Музыкальная логоритмика это – План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Мастер-класс «Музыкальная логоритмика»

Содержание

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Мастер-класс «Музыкальная логоритмика»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛОГОРИТМИКА

Музыкальная логоритмика – это система музыкально–ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: слово + движение + музыка. Это развитие речи средствами музыки. Это одно из интересных направлений музыкально–ритмического развития детей, это объединение музыки, движения и речи. Ведь слово тоже имеет ритмическую основу, речь имеет музыкальную составляющую.

Впервые систему музыкально-ритмического воспитания создал швейцарский ученый, педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Немецкий композитор Карл Орфф был его продолжателем.

Цель музыкальных логоритмических занятий – развитие активности детей через синтез музыки, движений и речи.

Огромную роль в логоритмике играют музыкально–ритмические движения. Музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье детей. Музыкально–ритмические движения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ЛОГОРИТМИКЕ

Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.

Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из трех и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

Игра на музыкальных инструментах. Музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

Упражнения на развитие мимики. Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).

Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.

Все перечисленные направления проводятся в тесной связи с музыкой. Её эмоциональное наполнение способствует всестороннему развитию ребенка, и в первую очередь, становлению ровной, правильной речи.

ВАРИАНТЫ ИГР ДЛЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Упражнение 1     Н. Римский-Корсаков «Ходила младешенька» 

Дети стоят попарно по кругу, лицом к центру, в затылок друг другу. Первые впереди вторых. Один стоит в центре и говорит: «Кто стоит впереди — все ко мне подходи!». Все первые образуют круг, берутся за руки и включают в этот круг центрального. Круг вертится под музыку. Когда музыка прекращается, все стоящие по кругу вторые говорят: «Эй, ребята, не зевайте — быстро домик выбирайте!». Только по окончании этих слов первые разбегаются и становятся за любыми стоящими вторыми. Оставшийся без домика делается центральным, и игра начинается сначала.

Упражнение 2     М. Глинка «Полька» 

Дети стоят по кругу. Один из них ходит за спиной детей под музыку и, остановившись около кого-нибудь, говорит: «Встань ко мне спиной, побежим с тобой; кто из нас скорей прибежит домой?». Они становятся спина к спине и бегут по кругу в разные стороны. Выигрывает тот, кто раньше прибежит на место.

Упражнение 3     Любая музыка 

Дети стоят в тесном кругу и быстро за спиной передают из рук в руки маленький мячик. Один из детей стоит в центре с закрытыми глазами. Мячик передается, пока играет музыка. Когда она умолкает, центральный открывает глаза и обращается к любому ребенку: «Ну-ка, руки покажи. Мячик у тебя — скажи?». Если угадывает, он остается центральным; если в течение трех раз не угадывает — идет на его место тот, у кого мяч был в руках.

Упражнение 4

Дети сидят по большому кругу на стульчиках на равных расстояниях друг от друга. Один стоит в центре и говорит: «Скучно, скучно так сидеть, друг на друга не глядеть; не пора ли пробежаться и местами поменяться?» По окончании этих слов все быстро меняются местами, а в это время центральный спешит занять один из стульев. Оставшийся без стула становится центральным, и игра опять начинается сначала.

Упражнение 5     «Танец в кругу»

Дети стоят в хороводе и выполняют ритмичные движения под пение педагога. Используется хорошо знакомая мелодия русской народной песни «Как пошли наши подружки»:

Мы сейчас пойдем направо

Дружно — раз, два, три!

А потом пойдем налево

Дружно — раз, два, три!

В центре круга соберемся

Дружно — раз, два, три!

И на место все вернемся

Дружно — раз, два, три!

Упражнение 6 (на развитие ритмичности движений)

Поезд набирает ход. Дети поют и выполняют ритмичные движения под музыку по тексту.

Мы в вагончиках сидим,

Мы сидим, мы сидим!

И в окошечко глядим,

Весело глядим!

Едет, едет паровоз —

Сто колес, сто колес.

Ребятишек он повез,

Весело повез.

nsportal.ru

Как логоритмика влияет на развитие ребенка и его речь

Логоритмика это система терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, которая помогает детям преодолеть речевые нарушения. Комплекс задач основан на выполнении различных речевых упражнений с использованием слов, движений, музыки.

Краткое знакомство с термином логопедическая ритмика

Для логопедов и дефектологов физические упражнения тесно связаны с музыкальным тактом и речью. Педагоги отмечают, что логоритмика для детей является хорошим способом развить их в речевом плане, а также помочь приобрести музыкальный слух, освоить танцевальные движения.

Цели и задачи

Поскольку логопедическая ритмика способствует развитию общей моторики и речи, то, развивая двигательную активность, логоритмика для малышей помогает преодолевать речевые барьеры. Выделяют коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.

К коррекционным задачам относят решение основной проблемы – речевые патологии у дошкольников. Образовательные задачи знакомят детей с понятиями ритма, регистра, темпа. Воспитательные задачи формируют у дошкольников способность правильно двигаться под музыкальное сопровождение, критически относиться к своим движениям, речи.

Роль и значение

Чтобы ответить на вопрос, что такое логоритмика, нужно оценить роль метода в речевом развитии малышей. Он выполняет очень важную для педагога задачу – отвлекает их от основной проблемы с речью, позволяет решить ее с помощью логоритмической игры. Малыш во время занятий открыт к общению, может выразить себя в творческом плане. Веселая логоритмика как средство речевого развития дошкольников оказывает положительное влияние на состояние здоровья малышей, их сердечно-сосудистую, дыхательную, речедвигательную систему.

Каким деткам не обойтись без логоритмики

Речь – довольно сложный процесс. В нем задействованы разные механизмы: дыхание, работа ротовой полости, нервной системы. Сбой одного составляющего вызывает неполадки в работе всего речевого процесса.

Наиболее необходимы занятия по логоритмике детям со сложными речевыми нарушениями. Например, малышам с афазией в анамнезе. Афазия – нарушение уже сформированной речи. При этом заболевании нарушается и само восприятие речи. Задача педагога в этом случае, научить дошкольника распознавать обращенную к нему речь, отвечать на нее.

Важны занятия для детей с недоразвитием речи (ОНР и ФФНР), при котором страдает фонетика и смысловая сторона речи. Дети с таким заболеванием быстро устают, сложно усваивают материал. С помощью логоритмики педагоги помогают малышам преодолеть психологический барьер и адаптироваться в социальном плане.

Логопедическая ритмика положительно влияет на детей с заиканием и дизартрией – упражнения, в том числе и дыхательные, создают необходимый психологический настрой, мотивацию.

Виды заданий по логоритмике

Упражнения по логоритмике включают в себя различные движения, слова, песни, звуки. Комбинируя это, получаются полезные, интересные задачи. Классические виды занятий по логопедической ритмике состоят из ходьбы, марша, дыхательных, танцевальных упражнений.

Ходьба является обязательным упражнением на каждом занятии. Ритмичные движения с произношением слов помогают справиться с аномалиями речевого развития у дошкольников. Педагогу нужно регулярно его усложнять: дети должны научиться маршировать по кругу, в паре, тройке, усвоить встречный шаг. Ходьба учит малышей ориентироваться в пространстве, развивает правильную осанку. Исполняется под музыкальное сопровождение.

Упражнения на укрепление тонуса мышц помогают дошкольникам справиться со своими движениями, учат контролировать мышечный тонус.

Логоритмические упражнения для дыхательного аппарата укрепляют и сердечно-сосудистую систему. Выполнение этих заданий способствуют укреплению диафрагмального дыхания, тренируют продолжительность вдоха и выдоха.

Задания на развитие голоса заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. Тем самым у малышей развивается сила, выразительность голоса.

Танцевальные элементы в заданиях позволяют развивать моторику, чувствовать такты. Движения подбирают из классического и народного танца, где могут быть задействованы руки и ноги малыша.

Разнообразные речевые задания могут быть в сопровождении музыки, тогда малыш должен научиться произносить строки в соответствии с музыкальным тактом. Это хорошо тренирует память, развивает выразительность речи.

Загадки

Загадки являются мотивационными в работе с самыми маленькими, поскольку позволяют максимально заинтересовать их и настроить на выполнение задания. Лучше подбирать загадки с поговоркой. Так, по содержанию и рифме, малыш сразу понимает, о чем идет речь.

Стихотворения

С помощью стихотворений можно сделать задание с добавлением танцевальных элементов. Во время исполнения дети проговаривают то, что показывают движениями. После этого можно поговорить с детьми о содержании стихотворения. Сюда относятся также логоритмические песенки.

Короткие сюжеты

Проигрывая маленькие сюжеты (сказки), дети настраиваются на выполнение логоритмических упражнений.

Группа наглядных приемов

Педагогу следует заранее готовиться к проведению занятий, подобрать картинки, видеоматериалы с упражнениями, а также игрушки, от лица которых будет объясняться порядок выполнения заданий.

Практические приемы

Подобные приемы применяются для подведения итогов занятий по логопедии. К таким приемам относят рисунки, поделки, проекты. Проекты можно выполнять дома, совместно с родителями дошкольников.

Игровые приемы

Практически все задания по логоритмике построены на игре. Там, где не предусмотрено сложное взаимодействие, можно использовать игры для самых маленьких, которые помогут настроиться на работу.

Как индивидуализировать задания

Чтобы дошкольник мог точно запоминать материал по логопедической ритмике, во время занятий он должен слышать, видеть, двигаться. Сочетая несколько приемов можно добиться внимания от самых непоседливых детей.

Правила проведения логоритмических занятий

Основные правила для проведения логоритмических занятий – это определенный план, последовательность, регулярное повторение пройденного материала, постепенное добавление сложности в заданиях.

Что дают такие занятия детям

Логоритмика позволяет преодолеть речевые патологии с помощью эстетического воспитания, корректирования двигательных навыков, сочетая при этом музыку, слова. Логоритмика формирует и развивает:

  • слуховое внимание;
  • музыкальный, тембровый, динамический слух;
  • движения в пространстве;
  • мелкую, общую моторику, мимику;
  • кинестические ощущения;
  • навык правильного употребления звуков в разных формах;
  • согласование типа музыки ее с движениями, понимание ритма.

Цель и задачи логоритмики объединяют в себя работу по коррекции речевых нарушений, двигательной моторики и психологические методы развития. Метод нацелен на результаты в том возрасте, когда невозможно проводить сложные коррекционные занятия. Положительное влияние позволяет дошкольникам лучше овладеть речью, двигательными навыками, понимать задание, проявлять себя творчески.

Поделиться ссылкой:

razvivayrech.ru

Логоритмика и музыкальная ритмика их место в образовательном процессе

Музыкальная логоритмика – это система музыкально–ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: слово + движение + музыка. Это развитие речи средствами музыки. Это одно из интересных направлений музыкально–ритмического развития детей, это объединение музыки, движения и речи. Ведь слово тоже имеет ритмическую основу, речь имеет музыкальную составляющую.

Впервые систему музыкально-ритмического воспитания создал швейцарский ученый, педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Немецкий композитор Карл Орфф был его продолжателем.

Цель музыкальных логоритмических занятий – развитие активности детей через синтез музыки, движений и речи.

Огромную роль в логоритмике играют музыкально–ритмические движения. Музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье детей. Музыкально–ритмические движения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ЛОГОРИТМИКЕ

Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т. е. развивают слуховое внимание.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.

Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из трех и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

Игра на музыкальных инструментах. Музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

Получить полный текст

 

Подписаться на рассылку!

Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

Упражнения на развитие мимики. Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).

Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т. к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.

Все перечисленные направления проводятся в тесной связи с музыкой. Её эмоциональное наполнение способствует всестороннему развитию ребенка, и в первую очередь, становлению ровной, правильной речи.

ВАРИАНТЫ ИГР ДЛЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Упражнение 1 Н. Римский-Корсаков «Ходила младешенька»

Дети стоят попарно по кругу, лицом к центру, в затылок друг другу. Первые впереди вторых. Один стоит в центре и говорит: «Кто стоит впереди — все ко мне подходи!». Все первые образуют круг, берутся за руки и включают в этот круг центрального. Круг вертится под музыку. Когда музыка прекращается, все стоящие по кругу вторые говорят: «Эй, ребята, не зевайте — быстро домик выбирайте!». Только по окончании этих слов первые разбегаются и становятся за любыми стоящими вторыми. Оставшийся без домика делается центральным, и игра начинается сначала.

Упражнение 2 М. Глинка «Полька»

Дети стоят по кругу. Один из них ходит за спиной детей под музыку и, остановившись около кого-нибудь, говорит: «Встань ко мне спиной, побежим с тобой; кто из нас скорей прибежит домой?». Они становятся спина к спине и бегут по кругу в разные стороны. Выигрывает тот, кто раньше прибежит на место.

Упражнение 3 Любая музыка

Дети стоят в тесном кругу и быстро за спиной передают из рук в руки маленький мячик. Один из детей стоит в центре с закрытыми глазами. Мячик передается, пока играет музыка. Когда она умолкает, центральный открывает глаза и обращается к любому ребенку: «Ну-ка, руки покажи. Мячик у тебя — скажи?». Если угадывает, он остается центральным; если в течение трех раз не угадывает — идет на его место тот, у кого мяч был в руках.

Упражнение 4

Дети сидят по большому кругу на стульчиках на равных расстояниях друг от друга. Один стоит в центре и говорит: «Скучно, скучно так сидеть, друг на друга не глядеть; не пора ли пробежаться и местами поменяться?» По окончании этих слов все быстро меняются местами, а в это время центральный спешит занять один из стульев. Оставшийся без стула становится центральным, и игра опять начинается сначала.

Упражнение 5 «Танец в кругу»

Дети стоят в хороводе и выполняют ритмичные движения под пение педагога. Используется хорошо знакомая мелодия русской народной песни «Как пошли наши подружки»:

Мы сейчас пойдем направо

Дружно — раз, два, три!

А потом пойдем налево

Дружно — раз, два, три!

В центре круга соберемся

Дружно — раз, два, три!

И на место все вернемся

Дружно — раз, два, три!

Упражнение 6 (на развитие ритмичности движений)

Поезд набирает ход. Дети поют и выполняют ритмичные движения под музыку по тексту.

Мы в вагончиках сидим,

Мы сидим, мы сидим!

И в окошечко глядим,

Весело глядим!

Едет, едет паровоз —

Сто колес, сто колес.

Ребятишек он повез,

Весело повез.

infourok.ru

Логоритмика | Социальная сеть работников образования

             КАРТОТЕКА ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ

УТРЕННИЙ СБОР

Приветствие

Цель: сплотить детей и создать атмосферу группового доверия

Описание игры

Дети вместе с педагогом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить:

Доброе утро, Ася (улыбнуться и кивнуть головой)

Доброе утро, Миша(называются имена детей по кругу)

Доброе утро, (имя педагога)

Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают)

Доброе утро, небо (аналогичное движение руками)

Доброе утро, всем нам ( все разводят руки в стороны, затем опускают)

Букет пожеланий

Цель: научить детей доброжелательно относится друг к другу

Описание игры

Дети собираются в круг, у каждого – цветочек. Учитель улыбается, здоровается и передает ребенку цветочек с пожеланием, а тот – следующему, букет постепенно увеличивается и к учителю возвращается не только его цветочек, но и целый букет – букет пожеланий.

Дети вместе с учителем делают вывод: пожелай здоровья, сделай добро другому и оно к тебе обязательно вернется.

Бутоны цветов

Цель: снять эмоциональное напряжение

Описание игры

Дети собираются в круг. Педагог читает стихотворение, а дети под это стихотворение делают движения (или дети декламируют хором стихотворение)

Наши красные цветки

Расправляют лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки

Головой качают,

Тихо засыпают

Полет в космос

Цель: снять напряжение, научить детей фантазировать

Описание игры

Педагог, перед тем как уложить детей спать, предлагаем им полететь на Луну: «Кровати – это ваши космические корабли. Представьте, что вы – космонавты и совершаете полет в космос. Закройте глаза, расслабьтесь. И, полетели»

После сна дети рассказывают, что интересного они узнали на Луне.

Сороконожка (I вариант)

Цель: научить ориентироваться в пространстве, выстраиваться в заданную фигуру: круг, два круга, две линии, смена линий

Описание игры

Звучит легкая, ритмичная музыка. Дети строятся друг за другом и входят в зал. Педагог говорит: «Сегодня я расскажу вам про сороконожку. У нее было много дружных ножек. Если какая-то ножка запиналась, путалась, другие не смеялись над ней, не обзывали ее, а наоборот, помогали, потому что знали: если поможешь другому, помогут и тебе. Сороконожка собралась гулять».

Педагог- голова сороконожки, последний человек в линии- ее хвостик, а все остальные ребята – дружные ножки. Педагог становится впереди и ведет сороконожку гулять. Она двигается зигзагами по всему залу, пробегает по скамейкам, через них, в процессе движения поднимается на носочки, идет на пятках, делает подскоки и т.д.

Сороконожка (II вариант)

Цель: ощутить внутренне состояние ребенка

Описание игры

Выполняются движения

Один из примеров:

В лесу, где гуляла сороконожка, бежала маленькая, радостная речка, она всему радовалась (все девочки выстраиваются в линию в левой стороне зала и мелкими движениями ног – как речка течет- идет по кругу за ведущей).

А в горах бежала сильная и смелая речка(мальчики идут по кругу за ведущим в правой стороне зала)

На равнине обе реки встретились, слились в одну большую реку. Она была сильная, широкая, радостная (дети выводят два круга в одну линию и расходятся опять на два круга и др.)

Ласковое солнышко

Цель: при помощи игры научить детей запоминать правила

Описание игры

У каждого ребенка – цветок. Педагог предлагает детям назвать одно правило и передать ему цветок.

Ребенок называет одно из правил и передает цветок педагогу. Дети составляют букет и называют его «Ласковое солнышко».

«Ласковое солнышко» заглянуло в окно, все выбежали на улицу. Дети встают в круг, улыбаясь, здороваются, берутся за руки и каждый называет свое правило и доброе слово.

Улыбка

Цель: снять напряжение. Научить детей дарить друг другу улыбку

Материал: зеркало

Описание игры

Перед началом занятий педагог предлагает: «Сядьте удобно. Повернитесь друг к другу. Посмотрите в глаза и подарите улыбку. Пусть у вас будет хорошее настроение».

Затем педагог предлагает взять зеркало, посмотреть на себя в зеркало и сказать, что ты самая красивая, самая счастливая и улыбнуться. И с хорошим настроением начать занятие.

Мамина песенка

Цель: снять напряжение, саморегулировать настроение

Описание игры

Дети встают в круг, берутся за руки

Педагог предлагает : «Вспомните, как мама вам пела песенку. Вам удобно, комфортно. Покачайтесь, послушайте стук сердца. Забудьте все неприятности. Вспомните мамино лицо. Улыбнитесь. Какая красивая мелодия у маминой песенки. Мысленно подпойте. Скажите про себя, что у вас все хорошо»

На пляже

Цель: снятие напряжения

Описание игры

Во время игры можно использовать аудиозапись шума волн.

Педагог после шумных игр предлагает детям расслабиться : «Расслабьтесь. Сядьте удобно. Закройте глаза. Представьте, что вы на пляже. Ярко светит солнце. Почувствуйте его тепло. Свежий ветерок с моря помогает вам легко дышать. Шум волн ласкает слух. Вы почувствовали прилив сил, радости, легкости и бодрое настроение.

Море волнуется

Цель: научить детей быть внимательными

Описание игры

Выбирается водящий. Остальные дети изображают волны. (В этой игре можно использовать музыку).

Водящий громко говорит : «море волнуется –раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Морская фигура, замри!» При этом музыка прекращается и «волны замирают»

Водящий ходит между «замерзшими волнами». Как только он отвернулся, какая – нибудь «волна» может изменить свою позу.

Если водящий обнаружил изменение позыи правильно ее описал, то водит тот, кто изменил позу. А если водящий ошибся, то он водит снова.

Солнечный зайчик

Цель: снять психологическое напряжение. Развить способность понимать свое эмоциональное состояние и уметь его выразить.

Описание игры

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, поглаживайте голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот- погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас. А вы погладьте его и покружитесь с ним. Улыбнитесь ему»

Ласковушки

Цель: сформировать чувство близости друг к другу

Описание игры

Педагог называет детей ласковыми именами и предлагает детям их повторить. Мальчики и девочки называют ласковыми именами друг друга.

В конце занятия дети становятся в круг, берутся за руки, дарят друзьям тепло, доброту, желают всем людям быть добрыми и здоровыми.

Мое имя

Цель: сформировать позитивное отношение ребенка к своему «Я»

Описание игры

Ведущий задает вопросы:

— Тебе нравится твое имя?

— Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

Дети отвечают. При затруднении в ответах ведущий называет ласкательное производное от имени ребенка , а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Ведущий говорит : «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет личным. Например : Бота – Ботагоз, Мика – Мируерт, Дина- Динара, Саша – Александр, Поля – Полина.

Связующая нить

Цель: сформировать чувство близости с другими людьми

Материал: клубок ниток

Описание игры

Дети, сидя в кругу, передают друг другу клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении педагог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть людей, испытывающих трудности в общении. У ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Давайте познакомимся

Цель: познакомить детей друг с другом

Материал: цветок, мячик, волшебная палочка, «ласковый» клубочек

Описание игры

В данной игре педагог может использовать различные варианты. Дети собираются в круг и по кругу передают друг другу:

-цветок,

-мячик,

-волшебную палочку

-«ласковый» клубочек

Дети по кругу передают «ласковый» клубочек (клубок мягкой пряжи или шелковых ниток) тому, кто им нравится, при этом называют свое ласковое имя, полученное от мамы дома.

— Меня зовут…

-Когда я вырасту, меня будут звать…

-Я люблю, когда меня называют…

Клубочек может передаваться в любом направлении, но конец клубка не отпускается. В конце игры паутина клубка разрезается на маленькие ниточки и каждая ниточка-это ласковое имя друга по кругу. Каждый должен запомнить имя и сохранить ласковую ниточку.

Язык

Цель: научить детей понимать язык жестов

Описание игры

Педагог предлагает представить ситуацию, а дети должны изобразить ее с помощью жестов.

Ситуация 1

Представь себя в поезде, свою бабушку – на перроне вокзала. Она тебя не слышит, но ты обязательно должен ей сказать:

-Что ты хорошо устроился в вагоне

-Что ты позвонишь бабушке, когда приедешь

-Что у бабушки развязалась косынка и сейчас упадет

Детям достается задание передать эту информацию жестами, пока поезд не тронулся.

Ситуация 2

Педагог предлагает сказать следующие слова с помощью жестов и мимики: «Я красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил, самый лучший в мире» Кто это? (Карлсон)

Ситуация 3

Педагог предлагает детям изобразить с помощью жестов и мимики: цветок, нежность, любовь, силу, скорость, мужество

Подарите радость друг другу

Цель: научить детей дарить друг другу радость

Описание игры

Под музыку детям предлагают встать спокойно, ровно, руки держать на поясе

Педагог говорит, что рад видеть детей. Отводит в сторону правую руку, как бы берет от сердца радость и дарит ее детям. То же делает левой рукой, затем обеими одновременно.

Во время этих движений дети чувствуют внутреннее наполнение и все вместе повторяют его, наполняя пространство вокруг себя радостью, добрым отношением друг к другу.

«Драка»

Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Подарок под елкой»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

«Дудочка»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

«Танцующие руки»

Цель: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.

«Слепой танец»

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».

Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

«Гусеница»

Цель: Игра учит доверию.

Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. По-стройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

«Смена ритмов»

Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм ра-боты, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре… Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, 1 хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

«Зайки и слоны»

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Волшебный стул»

Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

nsportal.ru

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛОГОРИТМИКА в логопедической работе

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛОГОРИТМИКА

Музыкальная логоритмика – это система музыкально–ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: слово + движение + музыка. Это развитие речи средствами музыки. Это одно из интересных направлений музыкально–ритмического развития детей, это объединение музыки, движения и речи. Ведь слово тоже имеет ритмическую основу, речь имеет музыкальную составляющую.

Впервые систему музыкально-ритмического воспитания создал швейцарский ученый, педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Немецкий композитор Карл Орфф был его продолжателем.

Цель музыкальных логоритмических занятий – развитие активности детей через синтез музыки, движений и речи.

Огромную роль в логоритмике играют музыкально–ритмические движения. Музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье детей. Музыкально–ритмические движения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ЛОГОРИТМИКЕ

Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.

Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из трех и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

Игра на музыкальных инструментах. Музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

Упражнения на развитие мимики. Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).

Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.

Все перечисленные направления проводятся в тесной связи с музыкой. Её эмоциональное наполнение способствует всестороннему развитию ребенка, и в первую очередь, становлению ровной, правильной речи.

ВАРИАНТЫ ИГР ДЛЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Упражнение 1 Н. Римский-Корсаков «Ходила младешенька»

Дети стоят попарно по кругу, лицом к центру, в затылок друг другу. Первые впереди вторых. Один стоит в центре и говорит: «Кто стоит впереди — все ко мне подходи!». Все первые образуют круг, берутся за руки и включают в этот круг центрального. Круг вертится под музыку. Когда музыка прекращается, все стоящие по кругу вторые говорят: «Эй, ребята, не зевайте — быстро домик выбирайте!». Только по окончании этих слов первые разбегаются и становятся за любыми стоящими вторыми. Оставшийся без домика делается центральным, и игра начинается сначала.

Упражнение 2 М. Глинка «Полька»

Дети стоят по кругу. Один из них ходит за спиной детей под музыку и, остановившись около кого-нибудь, говорит: «Встань ко мне спиной, побежим с тобой; кто из нас скорей прибежит домой?». Они становятся спина к спине и бегут по кругу в разные стороны. Выигрывает тот, кто раньше прибежит на место.

Упражнение 3 Любая музыка

Дети стоят в тесном кругу и быстро за спиной передают из рук в руки маленький мячик. Один из детей стоит в центре с закрытыми глазами. Мячик передается, пока играет музыка. Когда она умолкает, центральный открывает глаза и обращается к любому ребенку: «Ну-ка, руки покажи. Мячик у тебя — скажи?». Если угадывает, он остается центральным; если в течение трех раз не угадывает — идет на его место тот, у кого мяч был в руках.

Упражнение 4

Дети сидят по большому кругу на стульчиках на равных расстояниях друг от друга. Один стоит в центре и говорит: «Скучно, скучно так сидеть, друг на друга не глядеть; не пора ли пробежаться и местами поменяться?» По окончании этих слов все быстро меняются местами, а в это время центральный спешит занять один из стульев. Оставшийся без стула становится центральным, и игра опять начинается сначала.

Упражнение 5 «Танец в кругу»

Дети стоят в хороводе и выполняют ритмичные движения под пение педагога. Используется хорошо знакомая мелодия русской народной песни «Как пошли наши подружки»:

Мы сейчас пойдем направо

Дружно — раз, два, три!

А потом пойдем налево

Дружно — раз, два, три!

В центре круга соберемся

Дружно — раз, два, три!

И на место все вернемся

Дружно — раз, два, три!

Упражнение 6 (на развитие ритмичности движений)

Поезд набирает ход. Дети поют и выполняют ритмичные движения под музыку по тексту.

Мы в вагончиках сидим,

Мы сидим, мы сидим!

И в окошечко глядим,

Весело глядим!

Едет, едет паровоз —

Сто колес, сто колес.

Ребятишек он повез,

Весело повез.

infourok.ru

Логоритмика: развиваем речь движением — Телеканал О!

Чем обычно занимаются дети в садике? Активно двигаются, поют, учатся правильно говорить. Логопедическая ритмика, или логоритмика, — это возможность заниматься всем этим сразу, развивая моторику, речь, слух и умение двигаться координированно. Чем и почему полезна логоритмика и как ею заниматься дома, рассказывает логопед Екатерина Савина.

Екатерина Савина, учитель-логопед


В середине прошлого века биологи и врачи доказали: регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме помогает при самых разных заболеваниях и не только улучшает самочувствие, но и поднимает «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая — лечебная, а потом и узкоспециализированная — логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.

Что такое логоритмика

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, метод логопедической работы по развития речи ребенка. Ее цель — решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Популярность и эффективность логоритмики связана с тем, что занятия проходят в игровой форме по принципу подражания.

По сути это комплекс физических упражнений, который сопровождается словами и музыкой. Если регулярно включать элементы логоритмики в игровую деятельность ребенка, можно достичь заметных результатов. Так, эта терапия помогает малышу легче ориентироваться в пространстве и координировать свои движения во взаимосвязи с речью и музыкой, улучшает общую и мелкую моторику, снимает психоэмоциональное напряжение, учит правильному дыханию, совершенствует фонематический слух.

Занятия логоритмикой требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, помогают малышам становиться более раскрепощенными, эмоциональными. И все это совершенствует умственные процессы ребенка.


Для кого она будет полезна

Логоритмика в первую очередь рекомендуется детям:

  • с заиканием или наследственной предрасположенностью к нему;

  • с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;

  • с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;

  • с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;

  • часто болеющим и ослабленным;

  • находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

Занятия по возрастам

В каждом периоде — разные потребности и возможности. Логоритмика хороша тем, что заниматься ею можно с первых дней жизни, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер.

От 0 до 2 с половиной лет

Читайте малышу стишок или потешку, одновременно ритмично хлопая в ладоши. Затем помогите ребенку выполнить необходимые движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке. То же самое можно делать и с песнями.

От 2,5 до 4 лет

В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться — именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики. Если ребенок еще не говорит предложениями, разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов.

«Прогулка» (развитие общей моторики)

По узенькой дорожке (ходим на месте)

Шагают наши ножки (высоко поднимаем ноги)

Топ — топ, топ — топ (топаем на каждое слово ногами попеременно)

«Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма)

Скажите ребенку, что пошел дождик. Можно включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10−15 секунд. «Как стучат большие капли? Правильно, они стучат медленно — кап, кап, кап, кап… А маленькие капельки как? Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап…»

Задача ребенка — проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.

Пальчиковая игра «Домик» (развитие мелкой моторики)

На поляне дом стоит (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики пальцев),

Ну, а к дому путь закрыт (большие пальцы обеих рук подняты вверх, остальные пальцы — в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются),

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем (ладони поворачиваются параллельно друг другу, руки разводятся в стороны ладонями вверх).

«Ветер» (нормализация мышечного тонуса, расслабление)

Ветер дует нам в лицо

И качает деревцо (качаем поднятыми вверх руками, наклоняя корпус вправо-влево).

Ветерок все тише, тише (медленно покачиваем руками).

Деревца все выше, выше (тянемся вверх на носках, руки подняты вверх).

«Вьюга» (развитие речевого дыхания)

Вы говорите: «Как дует сильный ветер? У-у-у… Кто изобразит самый долгий ветер?» Малыш после энергичного вдоха через нос на выдохе тянет звук «У-у-у…»


От 4 до 6 лет

В этом возрасте речь ребенка перестает быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно сходит на нет. Поэтому к знакомым занятиям нужно добавить логопедическую гимнастику и чистоговорки на отработку звуков.

«Черепаха» (самомассаж)

Шла купаться черепаха (ребенок выполняет легкие пощипывания пальцами рук, груди, ног)

И кусала всех со страха:

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения)

Цы-цы-цы — в огороде огурцы (хлопаем в ладоши).

Ица-ица-ица — прилетела к нам синица (делаем легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья).

Рец-рец-рец — поклевала огурец (стучим указательным пальцем по коленям).

Цу-цу-цу — всем я дам по огурцу (ритмично вытягиваем руки вперед и затем прижимать к груди).

От 6 до 8 лет

В этом возрасте ребенку подвластны практически все движения, а сам он полон энергии и сил.

«Замри» (развитие быстроты реакции, творческих способностей)

Под быструю музыку ребенок бегает, изображая движения какого-нибудь животного. Как только музыка прекращается, карапуз должен замереть, приняв позу, передающую образ этого животного. Взрослый старается угадать, какого же зверя малыш изобразил.

Пение (тренировка дыхания, голоса и плавности речи)

Подходит любая (даже взрослая) песня, которая нравится ребенку.

«Разведчики» (развитие чувства темпа и ритма)

Взрослый отхлопывает несложный ритм (например, 2 медленных и 2 быстрых хлопка) и предлагает ребенку повторить этот «тайный шифр». Когда задание станет получаться без ошибок, ритм уже не отхлопывается, а играется на музыкальном инструменте. Бубен, барабан, ксилофон — подходит все, что может издавать ритмичные удары.

Более сложный уровень: взрослый отхлопывает ритм руками, а ребенок повторяет его на инструменте.

«Зеркало» (развитие умения ориентироваться в пространстве)

Подготовьте картинки со схематичными изображениями двигающихся человечков. Под быструю (или в среднем темпе) музыку ребенок совершает произвольные движения (можно бегать, кружиться, прыгать — главное, чтобы в такт музыке). Как только мелодия замолкает, малыш должен принять позу человечка, нарисованного на картинке, и замереть.

Как заниматься дома

Логопедическая ритмика — это очень просто: все задания может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки. Но важно учесть несколько ключевых моментов.

  1. В основе — подражание. Упражнения строятся так: взрослый показывает — ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно — от занятия к занятию. Сначала текст читает взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок. Когда он сможет повторить все фразы в нужном ритме и без ошибок, путь проявляет инициативу.

  2. Результат будет нескоро. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю. Заикающимся детям — в два раза чаще. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).

  3. Занятия должны быть веселыми. Пусть логоритмика приносит удовольствие! Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы, если они не мешают двигаться. Словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!

  4. Мастерство нужно оттачивать. Повторяйте упражнения до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить какое-то задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.

  5. Внимательно подбирайте музыку. Для медленной части занятий подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика»), для более подвижной — марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Запаситесь детскими песенками и записями звуков природы.

  6. Ориентируйтесь на ребенка. Если у малыша что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у ребенка трудности с мелкой моторикой и звуками? Смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное — соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном простор фантазии не ограничен.

  7. Тщательно выполняйте речевые упражнения. Стихотворения проговаривайте так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.

  8. Будьте терпеливы. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Не бросайте начатое дело, даже если вы сомневаетесь, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

Успешность логоритмики зависит во многом от того, нравятся ли ребенку занятия, получает ли он удовольствие от них. Прислушивайтесь к малышу, занимайтесь в удобном для него ритме, и вы обязательно увидите улучшения.

Читайте также:

Музыка как методика развития ребенка

Нейройога: развиваем мозг и тело

Тест: есть ли у вашего ребенка признаки дислексии?

Фото: Sergey Novikov/Kate Aedon/Vanessa van Rensburg/Africa Studio/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Консультация по логопедии: Логоритмика | Социальная сеть работников образования

КОНСУЛЬТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ «ЛОГОРИТМИКА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, одно из средств воздействия. Логоритмические занятия – это связь слова, музыки, движения. Цель логоритмического воздействия: преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой паталогией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды. Движение выступает, как основное средство взаимодействия между ребенком и окружающим миром. Задачи логоритмического воздействия:

— развитие слухового внимания

-развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха

-развитие фонематического слуха

-развитие пространственных движений

-развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики

-формирование и развитие кинестетических ощущений

-воспитание выразительности и грации движений

-воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое

-формирование и развитие, коррекция слухо-зрительно-двигательной координации

-развитие физиологического и фонационного дыхания

-развитие певческого диапазона голоса

-развитие чувства ритма

-воспитание умения определять характер музыки, согласовывать с движениями

-воспитание умения перевоплощаться

Логоритмические упражнения осуществляются следующими средствами:

1.ходьба и маршировка в разных направлениях

2.упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

3.упражнения регулирующие мышечный тонус: общеразвивающие и коррекционные

4.упражнения активизирующие внимание

5.речевые упражнения без музыкального сопровождения

6.упражнения для развития музыкального слуха

7.ритмические упражнения

8.пение

9.упражнения в игре на музыкальных инструментах

10.игровая деятельность:

-игры на месте (статические)

-малоподвижные и полуподвижные игры

-подвижные игры

-сюжетные подвижные игры

-игры с элементами спорта

-игры-драматизации

11.развитие творческой инициативы

12.заключительные упражнения на расслабление

Примерный конспект логоритмического занятия по теме: «Автоматизация звука [ Ж ]. Пасека».

Цель: Автоматизация звука[ж ] и  развитие психомоторики на данном звуковом материале.

Оборудование: предметные картинки(игрушки) с изображением жука, пчелы, графическая схема буквы «Ж».

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся на пасеку посмотреть, как живут пчелы и другие насекомые.

Упражнение на развитие слухового внимания

«Пчелы» под тихо звучащую музыку летают на полянке и жужжат (мелкий бег и взмахи руками). Музыка прекращается, пчелы садятся на цветок, пьют нектар (дети изображают действие). Повтор 3-4 раза.

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук, соотнесение зрительно-двигательного образа с речевым опосредованием

Логопед: Жук летит, жужжит, жужжит и усами шевелит.

Дети выполняют следующие движения: пальчики в кулачок, указательный и мизинец развернуты в стороны, ребенок ими шевелит.

Упражнение на психомышечную тренировку с фиксацией напряжения

Логопед: Давайте отдохнем и посидим на полянке.Подбородок загорает -подставим его солнышку, слегка разжимаем губы и зубы, говорим «ж-ж-ж..» Летит  жучок, собирается сесть к кому-нибудь на подбородок – крепко закрываем рот, чтобы этого не произошло. Жучок улетает – слегка приоткрываем рот и облегченно вздыхаем.

Дети выполняют инструкции . У логопеда на нитке «жучок», который «пролетает» мимо детей.

Подвижная игра «Жуки»

«Жуки» сидят в своих «домиках» и говорят:Я жук, я жук, я тут живу, жужжу, жужжу, жужжу, жужжу..»

По сигналу педагога жуки летят на поляну, там летают, греются на солнышке и жужжат «ж-ж-ж». По сигналу «дождь» летят в домики (садятся на стулья).

Упражнение на развитие общей моторики

Логопед: Ребята, пока мы играли, произошло вот что. С ветки упал на спину старенький жук и не может встать, хоть и активно работает всеми лапками.

Дети ложатся на спину. На счет 1-4-попеременно сгибают и разгибают руки и ноги.На счет 5-8-кладут руки на пол, отдыхают. Повторяют упражение 3-4 раза.

Пение «Жук» (музыка О.С. Барамыкиной)

Логопед: Ребята, а вы хотите помочь жуку? Если да, давайте споем песню.

Упражнение с движением без музыкального сопровождения, направленное на развитие творческой инициативы

Логопед: Ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь подобрать движения которые подходят к его содержанию.

                                    Пчелка

Только солнышко проснется-

Пчелка кружит, пчелка вьется.

Над цветками за рекою,

Над травою луговою.

Собирает свежий мед

И скорей домой несет.

В свой далекий теремок,

Луговой несет медок.

Последовательность работы:

— логопед читает стихотворение, дети его слушают;

-построчное запоминание текста, с одновременным подбором соответствующих движений;

-чтение стихотворения, под соответствующие движения.

Исполнение музыкальной скороговорки

Логопед: А сейчас я расскажу вам историю про Ежа и Ужа. Затем вы ее постараетесь повторить.

У ежа в гостях ужата, у ужа в гостях ежата.

Учит бегать еж ужат, учит ползать уж ежат.

Упражнение на развитие кинестетических ощущений, пространственной ориентации

Логопед: Ребята, поможем пчелке построить соты, запомнив букву «Ж». Дети ложатся соответственно схемам (буквы «Ж» и пчелиных сот).

Под музыкальное сопровождение, дети жужжа, вылетают из зала.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Г.А.Волкова «Логопедическая ритмика» Москва издательство Просвещение 2001г.

А.Е.Воронова «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7лет» Москва Творческий центр «Сфера» 2006г

nsportal.ru

Добавить комментарий