому они соответствуют: например, завтрак — 8 часов, прогулка – 10 часов и т. д. Для подсказки и самопроверки на оборотной стороне картинки есть правильный ответ.

Воспитатель наблюдает, как ребята справляются с заданием. Тем, кто затрудняется с выполнением этого задания, он негромко советует перевернуть картинку и воспользоваться подсказкой.

Когда все дети выполнят задание, они могут перевернуть картинки и проверить свои ответы.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте все внимательно посмотрим на часы. Сколько цифр на часах?

Дети: 12

Воспитатель: Давайте проверим, все ли мы цифры собрали? Давайте посчитаем. (Счет до 12). Цифры все мы собрали, а теперь мы можем успокоить наш будильник и вернуть их на циферблат.

(Воспитатель предлагает детям разложить цифры на будильнике)

Ребята, вот мы и помогли будильнику, а он теперь опять может показывать время людям.

Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами посмотрим презентацию «История возникновения часов»,  а потом вы нарисуете любые часы, которые вам понравились

 

nsportal.ru

Добавить комментарий