Как развивать волевые качества у детей: 9 советов психолога, как развить у ребёнка силу воли

9 советов психолога, как развить у ребёнка силу воли

Онлайн-курсов вокруг множество, а вот закончивших их — гораздо меньше. Мы знаем, что учиться можно всю жизнь, да вот беда, если перед нами не маячит экзамен, мы перестаём куда-то двигаться. Уехать работать под пальмы сегодня просто, а вот соблюдать дедлайны, нежась в шезлонге у моря, гораздо сложнее. Сила воли становится основным качеством успешного человека. Педагог и психолог Ирина Беляева рассказывает, можно ли её измерить и — самое главное — как воспитать её в ребёнке.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Содержание

Что такое сила воли и откуда она берётся

Проявляя силу воли, человек воздерживается от нежелательных действий («я не буду») или предпринимает такие («я буду»), которые не приносят ему удовольствия и, даже наоборот, заставляют прилагать усилия (решить ещё 10 задач по алгебре или проплыть ещё 3 километра) для достижения цели («я хочу»).

Роберт Сапольски, нейробиолог из Стэнфорда, считает, что сила воли — биологический инстинкт, призванный защитить нас от нас самих и наших сиюминутных желаний. А раз это врождённое качество, то где-то в нашем мозгу должны быть структуры, которые управляют им. И они есть. За такие вещи, как способность удерживать цель, корректировать движение к ней, контролировать своё поведение, подавлять инстинктивные порывы, отвечает префронтальная кора головного мозга. Её исполнительная функция — сознательный контроль мыслей, чувств и эмоций.

То, что в нас зашит механизм, который склоняет нас выбирать более сложные задачи и защищает от самих себя и сиюминутных желаний, — хорошая новость. Но ещё радостнее знать, что мы можем влиять на работу этого механизма, делать себя сильнее и в итоге — счастливее.

Время, когда мы обсуждали, предопределяет ли размер мозга нашу гениальность, позади. Мы можем выращивать свой мозг, выполняя определённые упражнения

Префронтальную кору можно укрепить как бицепс или мышцы пресса, и, хотя результаты не будут заметны невооружённым глазом (к счастью, у нас есть МРТ), наша жизнь может измениться кардинально.

Почему нельзя закалять волю с рождения

Воодушевлённые новым знанием родители могут броситься закалять характер ребёнка буквально с рождения, но существуют законы природы, которые мы не можем обойти. В дошкольном возрасте нейронные связи в префронтальной коре только формируются, поэтому дети до 6-7 лет практически не способны к самоконтролю. Им нужна помощь взрослого.

Мы можем уже в раннем детстве обеспечить ребёнку максимально благоприятные условия для развития мозга. Внимательное отношение, регулируемый стресс, отклик на его желания, уважение к чувствам и настроению, предсказуемое окружение — всё то, о чём нам рассказывает теория привязанности, вкупе со здоровым образом жизни обеспечивают идеальные условия для развития мозга, а значит, и силы воли.

Получается парадокс. Хотите вырастить героя со стальной волей? Носите его на руках, будьте рядом, позволяйте плакать и утешайте в раннем детстве. Следующим шагом будет изучение и приручение чувств. В возрасте 3-6 лет мы вместе с детьми погружаемся в океан эмоций и пытаемся научиться в нём жить, плыть и даже управлять течениями. И лишь после этого этапа стоит серьёзно заниматься прокачкой воли.

Сила воли — это мышца, которую можно нарастить

Важно помнить два основных правила тренировок: чтобы достичь успеха, заниматься нужно регулярно. Будут взлёты и падения, но в целом именно регулярность даёт устойчивый рост. При этом чрезмерные нагрузки показывают противоположный результат. Усталое тело сложно заставить заниматься спортом, и любой спортсмен будет заботиться о своём здоровье и режиме. То же самое с мозгом. Усталая психика не может напрягаться.

Если вы хотите закалять волю, следите за тем, чтобы избегать стрессов, высыпаться и быть в хорошей физической форме

Если у ребёнка хронический стресс из-за напряжения в школе или неурядиц в семье, сначала важно восстановить гармонию, а потом думать обо всём остальном. Вы же не будете обливать ледяной водой и отправлять бегать по снегу человека с бронхитом?

Если мы уверены в своей хорошей психической форме, можно переходить на следующий этап: наращивать нейронные связи, использовать новые ментальные установки, прибегать к лайфхакам, помогающим управлять собой, и уверенно идти к цели.

1. Расскажите ребёнку, что такое сила воли и для чего она нужна

Выберите цель — предложите несколько или спросите у него, чему он хочет научиться. Определите срок достижения цели и то, как вы будете измерять успех. Простой чек-лист на неделю или месяц творит чудеса. Расскажите, что иногда будет сложно и предложите варианты, как бороться с трудностями, поддерживайте и любите. Поймите, что всё желаемое, всё, чему он хочет научиться, уже есть в вашем ребёнке. Осталось только пробудить и раскрыть эти умения и навыки. В нас всегда скрыто больше, чем видно снаружи и даже чем мы думаем сами. Помогите внутренней силе выйти наружу, и ваши дети поймут: в этом мире для них нет ничего невозможного.

2. Научите ребёнка мыслительным упражнениям

Оказывается, существуют несложные мыслительные упражнения, которые позволяют увеличить мозг. И заниматься ими можно с раннего детства (в садах США, Европы и даже России начинают с 4-5 лет). Этот подход известен под названием майндфулнесс, или «управление вниманием». По сути майндфулнесс — техника восточной медитации, но освобождённая от какого-либо философского или религиозного налёта. Осознанное управление своим вниманием помогает противостоять тому, что отвлекает нас изнутри (мысли, желания, чувства) и снаружи — звуки, запахи, люди, образы. Согласитесь — важное умение для любого школьника.

В сети легко найти десятки упражнений, но начать можно с самого простого — с фокусировки на своём дыхании. Заведите себе и ребёнку «дыхательного друга» — это может быть небольшая мягкая игрушка. Положите её ребенку на живот и предложите сделать глубокий вдох — так, чтобы живот поднялся, и медленный долгий выдох: «дыхательный друг» будет подниматься и опускаться вместе с животом.

Здорово, если выдох будет примерно в два раза длиннее вдоха, — это снижает вариабельность сердечного ритма и приводит нас в состояние покоя и сосредоточенности. Но можно и просто дышать в том ритме, который комфортен. Важно постоянно ловить ускользающий луч внимания и направлять на дыхание. Это простое упражнение не только поможет растить кору мозга, но и сослужит вам и детям хорошую службу в стрессовых ситуациях.

3. Объясните ему, что ошибки — это нормально

Сила воли предполагает, что человек будет проходить испытания и справляться с вызовами, не имея немедленного позитивного подкрепления. Если вы уверены, что в итоге получите то, чего хотите — бороться за это гораздо проще. Кэрол Дуэк в своей книге «Гибкое сознание» подробно рассказала, как именно ментальные установки влияют на успех детей в учёбе и в жизни.

Установка на данность: «тебе дано», «тебе не дано», «ты — математик, актёр, художник, неудачник» — путь в никуда. Важно постоянно транслировать детям установку на рост. Если сегодня у тебя 18 ошибок в сочинении, значит тебе есть куда расти и ты не боишься браться за сложные задачи. А если у тебя всегда только пятёрки, может быть, ты просто не пробовал сделать что-то по-настоящему сложное.

4. Заставьте ребёнка поверить в успех и в себя

Ошибки помогают лишь тем, кто в себе уверен. И это как раз задача родителей: выстроить обратную связь с детьми так, чтобы они любили свои ошибки, легко принимали вызов, знали, что могут всё. Вопрос лишь во времени и усилиях. Психологи называют это самоэффективностью — уверенность в своей способности изменить ситуацию к лучшему и достичь цели. Если ты веришь, что у тебя есть навыки и задатки для достижения желаемого и продвижение к успеху зависит от тебя, а не от окружающих условий, то ты скорее склонен делать то, что неприятно и тяжело.

Многие считают, что самоэффективность важнее мотивации. Какой смысл хотеть, если ты не веришь, что сможешь получить это? Классический путь к повышению самоэффективности: поставить цель, приложить усилия, тренироваться, получить обратную связь. И это совсем не обязательно должны быть школьные успехи. Даже наоборот, спортивные достижения или прикладные умения более наглядны, чем продвижение по академической лестнице. Возможно, вы учитесь садиться на шпагат, кататься на лыжах или плести макраме, важно, чтобы результат был налицо и вывод «я — смогу, если приложу усилия» напрашивался сам собой.

В подобных упражнениях помогут различные чек-листы, моральная поддержка, напоминания и фиксация промежуточных результатов. Сила воли — мышца. Прокачав её в сфере, которая доставляет удовольствие и радость (будь то футбол или пение по нотам), вы сможете использовать этот потенциал при подготовке к ЕГЭ.

5. Правильно поддерживайте ребёнка

В любых тренировках бывают взлёты и падения, и сила воли не исключение. Это — нормально, это — жизнь. Но как мы реагируем на неудачу? Вчера казалось, что дочь так искренне приняла решение делать уроки до проверки мессенджеров, а сегодня она снова сидит в телефоне уже второй час, хотя учебники даже не доставала. Ну, конечно, она хотела только на минуточку заглянуть и вдруг оп — пролетело два часа. Хочется рассказать ей всё, что по этому поводу думаешь, обвинить в безволии, нарушении договора, пригрозить страшным будущим дворника. Но именно это делать не надо.

Келли Макгоникал в своей книге «Сила воли. Как развить и укрепить» описывает эффект «какого чёрта». Все мы срываемся, но если при этом ругаем себя и обвиняем в неспособности следовать задуманному, часто следующей мыслью идёт: «Какого чёрта! Я уже съел пирожное, можно приняться и за торт!». То же самое и в случае с уроками: «Мама будет ругать в любом случае — можно доиграть эту миссию». «Я уже не успею сделать весь английский, так зачем браться за домашнее чтение». Да, я такой, а раз я такой, то нет смысла стараться прыгнуть выше головы — всё равно ничего не выйдет.

Что можно сделать? Для начала выйти и подышать, а когда успокоитесь, вернуться и мягко напомнить, что дочь вроде бы собиралась поступать иначе. Да, сорвалась — бывает, но это нестрашно, важно просто начать сначала. Ну и, может быть, выключать звуковые уведомления на телефоне.

6. Напоминайте о цели, когда хвалите

В той же книге Макгонигал описывает эксперимент, в ходе которого проверяли, как изменение фокуса внимания влияет на наше поведение. Исследователи общались с женщинами, которые хотели похудеть. После недельной работы над собой в спортзале одних хвалили, подчёркивая их заслуги и тяжёлый труд, вторым же напоминали о цели. Им говорили, что результат — стройная фигура — для них, очевидно, важен, раз они готовы так много тренироваться. После этого разговора женщинам предлагали выбрать булочку или фрукт.

Те, кого хвалили за тяжёлый труд, чаще выбирали сладкое («я имею право на награду!»), чем те, кому напомнили о цели

То есть когда после очередной победы дочки на математической олимпиаде хочется воскликнуть «Ты — математический гений! Супер!», то стоит добавить и другое. «Такой результат показывает, что ты неплохо поработала, ведь для тебя важно твоё продвижение в алгебре». А что делать, если ребёнок занял последнее место? Тогда можно сказать: «Ты принял вызов и пошёл туда, где тебе сложно, и есть место для роста. Это — мужественное решение. Если будешь продолжать в том же духе, ты добьёшься успеха и получишь всё, что хочешь».

7. Вводите новые привычки постепенно

Очень часто мы принимаем неверные решения из-за того, что обещаем себе начать новую жизнь только с января или понедельника. Сегодня можно позависать в YouTube, просматривая любимых стримеров, а к экзамену начать готовиться завтра.

Это нормальный подход, но он ведёт в никуда. За день до экзаменов вдруг обнаруживается, что весь последний месяц был отдан Youtube, а не геометрии. А раз время безвозвратно упущено, значит, и этот последний день можно провести в сети, ведь «перед смертью не надышишься». Типичная история. Важно просто знать об этом и рассказывать детям.

Попробуйте договориться учиться меньше — полчаса, двадцать минут, но ежедневно. Предложите ребёнку заниматься зарядкой по утрам всю неделю ровно столько, сколько он сделает в понедельник. Пусть это будет десять приседаний и два отжимания, но ежедневно. Секрет искусства маленьких шагов не в том, чтобы совершать глобальные подвиги, а в том, чтобы уметь вводить новые полезные привычки в повседневную жизнь.

8. Не забывайте напоминать про успех в итоге

Если отчётливо представлять себя за фортепьяно в Карнеги-холле, возможно, ежедневные упражнения будут не столь утомительны. Вообще при определении цели помогает увидеть и подробно описать, что мы получим в результате. Заветный пьедестал, способность легко говорить на новом языке и поездка в любимую страну, поступление в школу мечты, главная роль в пьесе?

Чем чётче мы увидим свершившееся, тем легче нам будет поверить, что это возможно. Наша самоэффективность возрастёт. Помогает и предвкушение награды: все знают о силе и опасности дофамина (Гормон, который вырабатывается в больших количествах во время положительного опыта — к примеру, секса или приёма вкусной пищи. — Прим. ред.), но он вполне может стать нашим другом, если, выполняя необходимые рутинные задачи, мы предвкушаем приз. У каждого это может быть что-то своё — компьютерные игры, мультики, футбол с друзьями, болтовня с подругой.

9. Подавайте пример и начните с себя

Мы созданы так, что невольно подражаем окружающим. То есть, если в семье приняты утренние пробежки, хайкинг и спортивные игры в выходные, а по вечерам все что-то учат или творят — с большой долей вероятности ребёнок подхватит этот «вирус». Так что и тут работает универсальный совет: «Хочешь научить чему-то ребёнка, начни с себя». Но даже если вдруг у вас нет времени или сил на подобный образ жизни, отчаиваться рано. Можно найти хорошую компанию: кружок, секцию, школу в конце концов.

Спортивные занятия считаются универсальным и самым эффективным способом тренировки воли, так как в них легко ставятся цели, определяются шаги к их достижению и измеряется результат. Но и тут важно не переусердствовать.

Вдохновляют нас на подвиги не только соседи и папа, но и супергерои (подробнее об этом рассказывает Джейн Макгонигал в книге SupperBetter) или кумиры, с которыми мы никогда не встречались, но хотим быть на них похожи. Важно, чтобы образ героя в нашей голове имел очень ясные очертания. Определившись с примером для подражания, хорошо бы понять, какое именно его качество вы хотели бы развить в себе. Скорее всего, оно уже есть в вас, но просто пока спит. Мысли о любимом персонаже и том, как он поступит в той или иной ситуации, могут серьёзно поддержать в момент сомнений.

Иллюстрации: Shutterstock (Maria Skrigan)

Развитие волевых качеств у детей

W Autor

«Психометрика»
Автор статьи

Когда родители говорят об отсутствии воли у своего ребёнка, они чаще всего называют отсутствие у него целей и желаний, их беспокоит, что он нетерпелив, сдаётся при первых признаках трудностей, бросает начатое на половине, ничего не доводит до конца, пасует в напряжённых и конфликтных ситуациях, лишён амбиций и честолюбия.

Беспокойство родителей абсолютно обосновано. Мы все знаем из собственной практики «Терпенье и труд всё перетрут!». Учёные Стэндфордского университета наблюдали 1500 одарённых детей в течение нескольких десятилетий. Они выявили, что только небольшая часть этих детей оказалась успешной в дальнейшей жизни. Этих детей ещё в школьные годы объединяло умение проявлять настойчивость и не сдаваться.

Как развить волевые качества у ребенка?

Как же помочь своему ребёнку развить столь необходимые волевые качества?

  • Говорить о сознательном проявлении ребёнком волевого усилия мы можем только с 7-летнего возраста. Это связано с созреванием определённых мозговых структур. Но это не значит, что маленькие дети совсем не могут проявлять упорства и настойчивости. Чтобы начать формировать у ребёнка волевые качества сначала их нужно задать ему извне в виде правил поведения, определённых требований и запретов. Это не имеет ничего общего с домашней тиранией. Нужно чётко сформулировать ряд несложных требований к ребёнку, которые должны быть обязательно выполнены (соблюдение режима дня, уборка своей постели, сбор игрушек после игры, помощь по дому, уход за животными…). Пока малышу сложно привыкнуть к каждодневным обязанностям, родители могут делать их вместе с ним, обязательно подчёркивая его усилия, подбадривая, отмечая новые приятные моменты в овладении ими. Делайте это с улыбками, шутками, прибаутками, постепенно передавая обязанности полностью самому малышу. Ребёнок постепенно должен понять, что эти правила соблюдают и выполняют все, даже, если им не всегда этого хочется, тогда он станет делать их автоматически.
  • Маленьким детям предлагаемую работу лучше делить на этапы. Затем постепенно проходить этап за этапом, объясняя, что вы уже сделали, и что ещё осталось сделать. Обязательно доделайте начатое дело до конца. «Посмотри, сколько игрушек нам нужно собрать, давай ты уберёшь здесь, а я там. Вот ещё осталось немного. Какие мы – молодцы! Теперь в комнате порядок!».
  • Будьте готовы к тому, что контролировать выполнение ребёнком обязанностей вам предстоит довольно долго. Даже старшие дети иногда нуждаются в этом. Не придирайтесь, если ребёнок сделал не совсем так, как хотелось бы вам, но в тоже время требуйте, чтобы работа была выполнена до конца. Излишняя критика вызывает раздражение, формирует низкую самооценку, неуверенность, нежелание делать это ещё раз.
  • Мотивируйте ребёнка на трудовые подвиги, учите ставить цели. Коротко и ясно объясните, для чего нужно выполнить ту или иную работу, просите его помочь вам или кому-то, придумывайте поощрения за хорошо выполненное дело. Чаще используйте слово «настойчивость» – умение не сдаваться, упорный труд до завершения начатого дела». Лучшая мотивация – это успешно выполненная работа. Когда ребёнок почувствует успех, желание что-либо делать увеличиться в разы. Тут главное успевать подбрасывать различные задания и поручения. Успех – это уверенность в себе, хорошая самооценка, высокие цели. Учите ребёнка при этом не стесняться просить помощь, если она необходима.
  • Используйте поощрительную лексику, пословицы и поговорки: «Как помучишься, так и научишься», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «В начале всегда трудно, не сдавайся!», «Почти получилось, попробуй ещё раз!», «У тебя получится, продолжай!»…
  • Подросткам лучше давать делать свой выбор. Например, вы его ставите перед фактом, что нужна помощь по дому. Дальше он может выбрать сам, что конкретно он будет делать.
  • Волевые качества у детей хорошо развиваются в совместных настольных, спортивных играх, в играх с правилами. Принимая правила игры, переживая победы и поражения, продолжая играть в любой ситуации, ребёнок усваивает модель волевого поведения и учится его применять в повседневной жизни.
  • Не забудьте про свой личный пример. Как у вас обстоят дела с волей при выполнении работы? Вы всегда доводите её до конца? А как обстоят дела у остальных членов семьи? Подумайте об обыденных ситуациях, которые вы могли бы использовать в качестве обучающих моментов для развития упорства и настойчивости.
Волевое развитие ребенка — задачи и этапы развития силы воли у детей, рекомендации и упражнения для развития волевых качеств

11Ошибочно думать, что положительными качествами человек наделяется при рождении. Их необходимо воспитывать и культивировать, а нежелательные – наоборот, пытаться искоренять. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей происходит постепенно. Это такая же область совершенствования, как и интеллектуальное, речевое, физическое, и требует проведения регулярных тренировок, внимательного отношения.

Волевое развитие ребенка

Эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста – это воспитание эмоций и чувств, а также навыков:

  • управления ими;
  • понимания чужих ощущений, сопереживания;
  • выстраивания поведения в зависимости от эмоций;
  • определения целей, способов получения желаемого и организации работы по достижению результата.

Составляющие эмоционально-волевой сферы

В состав эмоционально-волевой сферы каждого человека входят:

  • чувства – это внутренние ощущения, выражающие отношение к каким-либо объектам;
  • эмоции – простейшие реакции на происходящее: радость, гнев, удивление, печаль;
  • настроение – некое состояние, которое сопровождается чувствами и эмоциями, но зависит не только от них, но и от физического, нервного состояния, определяется темпераментом и характером, может быть хорошим, плохим, постоянным или изменчивым;
  • воля – это способность человека ставить перед собой цели, разрабатывать пути их достижения и прилагать соответствующие усилия.

Вот почему так важно развивать эмоционально-волевую сферу у детей дошкольного возраста. Именно в этом периоде начинает формироваться характер. Малышу необходимо объяснять, какие бывают чувства, какие из них положительные и отрицательные. Нужно комментировать его состояние и давать определение эмоциям, которые он испытывает: «у тебя поломался песочный замок – ты зол и расстроен», «ты увидел любимую игрушку – это радостно», «тебе весело» и т.д.

Волевое развитие ребенка

Позвольте дошкольнику испытывать чувства, чтобы потом он научился их контролировать. Кроме того, человек, который приучен все время сдерживаться, часто испытывает внутренний стресс. Он не способен сопереживать, раздражается от эмоциональности других. Про таких людей говорят, что они холодные, бесчувственные.

Эмоционально-волевое развитие ребенка

Стоит отдельно остановиться на развитии волевой сферы детей дошкольного возраста. Всем нам знакомы такие качества, как целеустремленность, собранность, ответственность, дисциплинированность. Их относят к положительным. Они необходимы в процессе всей жизни: в школе, университете, на работе. Все эти качества – приобретенные.

В процессе становления сменяются основные этапы развития воли у ребенка:

  • Новорожденный понимает, какие действия совершить, чтобы получить определенный результат, например, потрясти погремушкой – будет звук и будет весело. С каждым днем он прикладывает все больше усилий и все лучше и быстрее достигает пусть маленькой, но цели.
    В период до года также происходит интенсивное развитие волевых качеств ребенка. Младенец настойчиво пытается сесть, и у него это получается. Далее собирается ползти – и ползет, потом учится ходить – и начинает передвигаться, например, чтобы достать любимую игрушку и т.д.
  • Период до школы – самый активный этап в развитии воли у детей. Melbet, Melbet365 являются полными клонами. Линии совпадают на 100%. http://rtra-series.ru/melbet/ более подробная информация о двух букмекерских конторах. На этом этапе они прикладывают максимум усилий к достижению цели. Малыши уже понимают, что нужно делать и как долго, какие это принесет плоды. У них формируется определенный уклад жизни, появляются задатки дисциплинированности, настойчивости. Дошкольники учатся самообладанию, могут сдерживать плач, желания.
  • В младшем дошкольном периоде они только начинают понимать словесные требования и выражать свою волю вербально. Часто их действия импульсивны и не соотносятся с результатом.
  • Малыши старшего возраста уже могут выразить свои требования словами, понимают, что такое хорошо или плохо, нельзя или можно. Они прикладывают больше усилий для достижения результата и работают над задачей продолжительное время. Перепады настроения у них случаются не так часто.
    Развитие воли у детей дошкольного возраста подчиняется основному правилу всех развивающих систем: происходит вследствие регулярных занятий и в процессе игры.

Упражнения и рекомендации

Есть упражнения на развитие воли у детей, которые способствуют формированию целеустремленной личности. Вот несколько из них.

«Я, как мама»

Предложите дошкольнику поставить себя на место мамы и убедить зайчика съесть кашу, выучить стих и т.д.

Волевое развитие ребенка

«Заморозка»

Усадить малыша на стул и не разрешать двигаться в течение какого-то времени, например, 3 минут. За невыполнение – штраф, за выполнение – поощрение. Каждый день понемногу увеличивать время на минуту.

Волевое развитие ребенка

«Я не первый»

Игра для ребят от 4-х лет и старше в группе. Они выстраиваются друг за другом и идут медленно к какому-либо предмету. Задача – прийти последним. Эта игра тренирует слишком активных дошкольников, учит их сдерживать себя.

Волевое развитие ребенка

Общие рекомендации

Волевое развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется ежедневно. Оно проявляется в системе запретов, которые он учится понимать: заменить конфету яблоком, потому что много сладкого нельзя, идти спать, потому что уже время, вместо просмотра мультиков до глубокой ночи и т.д. Также оно выражается в системе поощрений: выучу стих – получу аплодисменты и уважение мамы, построю самый высокий замок – буду лучшим строителем двора, буду много прыгать – прыгну выше всех и т.д.

Волевое развитие ребенка

Общие рекомендации по развитию силы воли у детей таковы:

  1. Позволить дошкольнику самому принимать решения, направив в нужное русло, подсказав оптимальный вариант.
  2. Показывать на своем примере, не позволять себе того, что не позволено ему.
  3. Формировать самостоятельность, помогать в чем-то, но не делать за сына или дочку.
  4. Поддерживать радость от полученного результата: малыш должен видеть, что вы рады вместе с ним.

Развитие силы воли у детей – важный этап формирования полноценной личности, которая способна достигать намеченного, прикладывать адекватные усилия и получать удовольствие от проделанной работы.

Статья по психологии по теме: Статья «Воспитание у ребёнка волевых качеств»

Воспитание у ребёнка волевых качеств.

       Воля – это ценнейшее качество, которое ведёт человека к поставленной цели, даёт силы для преодоления трудностей на своём пути. Волевой человек умеет управлять своими поступками, отказываться от того, что хочется, и делать то, что нужно. Воля необходима человеку и в самых сложных, и в самых простых, будничных делах.

       Люди не рождаются с сильной волей, она вырабатывается. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающийся деятельности… Не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю».

       Деятельность маленького ребёнка – игра. Уже в годовалом возрасте он тянется к различным вещам, манипулируя с ними, строит. И здесь уже родители начинают проводить грань между тем, что можно, и тем, чего нельзя. Нельзя, например, делать предметом игры часы, бытовые приборы, банки с лекарствами, нельзя играть с огнём.

       У родителей есть много способов сделать это «нельзя» безболезненным, не вызывающим больших огорчений и обид. Они стараются убедить ребёнка, объяснить ему, какими могут быть последствия его поступка, переключить его внимание и привлечь к участию в полезных играх и занятиях. Особенно убеждают примеры и факты, взятые из ближайшего окружения ребёнка. Родители действуют на сознание и чувства детей с самого раннего возраста и вырабатывают у них полезные навыки.

       Как и во всём, здесь нужно чувство меры. Считать ребёнка несмышлёнышем, разрешать ему всё подряд, чтобы не нервировать его, — значит воспитывать у него не волю, а безволие. Но и нельзя всё запрещать. Постоянные одёргивания и запреты – это тоже воспитание безволия. Подрастая, ребёнок попадает в коллектив сверстников. В коллективных играх приходится соблюдать правила, выполнять различные роли, лучшие и худшие, настойчиво добиваться победы. Но дети не только играют. У них имеются различные обязанности: самообслуживание, домашний бытовой труд и многое другое. Самообслуживание и бытовой труд имеют очень большое значение для воспитания многих черт личности, и, в частности, они тренируют волю. Ребёнку приходится принимать самостоятельные решения, преодолевать возникающие затруднения, а самое главное – на каждом шагу одерживать победу над собой. Это значит пренебрегать соблазнами, поступать не так, как хочется, а так, как необходимо. «Уже маленькая победа над собой, — писал М. Горький, — делает человека намного сильней».

       Очень важный воспитатель воли ребёнка – чёткий режим его жизни, распорядок труда, отдыха, питания, игр и т.д. Режим ставит детей в определённые условия, заставляет управлять своими желаниями. Если ребёнок играет, гуляет, занимается, ложится спать не тогда, когда ему вздумается, а в установленное время, у него вырабатываются организованность и дисциплинированность – качества, необходимые для формирования сильной воли.

       Те начальные волевые качества, которые родители воспитают у детей в простых, будничных обстоятельствах, в юношестве укрепляются и развиваются на основе складывающихся убеждений, глубоких общественных чувств и новой, сложной деятельности.

       Каждому человеку на своём жизненном пути приходится встречаться с такими жизненными обстоятельствами, в которых необходимо быстро оценить обстановку, найти правильный выход из сложного и трудного положения, принять решение. Различные люди по – разному ведут себя в такие критические минуты. Одни колеблются, мечутся, выжидают, проявляют растерянность. Другие действуют без колебаний, смело принимают решения и настойчиво проводят их в жизнь.

       Решительность – это волевая черта характера, сочетание сообразительности, смелости, настойчивости на пути к цели. Вырабатывается решительность тогда, когда человеку необходимо на многие жизненные вопросы отвечать самостоятельно, не надеясь, что за него ответят другие. Поэтому в семье нужно создавать такие условия, в которых у детей вырабатывалась бы привычка проявлять волю, самостоятельность и смелость. Как правило, вредит воспитанию этих черт характера излишняя заботливость, неразумная опека, проявляемые родителями. Воля развивается в труде, в умении доводить начатое дело до конца. Воспитывая детей, необходимо проявлять к ним требовательность и в то же время вселять в них уверенность в своих силах. Если ребёнок проявил инициативу и самостоятельность, получив одобрение со стороны родителей, он начинает верить в себя, у него появляется мысль: «Я могу».

       Поверив в себя в одном деле и проявив решительность, ребёнок начинает проявлять её и в других делах. Конечно, решительность должна быть разумной. Она не имеет ничего общего с детским упрямством, с часто присущим детям стремлением непременно настоять на своём независимо от обстоятельств, действовать вопреки мнению других. Надо приучать своих детей взвешивать возможности и соразмерять свои силы, обдумывать свои поступки и предвидеть их последствия, тормозить импульсивные действия.

Статья на тему: Особенности развития волевых качеств детей дошкольного возраста

Особенности развития волевых качеств

 детей дошкольного возраста

В современных условиях повышается роль волевого воспитания подрастающего поколения. Воспитание волевых качеств целесообразно во все периоды становления личности и, особенно в дошкольные годы. Именно в раннем и дошкольном детстве закладываются основы физического и психического, в том числе волевого развития личности ребенка. Важность воспитания волевых качеств у старших дошкольников определяется также необходимостью психологической подготовки детей к школе  (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер,  В.К. Котырло,  Т.В. Тарунтаева и др.).

Воля — это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие — это… сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».

Дошкольный возраст — возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности.

Механизм управления собой строится по типу управления внешними предметными действиями и движениями. Задача сохранить неподвижную позу детям 3-4 лет недоступна. В 4-5 лет управление своим поведением осуществляется под контролем зрения. Поэтому ребенок легко отвлекается на внешние факторы. В 5-6 лет дошкольники применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. Управление своим поведением осуществляется ими под контролем двигательных ощущений. Управление собой приобретает черты автоматически протекающего процесса. В 6-7 лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия (З.В.Мануйленко).

Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребенку около четырех лет, и он начинает ставить перед собой специальную цель: запомнить поручение взрослого.

В.С. Мухина отмечает, что «сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний».

Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами.

В своих исследованиях В.С. Мухина выделяет в развитии волевых действий дошкольника три взаимосвязанные стороны:

1) развитие целенаправленности действий;

2) установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;

3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.          

Стремление к цели — феномен развития и бытия всего живого.                     Ребенок старшего дошкольного возраста способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.  Возможность удерживать и достигать цель находится у дошкольников в прямой зависимости от трудности задания и длительности его выполнения. Если задание сложное, то необходимы дополнительные подкрепления в виде указаний, вопросов, советов взрослого или наглядной опоры. Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольном возрасте успехи и неудачи при выполнении заданий. В 3-4 года успехи и неудачи не влияют на волевое действие ребенка. Средние дошкольники переживают успех или неуспех в своей деятельности. Неудачи влияют на нее отрицательно и не стимулируют настойчивость. А успех всегда влияет положительно. Более сложное соотношение характерно для детей 5-7 лет. Успех стимулирует преодоление трудностей. Но у некоторых детей неуспех оказывает такое же действие. Возникает интерес к преодолению трудностей. А недоведение дела до конца оценивается старшими дошкольниками отрицательно (Н.М.Матюшина, А.Н.Голубева).

Так же возможность удерживать и достигать цель зависит от отношения взрослого, предполагающего оценку действий ребенка. Объективная, доброжелательная оценка взрослого помогает малышу мобилизовать свои силы и достичь результата. Достижение цели зависит от умения заранее представить себе будущее отношение к результату своей деятельности,  от мотивации цели, от соотношения мотивов и цели. Успешнее дошкольник достигает цели при игровой мотивации, а также когда ставится наиболее близкая цель.

На протяжении дошкольного детства ребенок под влиянием воспитателя постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели. Однако если деятельность сравнительно сложна и длительна, то дошкольники старшего возраста помнят о цели и подчиняют ей свои действия только в присутствии взрослого, заинтересованного в том, чтобы поддержать ребенка в его начинании. Таким образом, подчинение действия сравнительно отдаленным мотивам, установление связи между этими мотивами и целью — непосредственным результатом действия, хотя и возникает в дошкольном возрасте, но формируется еще не полностью, требует подкрепления внешними обстоятельствами.

Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них.

Дошкольники в какой-то мере уже могут взвешивать свои побуждения, сознательно отдавать предпочтение одному из них. Однако такую рассудительность дошкольник обнаруживает только в простейших случаях, когда речь идет о выборе между однородными желаниями. Возможности разумного выбора решения существенно увеличиваются к старшему дошкольному возрасту. Они основываются на формирующемся у детей соподчинении мотивов: решение начинает определяться не более сильным в данный момент, а более важным, значимым мотивом. Это приводит к развитию самообладания, умения сдерживаться и подавлять ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляет волю ребенка. Но и у старшего дошкольника волевые действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются решением в пользу более значимого мотива. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и особенностей ситуации, в которой происходит выбор.

Выполнение волевых действий в детстве зависит от речевого планирования и регуляции. Речь далеко не сразу приобретает в поведении ребенка это регулирующее значение. Ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые к нему в его опыте применяют взрослые.

Но ребенок без помощи взрослого никогда не научится управлять своим поведением, смотреть на себя со стороны. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и совместной со взрослым деятельности. Развитие воли происходит во всех видах деятельности, где ребенок должен сдерживать свои побуждения и достигать поставленной цели. Так, при освоении физкультурных и танцевальных движений надо строго следовать образцу или примеру, данному взрослым, подавляя ненужные движения. Наглядные примеры помогают малышу действовать в соответствии с предъявляемыми требованиями. Произвольность развивается и тогда, когда дети получают задание придумать и показать новое движение.

Большую помощь дошкольникам в умении управлять собой оказывают  игры. Правила становятся точкой опоры, которая помогает ребенку осознавать, контролировать и оценивать свои действия (развивается самоконтроль). Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга (А.М.Богуш, Е.А. Бугрименко, И.Домашенко). При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.

Таким образом: Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Воспитание волевых качеств целесообразно во все периоды становления личности и, особенно в дошкольные годы.

Главным приобретением дошкольника в развитии воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям «надо», а не «хочу», необходимый для обучения в школе. На развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, но ведущее место принадлежит игре. Ценность их в том, что они побуждают малышей быть волевыми, активными, деятельными, добиваться успеха.

        В воспитании волевых качеств детей дошкольного возраста велика роль взрослого, так как ребенок без помощи взрослого никогда не научится управлять своим поведением. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и совместной со взрослым деятельности.

Список литературы:

1.  Мухина  В.С. Психология дошкольника. — М.: Просвещение, 1975. – 239 с.

2. Немов  Р.С. Психология. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. —  688 с.

3. Урунтаева  Г. А. Дошкольная психология. — М.: Издательский центр  Академия, 1999. – 336 с.

4. Урунтаева,  Г. А, Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.

Воспитание воли как стремление преодолевать. Психология и воспитание от 3 до 7 лет

Как воспитать в ребенке волю? Как не перепутать ее со своеволием? Какие трудности необходимо преодолеть родителям, чтобы вырастить из своего малыша человека, способного самостоятельно преодолевать уже свои трудности?

Воспитание воли как стремление преодолевать

Возможно ли, например, у маленького ребенка воспитывать волю? Оказывается, возможно и нужно, потому что если с самого раннего детства не приучать малыша к выполнению каких-либо несложных задач, не приучать его сдерживать некоторые неразумные порывы, то в дальнейшем будет труднее такого ребенка приучить к систематическому труду и учению.

Первым волевым актом в жизни можно считать усилие, которое малышу приходится приложить, чтобы выбраться на белый свет. Это еще инстинктивное действие «включает» полевое поведение ребенка.

Волевые качества не даны нам от рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания.

Главный фактор в воспитании воли — режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине.

С грудничками не придется предпринимать чего-то специального. Просто помните о некоторых особенностях развития детей, В основе любого волевого усилия лежит желание. Без него человек не способен преодолеть себя, а ведь именно умение сделать что-то вопреки собственной лени, страху мы подразумеваем, когда говорим о воле. Чтобы у ребенка возникли желания, ему необходимы впечатления. Согласитесь, трудно захотеть чего-нибудь, когда мир, окружающий тебя, однообразен и безрадостен. Музыка, разнообразные на ощупь предметы и игрушки, тепло родительских рук — все это способствует пробуждению желаний малыша. Особенно в этом нуждаются дети с пониженным тонусом, чересчур спокойные, те, которые обычно не беспокоят родителей, много спят и не требуют повышенного внимания.

Как только ребенок начнет передвигаться самостоятельно, возникнет проблема запрета и контроля за действиями крохи. Не переусердствуйте, запрещая, дайте ребенку почувствовать силу собственных желаний.

У двухлетней Иры сохранилась вредная привычка — сосать во время сна большой палец. Мама, перед тем как уложить девочку спать, стала завязывать ей этот палец. Каждый раз малышка хныкала: «Не завязывай, я не буду!» Однажды мама согласилась, не стала завязывать, но предупредила: «Так и быть, не завяжу, но если ты все-таки возьмешь пальчик в рот, в следующий раз придется его завязать». Ночью девочка разбудила мать:

— Что сейчас было,— сказала она таинственно,— пальчик сам полез в рот, а я его плюнула!

Девочке пришлось совершить волевое усилие, чтобы устоять перед соблазном. Она выдержала испытание и заслужила похвалу.

В процессе воспитания детям иногда надо создавать такие условия, чтобы они могли напрягать свою волю, ибо волевые качества воспитываются только постоянной тренировкой.

— Какие-то! — обиженно кричит Таня и сердито разрушает нехитрое сооружение из кубиков. До чего непослушные эти кубики: никак не хотят подчиниться, падают и все. Мама потихоньку наблюдает за ней.

— А ты построй еще одну башню. Только строй аккуратно. Вот так, ровно клади кубики… Правильно. А этот еще подравняй…

— Получилось! — радуется девочка.

Нередко приходится наблюдать такое явление. Малыш пытается сам одеться. Вот он, кряхтя, натягивает чулок. Ничего не получается. Вмешивается мама.

— Я сам! — протестует ребенок.

— Сиди спокойно, а то гулять не возьму.

— Я хочу сам.

Почему некоторые родители так боятся, что малышу будет немножко тяжело? Пусть покряхтит, повозится. Пусть на десять минут позже оденется. Зато «сам». Ведь волевое усилие развивается не только в преодолении физических трудностей, но и путем борьбы с трудностями внутренними, психологическими.

Ни в коем случае не пропустите момента, когда ребенок сказал «я сам». Это очень важный момент. Помогите малышу, подскажите, как лучше и легче сделать что-то самому. Не подавляйте инициативу, похвалите его. Это доставит ребенку большую радость.

С «я сам» начинается самостоятельность. Качество очень важное, тесно связанное с настойчивостью, упорством и трудолюбием.

Полуторагодовалому малышу не так уж трудно сложить в ящик игрушки. Предложите ему это сделать, помогите. Сложить на стул одежду перед сном тоже нетрудно. Ребенок с удовольствием это сделает сам. Пусть сначала плохо, неумело. Ничего страшного, постепенно научится и привыкнет. Привычка имеет очень большое значение в воспитании самостоятельности. Привыкнув каждый раз убирать свои игрушки, складывать одежду перед сном и т.д., ребенок перестает нуждаться в напоминании о необходимости выполнить эти несложные обязанности. Он будет выполнять их сам и без принуждения.

Приучить ребенка к самостоятельности можно очень рано. Я знаю одну семью, где полуторагодовалый мальчик самостоятельно ест, ни мама, ни бабушка совершенно не вмешиваются в эту процедуру. Они только подставляют и убирают тарелки. Маленький Саша крепко держит в руке ложку, движения его уверенные и точные.

— Все! — объявляет он после обеда и добавляет «си», что на его языке означает «спасибо!», требует, чтобы его сняли с высокого стула, вплотную придвинутого к столу. Он очень самостоятельный человек, этот Саша. Если, бывает, заигравшись, он иногда оконфузится и напустит лужу, то с деловым видом бежит на кухню за тряпкой.

Воспитание воли как стремление преодолевать

Часто родители жалуются на отсутствие аппетита у детей.

— Сидишь с ним, уговариваешь. Пока пообедает — все сказки по два раза расскажешь.

— А предоставьте ему самостоятельность, пусть сам ест.

— Да что вы! — с негодованием отмахивается мать.— Уж всеми правдами-неправдами кое-что все-таки заставишь съесть, а сам он и не прикоснется к еде.

А выглядит это приблизительно так. Замученная мама усталым голосом тянет:

— …Была у них курочка-ряба…, Да сиди ты спокойно! Не трогай ложку! Оставь тарелку в покое! Снесла курочка яичко…. Кому говорю, убери руки!…. Не простое яичко, а золотое… Не трогай ложку!

А малыш не слушает сказку. Его совершенно не волнует судьба курочки-рябы. Он тянется к ложке. Ему хочется самому попробовать есть. И не еда его интересует — процесс еды. А маме и невдомек, что если дать маленькому ложку и предоставить свободу действий, толка будет больше. Пусть даже на первых порах не все калории, предназначенные на сегодня, попадут по назначению (не все сразу). Зато постепенно, раз за разом, он научится самостоятельно орудовать ложкой и, уверяю вас, будет есть гораздо лучше.

Моего знакомого Сашу сажают на высокий стульчик за общий стол вместе со всем семейством. Все едят, и Саша старается.

— Вкусно, Сашенька?

— Да! — кивает мальчишка.

И кто это придумал, что ребят нужно непременно кормить отдельно и вперемежку со сказками и песнями, а из еды делать какой-то священный ритуал! Это и скучно и вредно. Малыши с удовольствием будут есть за общим столом. Они любят и умеют подражать, очень наблюдательны, стараются повторить действия, приемы окружающих. Ничего удивительного нет в том, что в яслях, так сказать, в компании, дети едят лучше, чем дома.

Физическая ловкость для дошкольника — важный шаг в воспитании волевых качеств. Ребенок, умеющий управлять своим телом, легче научится управлять эмоциями и желаниями. Дайте возможность ребенку стать ловким, определите его в спортивную секцию.

Да, воля ребенка 3-7 лет еще очень слаба. Вместо выдержки, самообладания и настойчивости, которыми обычно характеризуется воля взрослого человека, у дошкольника мы наблюдаем неустойчивость желаний, в своей деятельности он часто теряет цель, которую перед собой поставил, его умственные процессы — восприятие, внимание, память, мышление — отличаются большой непроизвольностью.

Вместо решительности взрослого у ребенка импульсивность поведения. Чаще всего чувства, а не размышления являются стимулом поступков ребенка. В силу слабости воли малышу обычно трудно удержаться от различных соблазнов: чтобы не съесть конфету, лежащую на виду, чтобы не взять чужую привлекательную игрушку. Многие действия ребенка носят подражательный характер — это тоже связано со слабостью воли. В яслях плач одного ребенка вызывает часто плач всех остальных детей. Позднее дети начинают копировать жесты взрослых, их интонации, манеру говорить. Дошкольник подражает поступкам взрослого, его поведению. Еще более внушающее влияние оказывают на него окружающие дети. Поэтому недаром так много говорят о решающей роли примера поведения взрослых, а также других детей в воспитании малыша.

Воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Как правило, упрямство имеет избирательный характер — оно направлено главным образом к родителям. По отношению к другим детям упрямство проявляется редко. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов — хорошее средство воспитания воли.

Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он рисует, лепит, конструирует и, особенно, когда выполняет трудовые поручения взрослых. Коллективная ролевая игра и игра с правилами является настоящей школой воспитания воли дошкольника.

Развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего обучения ребёнка в школе. Для того чтобы успешно учиться, ребёнок должен подчиняться определённым требованиям, сообразовывать свои действия с даваемым ему заданием. Никакое систематическое обучение невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям учителя, требованиям школьной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание. Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему должен указывать их взрослый. Давая ребёнку указание, нужно объяснять ему в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях. Организуя коллективные игры, учебные занятия, трудовые действия, мы постепенно приучаем ребёнка осознавать цели своих поступков в соответствии с требованиями взрослых и детского коллектива и осуществлять их в своей повседневной деятельности.

И конечно, хотите вырастить волевого и целеустремленного ребенка, забудьте фразы типа: «У Даши получается лучше», «Ты не сможешь сделать это, как Петя», «Ты никогда ничего не доводишь до конца». Каждая из этих фраз — негативная программа, которую вы предлагаете своему ребенку. А маленькие дети настолько верят своим родителям, что не подвергают сомнению сказанное ими даже тогда, когда это несправедливо.

Н.И. Ганошенко

Потерпи! Как развить силу воли у ребёнка | Здоровье ребенка | Здоровье

Наш эксперт – психолог Ольга Сапожникова

У слова «воля» (когда речь идёт о черте характера) много значений. Это и решительность, и терпение, и вера в собственные силы, а ещё способность к самодисциплине и принятию осознанных решений. Если же обратиться к научному определению, то волей называют сознательное регулирование своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. То есть речь идёт о навыках, необходимых для успешного достижения человеком своих целей. Что же нужно ребёнку для того, чтобы «вырастить» волю?

«Сила воли».

Семейные правила

Первые зачатки воли появляются у малыша, когда он начинает понимать самого себя, замечать свои достижения и радоваться им. В годик малыш уже знает ограничения «можно – нельзя» и с помощью взрослых учится со­блюдать границы дозволенного. Годам к трём ребёнок уже способен на простом уровне управлять своим поведением, проявлять терпение: например, дотерпеть до туалета и не намочить штанишки или не хватать еду, когда голоден, а дождаться, пока накроют на стол. Он старается действовать по правилам и доволен собой, когда ему это удаётся. Его самооценку особенно повышает похвала родителей.

О правилах с ребёнком нужно договариваться заранее, в том числе и о возможных последствиях их нарушения. Так формируется самодисциплина. Для малышей правила просты и касаются обычно приёма пищи, личной гигиены и сна. Для детей постарше они уже включают тему одежды, игрушек, прогулок. Следование правилам способствует не только пониманию своих желаний и возможностей, но и тренировке воли. Родители могут поддержать это, отмечая достижения ребёнка, проговаривая, когда он проявил терпение, стойкость или решительность.

Знакомство с жизнью

Младшие дошкольники обычно с радостью узнают, как устроена окружающая жизнь, как люди живут и общаются между собой. Знакомьте ребёнка с общественными пространствами, где он бывает, и разными ролями – в транспорте, в магазине и так далее. Обращайте его внимание на то, что в каждом пространстве люди действуют по определённым правилам, делая каждый свою работу. Например, когда вы едете в метро, можно поговорить о том, что делает машинист, что – дежурный по станции, чем занимаются кассиры и контролёры, какие правила должны соблюдать пассажиры и для чего это нужно. Если ребёнок ходит в детский сад, будет нелишне обсудить с ним, как там всё организовано. То же самое можно делать, находясь в магазине, в поликлинике, в музее и в любом другом месте. При этом хорошо рассказывать ребёнку не только о тех профессиях, которые находятся на виду, но и о тех, которые остаются «за кадром» (директор магазина, диспетчер…).

В этом возрасте для детей особенно полезны ролевые игры, а также игры по правилам.

К моменту поступления в школу ребёнку уже нужно понимать, как вести себя в разных местах и в разных ролях. Так ему легче будет приспособиться к новой и более сложной роли ученика и доселе незнакомым ему школьным порядкам. Старшие дошкольники любят играть в школу и выполнять небольшие задания. Поддержите их в этой игре. Также им важно практиковаться в наведении порядка после любого дела и учиться самостоятельно исправлять нежелательные последствия своих действий (вытереть разлитую воду, собрать и выбросить мусор).

С младшим школьником уже можно обсуждать пути достижения разных целей. Объясняйте ребёнку необходимость что-то предпринять для получения желаемого (например, ждать и отказываться от каких-то мелких удовольствий, чтобы скопить деньги на дорогую игрушку). Приведите примеры из своего детства или из своей теперешней жизни, говорящие о том, как вы, приложив усилия, добились того, чего очень хотели.

Понимая суть разных жизненных ролей, получая представление о границах того или иного пространства и осваивая разные способы действия по правилам, ребёнок учится достигать цели социально приемлемыми методами.

Важно:  

Поддерживайте в ребёнке волю быть самим собой, учите его принимать себя!

Установите в семье понятные правила и следите за тем, чтобы малыш им следовал. При этом важно объяснить, что с течением времени правила могут меняться: по мере того как ребёнок будет взрослеть, у него появится больше прав, но и больше обязанностей.

Поощряйте ребёнка в те моменты, когда он, приложив какие-то усилия, получил результат, которым сам доволен.

 Анна Цуканова-Котт:

– Воспитать волю у ребёнка можно только своим личным примером. Плюс к этому нужно подключить режим и дисциплину. Они тоже благотворно влияют на формирование воли. 

Как развивать личность детей


Развитие личности ребенка является важным элементом в современном конкурентном мире. Развитая личность, безусловно, является ключом к успеху. Хотя развитие личности у детей — это медленный и устойчивый процесс, все же с должным терпением родители могут определенно справиться с этим. Эта статья помогает родителям узнать больше о том, как развивать личность детей.

Как развить личность детей


Кто не мечтает об умном, уверенном и мудром ребенке, который стоит на вершине и положительно относится к ситуациям? Мечта каждого родителя — иметь ребенка, который отличается самобытностью и опережает других. Немногие из детей, независимо от того, одарены такой индивидуальностью, и родители для этих детей не должны предпринимать никаких дополнительных усилий, чтобы сделать их более отличительными, чем остальные.Но для родителей тех, чьи дети стеснительны, негативны, немотивированы или даже с низшими личностями, может быть трудно справиться, а также должны приложить дополнительные усилия, чтобы помочь этим детям развить лучшую личность, чтобы идти вперед в жизни. В современном конкурентном мире определенно необходимо иметь отличительную личность, которая помогает ребенку контролировать свой темперамент и управлять им, а также учит ребенка следовать своим собственным инстинктам. И затем, кто говорит, что ребенок, который застенчив или имеет низкую самооценку, может не иметь шансов построить или развить отличительную личность как другие.

Что такое развитие личности у детей


Развитие личности относится к процессу, когда личность ребенка ухожена и улучшена. Уход за личностью ребенка делается таким образом, чтобы внести некоторые позитивные изменения в его жизнь, чтобы сделать его лучше.

Мифы о развитии личности у детей


Немногие родители все еще имеют много мифов о развитии личности. Для немногих родителей хорошая внешность, хорошее чувство одевания, здоровое телосложение и т. Д. У их ребенка — единственные грани хорошей личности.Хотя мы можем назвать эти качества одной из важных частей развития личности, их недостаточно для того, чтобы помочь вашему ребенку справиться с жизненными проблемами. С внешностью также необходимы позитивный настрой, навыки, знания, интерес, беглость речи и навыки взаимодействия, чтобы справляться с жизненными ситуациями и проблемами

Важность необходимости развития личности у детей


Развитие личности ребенка имеет большое значение, так как это приносит намного больше изменений в том, как ребенок ведет себя, имеет дело или принимает ситуацию или саму жизнь.И потом, кто как родитель хотел бы видеть много черт личности в ребенке. Ребенок с развитой личностью,

— Может оставаться социально жизнеспособным

— В целом сможет произвести впечатление на свою аудиторию

— Может лучше взаимодействовать

— Может легко справляться с ситуациями

— Будет иметь позитивный подход к каждому и все жизненные ситуации

— может лучше справляться со стрессом

Все, что меняет процесс развития личности у ребенка, включает в себя


Когда мы пытаемся развить личность ребенка, изменения, которые мы можем ожидать увидеть в нем или ней включают в себя:

— повышение уверенности

— улучшение коммуникативных навыков

— улучшение языковой речи

— возможность расширить объем знаний за счет расширения границ.

— Развитие нескольких увлечений или отработка определенных навыков

— Обучение правильному этикету

— Обучение правильным манерам

— Добавление стиля к личности ребенка

— Изменение образа ребенка или прогулки

— Попытка преодолеть ребенка от любой его слабости

— Воспитание позитивного отношения к образу мышления и жизни ребенка.

Несмотря на то, что привнесение всех этих изменений в вашего ребенка с более слабой личностью может занять много времени, но со временем можно ожидать значительных положительных изменений в вашем ребенке.Как только вы поймете, как и в чем весь процесс развития личности, родителям станет легче помогать и учиться развивать личность у своих детей.

Всегда играть роль зеркала в жизни вашего ребенка


Это является одним из наиболее важных элементов в развитии личности ребенка. Очень часто родители имеют привычку оценивать своих детей больше, чем нужно. Это означает, что немногие родители всегда стараются смотреть и говорить обо всем хорошем о своем ребенке, но в большинстве случаев это доказывает, что они игнорируют или скрывают плохие элементы в личности своего ребенка.Если ребенок хорошо выглядит, его оценивают на то же самое, или если ребенок хорошо учится, тогда родители относятся только к тому же. Но что делать, если ребенок застенчивый, боится сцены или вообще не интересуется спортом или другими занятиями? Чтобы развить многогранные навыки у вашего ребенка, помогите им узнать больше об истине и постарайтесь помочь им развить то же самое.

Не игнорируйте слабости вашего ребенка


Хотя ребенок может быть хорошим в учебе, но для того, чтобы иметь развитую личность и соревноваться в современном мире, ребенку могут потребоваться не только академические навыки.Следовательно, очень важно развить эти навыки у вашего ребенка, помогая ему присоединиться к дополнительному уроку или уроку хобби. Если вам известно о каких-либо слабостях вашего ребенка, например, страхе перед сценой, или даже о некоторых расстройствах личности, тогда лучше не игнорировать такие недостатки, но помочь вашему ребенку справиться с ними.

Не заставляйте своего ребенка делать что-то, что ему не интересно.


Просто для того, чтобы исполнить ваши незавершенные желания или попытаться достичь ваших незаконченных желаний, не заставляйте вашего ребенка участвовать в неожиданных и нежелательных гонках в жизни, в которых он не заинтересован.Вместо этого дайте ему свободу выбора деятельности, которой он хочет наслаждаться и жить. Это идеальное решение, чтобы не переусердствовать с ребенком и, таким образом, заставить его сделать все вокруг. Вместо того, чтобы перегружать детей, постарайтесь сделать процесс развития личности намного проще для него.

Не ожидайте, что развитие личности произойдет в одночасье


Не так легко изменить или развить личность вашего ребенка в одночасье. Это определенно займет свое приятное время, и родители должны иметь терпение к тому же.

Будь хорошим примером для подражания для своих детей


Наконец-то, каковы родители, и таков будет ребенок! Отношение, действия и определенные действия родителей оказывают большое влияние на детей. Дети часто подражают своим родителям, и поэтому родители должны вести себя хорошо перед своими детьми. Родители должны проявлять надлежащую осторожность, выражая свой темперамент и поведение перед детьми.
,
Лидерские занятия для детей — превратите своего ребенка в лидера

Лидерство — это важное качество, необходимое для достижения успеха в вашей профессиональной и личной жизни. Некоторые рождаются с лидерскими качествами, в то время как другие должны стремиться к его приобретению.

Дети тоже могут быть хорошими лидерами, а некоторые — прирожденными лидерами. Если вы такой счастливый родитель, вам просто нужно положительно его поощрять.

Если вы чувствуете, что ваши дети не обладают встроенными качествами, чтобы быть лидером, вам нужно усвоить его, когда они младше, поскольку это поможет им достичь своих будущих целей в жизни.

Лидерство у детей отличается от взрослого. Речь идет не об одном заказе команды ребенка или о том, что нужно сделать другим детям. Речь идет о попытке достичь общей цели, возглавляя группу или выбирая путь для достижения того, чего они хотят, используя доступные ресурсы.

Что такое лидерство у ребенка?

Когда вы говорите, что лидерство в ребенке, это относится к определенной способности, которой он или она обладает, чтобы иметь возможность мотивировать и охотно вести группу к цели. Этот ребенок может видеть ясное видение и правильный путь, который необходимо пройти для достижения данной цели.

Прежде чем вы научитесь развивать лидерские навыки у детей, вы должны понять, что такое лидерство и какие качества вам необходимы для того, чтобы впитывать их.

[Читать: Как сделать вашего ребенка независимым ]

Существенные качества лидера:

Качества:

  • Чтобы быть честным и верить в себя.
  • Уметь контролировать свои эмоции и проявлять преданность делу.
  • Быть справедливым и справедливым и не осуждать чужие предложения или мнения.
  • Хорошие навыки принятия решений.
  • Позитивное отношение со смесью юмора.

[Читайте: Как развить творческий потенциал у детей ]

Важность развития навыков лидерства у детей:

Как родители, вы всегда беспокоитесь о будущем своего ребенка, особенно если ваши дети интроверты, робкие или застенчивые.

  • Вам нужно оснастить их инструментами, необходимыми для выживания в мире.
  • Дайте им шанс принять участие в соревновании и занять свое место.
  • Еще одна важная причина для развития лидерских качеств у детей на раннем этапе заключается в том, что это делает их уверенными в себе и помогает им лучше выражать себя с другими.

Когда дети вырастут, чтобы ясно понять, что значит быть лидером, они будут активно участвовать в достижении успеха.

Как воспитать лидерские качества у детей?

Вы можете многое сделать для развития лидерских навыков у детей, но откуда вы начинаете?

1.Обучение честности, ответственности и доверию:

Вы должны научить своего ребенка понимать, что правильно и что неправильно, особенно когда никто не смотрит.

  • Будьте примером для подражания для своего ребенка и следуйте хорошим принципам и дисциплине.
  • Поделитесь с ними историями о нравственности.
  • Научите их нести ответственность за свои поступки.
  • Завоевание доверия среди других также является решающим фактором лидерства.

[Читать: Как способствовать положительному поведению у детей ]

2.Обучение уверенности в себе, уверенности и смелости:

Призовите своего ребенка верить в себя.

  • Если ваш ребенок говорит, что он или она хочет купить Ferrari, когда они вырастут, не смейтесь над ним как за что-то нереальное или за пределами их веры.
  • Мотивируйте их на каждом этапе своего пути.
  • Если вы наблюдаете, как ваш ребёнок проявляет смелость, не позволяйте ему остаться незамеченным, благодарность имеет большое значение для воспитания этих ценностей.

3.Планирование обучения, дисциплина и творческое мышление:

Большие задачи, поставленные перед ребенком, могут быть огромными.

  • Научив их разбивать его на более мелкие части и спланировав все, вы можете помочь им решать сложные задачи.
  • В мире мгновенного удовлетворения вы должны научить своего ребенка дисциплине.
  • Вам также нужно учить, что она / он должны иметь терпение, чтобы подумать о последствиях своих действий, прежде чем они произойдут.
  • Вы должны проложить им путь к нестандартному мышлению, ведя беседы и задавая более непредвзятые вопросы, которые помогают им мыслить новаторским образом.
  • Поощряйте естественное любопытство вашего ребенка, отвечая на его вопросы и не стирая их отрицательными комментариями, такими как «Я не знаю» или «Не раздражайте меня своим вопросом». Если вы действительно не знаете ответ, вы можете найти его вместе.

[Читайте: Как развить позитивное мышление у детей ]

Какие мероприятия помогают повысить лидерские качества?

Вот несколько полезных упражнений, которые помогут вашим детям развить лидерские качества:

1.Мероприятия по формированию команды:

Существует множество мероприятий, в которые вы можете вовлечь своего ребенка, которые могут помочь развить его или ее лидерские навыки.

  • Внеклассные мероприятия, такие как игры по построению команды, решению задач и играм в поисках сокровищ, являются хорошей возможностью повысить свои навыки лидерства.
  • Многие спортивные мероприятия и мероприятия на свежем воздухе побуждают детей работать в команде, формируют доверие и концентрируются на достижении общей цели, помогают укрепить самооценку и уверенность в себе.

[Читайте: Советы по развитию личности для детей ]

2. Мероприятия, связанные с искусством:

Искусство также является отличной средой для детей, чтобы исследовать лидерские качества.

  • Создание коллажа с темой лидерства и сильным посланием, постановка хореографического танца или участие в ролевой игре, связанной с лидерством, также может быть проницательным.
  • Дети будут получать удовольствие от занятий в зависимости от их интересов и личностей.Важно, чтобы ваш ребенок выбирал правильное занятие, которое не только научит его или ее эффективным навыкам лидерства, но также укрепит хорошее поведение и поможет им преодолеть будущие проблемы.

«Если ваши действия вдохновляют других мечтать больше, учиться больше, делать больше и становиться больше, вы лидер». — Джон Куинси Адамс.

Надеюсь, что вы нашли эту статью полезной, поделитесь с нами своими мыслями и мнениями с другими читателями.

Рекомендуемые статьи:
Была ли эта информация полезной? ,

Как развить нравственную силу ребенка?

Персонажи детей

Люди имеют волевые качества, выраженные в различной степени. Это зависит от характера каждого. Кто-то способен справиться с собой в сложной ситуации, а кто-то нет. morale Нравственные волевые качества помогают многим достичь жизненного пути Фото: Гетти Ребенок не думает, как реагировать на ситуацию. Он все делает невольно.Здесь вы можете увидеть его слабые стороны. Например, вы рады, что в этом есть настойчивость, а это противоположная отрицательная сторона — упрямство.

Формирование личности

Родители могут помочь сформировать волевые качества. Что я могу привить моему ребенку:

  • целеустремленность;
  • настойчивость в достижении цели;
  • Уверенность в своих силах;
  • ответственность за свои действия.

С этими качествами человек может многого достичь в жизни.Импульсивный человек, который не знает, как управлять часто, не делает правильную вещь.

Правильное воспитание

Важно правильно воспитывать нравственные качества маленького человека. В противном случае даже подделки могут быть подавлены. Начни с 2 лет. Нам нужно доверять малышу, чтобы он что-то делал сам, без помощи взрослых. Например:

  • Соберите пирамиду.
  • Носить носки.
  • Дотянись до нужной вещи.
  • Поднимитесь на стул.

Важно, чтобы ребенок мог выполнять эту деятельность. Он не позвонит взрослому, если ему будет интересно. Позаботься об этом.

Развитие положительных качеств

Воля или как говорится «сила воли» может быть развита. Это поможет игре. Есть много игр, направленных на привыкание к социальным нормам. Постепенно развивайте и учите малыша:

  • Обуздать болью, обидой.
  • Овладеть желаниями.
  • Победить страх.
  • Справиться с неопределенностью.

Так что воля маленького человека будет постоянно укрепляться и тренироваться.

Совет для родителей

Все родители мечтают, чтобы их малыш максимально легко справлялся с трудностями, был самостоятельным и волевым. Поэтому вот несколько рекомендаций:

  • Не делай все для ребенка. Позволь ему проявить себя. Пусть он сам ищет выход из сложных ситуаций.
  • Привыкнуть к независимости, пусть он проявит инициативу.
  • Доверяй больше домашним делам. Поставьте перед ним выполнимые задачи.
  • Не нужно слишком заботиться и по первому требованию исполнить желание. Пусть малыш научится терпению.
  • Пусть он преодолеет препятствия. Достижение трудной цели доставит ему огромное удовольствие.

Если вы решили воспитывать сильных людей, постарайтесь не допускать индульгенций. Как только вы начнете что-то делать для них, они с радостью возложат на вас свои обязанности. Будьте умными родителями! Будьте тверды во всем, и ваши дети смогут справиться с любыми трудностями, с которыми они столкнутся на жизненном пути!

комментария

комментария

9:23 womanmaker
образование
,
Интеллектуальное и когнитивное развитие детей и подростков

Возраст и этап: руководство для родителей по нормальному развитию детства Всеобъемлющее руководство для родителей по психологическому развитию вашего ребенка с рождения до 10 лет Написано в привлекательном, практическом стиле, возрастах и ​​возрастах. Этапы предлагает вам преимущества самого современного исследования по развитию ребенка, предлагая полезные советы и методы, способствующие взрослению вашего ребенка. Чарльз Шефер и Тереза ​​Фой ДиГеронимо рассказывают, какое поведение вы можете ожидать по мере роста вашего ребенка, и как вы можете помочь ему или ей перейти на следующий уровень развития.Они включают многочисленные примеры, истории и действия, которые вы можете использовать немедленно, чтобы оказать положительное влияние на развитие вашего ребенка.

Растущий ум вашего ребенка: развитие мозга и обучение от рождения до подросткового возраста Признанный родителями и педагогами, Растущий ум вашего ребенка — это окно в увлекательный процесс развития и обучения мозга. Он рассматривает корни эмоций, интеллекта и творчества, переводя самые последние научные исследования в практические советы для родителей и учителей.

Доктор Хили также занимается академическим обучением, предлагая бесчисленные советы о том, как родители могут помочь без настойчивости. Она объясняет строительные блоки чтения, письма, правописания и математики и показывает, как помочь молодежи всех возрастов развить мотивацию, внимание, критическое мышление и навыки решения проблем.

Мозг Да: как воспитать в себе смелость, любопытство и стойкость Столкнувшись с трудностями, неприятными заданиями и спорными вопросами, такими как домашняя работа, время на экране, выбор еды и время сна, дети часто отыгрывают или выключите, отвечая реактивностью вместо восприимчивости.Это то, что авторы бестселлеров New York Times Даниэль Дж. Сигел и Тина Пэйн Брайсон называют ответом «Нет мозга». Но наших детей можно научить подходить к жизни с открытостью и любопытством. Родители могут развивать способность своих детей говорить миру «да» и приветствовать все, что может предложить жизнь, даже в трудные времена. Это то, что значит развивать мозг Да.

Когда дети работают с мозгом «Да», они охотнее рискуют и исследуют. Они более любопытны и изобретательны, меньше беспокоятся о своих ошибках.Они лучше в отношениях и более гибкие и устойчивые, когда дело доходит до невзгод и больших чувств. Они работают из четкого внутреннего компаса, который направляет их решения, а также то, как они относятся к другим. Руководствуясь своим умом «Да, мозг», они становятся более открытыми, креативными и устойчивыми.

В книге «Мозг да» авторы дают родителям навыки, сценарии, идеи и задания, чтобы привести детей всех возрастов в чрезвычайно благоприятное состояние «да». Вы узнаете.

Mind Benders: навыки дедуктивного мышления Mind Bendersreg — это бестселлеры с дедуктивным мышлением, развивающие логику, понимание прочитанного и умственные организационные навыки, которые жизненно важны для достижения высоких оценок и лучших результатов теста по всем предметам.Они также отлично подходят для развития реальных навыков решения проблем. Методы Ваши студенты научатся тщательно анализировать каждый Разум Бендерсрег; головоломка и ее ключи, определяющие логические ассоциации между людьми, местами и вещами. Ключ состоит в том, чтобы начать с наиболее очевидных ассоциаций, а затем вывести менее очевидные ассоциации, пока все в конечном итоге не сойдется. Поддержка обучения Включает пошаговые инструкции и подробные ответы. Книжные уровни спиральности в трудности в пределах класса. (от детского сада до 12-го класса)

Правила мозга для ребенка (обновлены и расширены): как воспитать умного и счастливого ребенка с нуля до пяти В своем бестселлере « New York Times» «Правила мозга » , д-р Джон Медина показал нам, как на самом деле работает наш мозг, и почему мы должны перепроектировать наши рабочие места и школы. Теперь, в Правилах Мозга для Ребенка , он делится тем, что говорит новейшая наука о том, как воспитывать умных и счастливых детей с нуля до пяти.Эта книга призвана революционизировать воспитание детей. Только один из сюрпризов: лучший способ завести своих детей в колледж по их выбору? Научите их импульсивному контролю.

Brain Rules для Baby устраняет разрыв между тем, что знают ученые, и тем, что практикуют родители. Медина, молекулярный биолог и отец развития, рассказывает интересные и забавные истории о том, как развивается мозг ребенка, и что вы можете сделать, чтобы его оптимизировать.

Серия Gymboree «О мероприятиях для детей» Мы настоятельно рекомендуем эту серию для родителей, потому что в книгах представлены многочисленные игровые задания «как это сделать», чтобы воспитывать (обеспечивать строительные леса) развитие ребенка.От младенцев до маленьких детей они охватывают когнитивное, языковое, физическое и социальное развитие. Эти мероприятия не только стимулируют развитие, но и укрепляют отношения между родителями и детьми. Кроме того, они интересны как для родителей, так и для детей.

Добавить комментарий