Грудничок 1 5 месяца – Развитие ребенка в 1,5 — 2 месяца, что он должен уметь делать и как развивать малыша в этот период

Содержание

Что должен уметь ребенок 1.5 месяца? Развитие малыша


 

Малыш в первые полтора месяца начинает постепенно привыкать к новым ощущениями и условиям существования. Идет активная адаптация к новым окружающим условиям. В 1,5 месяца происходит этап перехода от новорожденного в грудного младенца. Этот месяц ребенок посвятил изучению окружающего мира, уже многому научился и многое умеет.

Физиологическое развитие полуторамесячного малыша.

  • За первые полтора месяца, ребенок растет и развивается: постепенно исчезает родовой отек, лицо начинает приобретать определенные черты ( теперь он становиться похожим, на маму и папу).Пищеварительная система активно привыкает к новому способу питания. Зрение становится более сфокусированным, а взгляд более осмысленным.
  •  К полутора месяцам, малыш перестает ложиться в форме эмбриона, очень активно двигает ножками и ручками. Пока они еще очень не сбалансированы.
  •  Некоторым малышам в 1,5 месяца лежа на животе уже удается держать голову.
  • Находясь лежа на спине, малыш должен уметь поднимать голову и попу.
  • Может отталкиваться ногами от подставленной ладони.

Эмоциональное развитие 1,5 месячного ребенка.

  •  Прекрасно узнает мамин голос, ее прикосновения и запах.
  •  Способен повторять эмоции. Чем чаще вы будете улыбаться ребенку, тем быстрее будет повторять за вами и улыбаться вам в ответ.
  •  В полуторамесячном возрасте малыш уже способен следить взглядом за игрушкой которую вы пронесете у него перед лицом. Делать это необходимо максимально медленно.
  •  Уже начинает проявлять эмоции. Радость — смехом, а раздражение — плачем.
  • Повторять звуки, которыми вы с ним общаетесь. Старается ответить, Вам при помощи «гуления».
  • Формируется рефлекс — «оживления». Услышав взрослого, ребенок эмоционально оживляется, нежели когда находится один.

  Коммуникация и игры с 1,5 месячным ребенком.

Малыш с удовольствием будет слушать ваши слова обращенные к нему, старайтесь делать, это тихо и ласково. Очень интересуется, новыми, незнакомыми звуками.  Самое время подарить ему погремушки, «игрушки пищалки». Прикрепите к кроватке детский «мобиль». Начинайте вкладывать их в ручки, старайтесь, чтобы игрушки были небольшими, разной фактуры, форма и размера.

 Занятия с малышом

Начинайте заниматься с ребенком, постепенно каждый день, не более одной-двух минут. Возьмите игрушку, поднесите ее к лицу малыша, дайте ему сфокусироваться на ней, затем подвигайте её в разные стороны. Проделайте тоже самое, с погремушкой. Во время занятий, можете включать негромкую музыку — классическую или детскую.

 


xn—-gtbbearpc0e1cxd.xn--p1ai

Что умеет ребенок в 1 5 месяца

Ребенок в 1,5 месяца

С момента рождения здоровье каждого малыша находится под постоянным контролем педиатра. В течение первого месяца жизни врач и детская медсестра регулярно осматривают новорожденного в домашних условиях и дают родителям рекомендации по уходу за ним. Начиная с возраста 4–5 недель, крохе предстоят ежемесячные посещения детской поликлиники для оценки его физического и нервно-психического развития. Однако груднички меняются настолько стремительно, что беглого планового осмотра 1 раз в месяц бывает недостаточно.

Родители должны постоянно контролировать состояние своего ребенка, чтобы не упустить возможные отклонения от нормы, которые, как известно, тем проще исправить, чем меньше времени прошло от момента их выявления. Один из наиболее значимых периодов развития приходится на возраст 5–7 недель, когда закладываются основы многих базовых навыков и умений. Рассмотрим, каким должен быть здоровый ребенок в 1,5 месяца, развивающийся в соответствии с основными педиатрическими стандартами.

Показатели физического развития

Главными показателями физического развития малыша являются рост, вес, окружность головы и груди. Их значения могут немного отличаться в зависимости от пола малыша. По данным ВОЗ в возрасте 1,5 месяца здоровый ребенок обладает следующими параметрами:

  1. Рост:
    — 53–55 см для девочек;
    — 54–56 см для мальчиков.
  2. Вес:
    — 4,0–5,2 кг для девочек;
    — 4,3–5,5 кг для мальчика.
  3. Окружность головы:
    — 36–38 см для девочек;
    — 37–39 см для мальчиков.
  4. Окружность грудной клетки:
    — 36–38 см для девочек;
    — 37–39 см для мальчиков.

Показатели могут несколько отклоняться в ту или иную сторону от приведенных выше средних значений. Как правило, если малыш весел, активен и выглядит здоровым, нет повода для беспокойства. Однако о любых, даже самых незначительных, отклонениях от нормальных показателей следует сообщить педиатру.

Общее развитие

К полутора месяцам на смену периоду адаптации приходит так называемый период оживления. Младенец преодолевает первый скачок развития, стремительно меняясь как физически, так и эмоционально. Рефлексы новорожденного постепенно угасают, и кроха начитает более сознательно воспринимать окружающую его действительность. Он не только узнает маму и папу, но и выражает радость при каждой встрече с ними: улыбается, тянется ручками. Активно развивается мимика, движения становятся более точными и уверенными.

Основным способом общения с окружающими по-прежнему является плач, но малыш уже учится «разговаривать», произнося некоторые гласные звуки, чаще всего «А» и «У». Примерно с 6–7 недель он начинает гулить и подражать простым звукам. Родителям важно как можно больше разговаривать с крохой, петь ему песенки и рассказывать стихи, стимулируя тем самым развитие речи.

Взгляд грудничка становится сфокусированным, он может подолгу рассматривать окружающие его предметы: игрушки, рисунок на обоях, свою одежду. Наибольший интерес для младенца представляют контрастные черно-белые и красно-белые картинки, а блеклые и пастельные цвета он еще не воспринимает.

Наряду со зрением развивается слух: ребенок может различить, откуда происходит шум, поворачивает голову на звук погремушки или громкого разговора, узнает голос матери.

Растет и двигательная активность. Кроха уже не может спокойно лежать на месте во время бодрствования. Он изгибается, машет ножками и ручками, вертит головой. Постепенно грудничок начинает проявлять внимание к своим ручкам и учится ими управлять: шевелит пальчиками, хватает пеленку, пытается удержать погремушку.

Навыки и умения

В 1,5 месяца ребенок должен уметь:

  • лежа на животе, поднимать голову и удерживать ее хотя бы несколько секунд;
  • лежа на боку, самостоятельно поворачиваться на спинку;
  • непродолжительное время удерживать игрушку в каждой из ручек;
  • осознанно улыбаться в ответ на улыбку или ласковое обращение.

Следует помнить, что каждый человек уникален и может развиваться по-своему. Тем не менее при выявлении каких-либо отклонений от общепринятых педиатрических норм, об этом обязательно стоит сообщить врачу.

Сон, питание и гигиенические процедуры

В этом возрасте младенец по-прежнему спит около 18 часов в сутки, однако с каждым днем общее время бодрствования становится все продолжительнее. Как правило, к 1,5 месяцам у большинства грудничков уже сформировался определенный распорядок дня, который включает в себя около 5–6 эпизодов сна и столько же периодов активности.

Младенец продолжает питаться грудным молоком или адаптированной искусственной смесью. При этом детей, находящихся на грудном вскармливании, желательно кормить по требованию, не стремясь к соблюдению четкой схемы приема пищи. Искусственники же нуждаются в более строгом режиме с промежутками между кормлениями не менее 4 часов. Суточное количество употребляемого молока постепенно растет и может достигать четверти веса грудничка.

Развитие крохи существенно зависит от его физической активности, которую следует совмещать с гигиеническими процедурами. Во время утренней смены подгузника малышу полезно проводить гимнастику: сгибать и разгибать конечности, переворачивать на бочок и на животик. Начиная с 5–6 недели, грудничку можно делать легкий массаж. Он должен включать в себя поглаживания животика и спинки, ручек и ножек (за исключением лимфатических узлов) и легкое растирание стоп. По пяточкам и ладошкам можно покатать специальный массажный мячик с шипами.

Распорядок дня обязательно должен включать в себя купание в ванночке. Лучше всего устраивать заплыв вечером перед последним кормлением. Для безопасности маленького пловца можно использовать надувной круг, надеваемый на шею. Во время мытья желательно проводить простые физические упражнения: покачивать малыша в воде, делать плавательные движения конечностями.

Занятия и игры с грудничком

Не секрет, что лучше всего дети развиваются во время игры. Конечно, в 1,5 месяца малыши не способны на длительные занятия и осознанное использование игрушек. Однако им становятся интересны погремушки, яркие фигурки животных из безопасного пластика или резины, растяжки и дуги над кроваткой. В этом возрасте можно познакомить кроху и с мягкими игрушками для самых маленьких. Они, как правило, шьются из ткани и содержат различные тактильные элементы: шуршащие вставки, элементы с необычной на ощупь поверхностью.

Ежедневные занятия должны включать чтение и музыку. Можно на несколько минут дать послушать крохе аудиозапись с детскими песенками и стишками, но лучше всего он реагирует на голос матери. Обязательно нужно разговаривать с грудничком, называть его по имени, комментировать все свои действия при проведении гигиенических процедур или одевания.

Первые игры для грудничков:

  • «Зеркало». Попробуйте копировать все звуки и гримасы малыша так, чтобы он при этом хорошо вас видел и слышал. Видя свое отражение в лице матери, ребенок лучше познает себя и быстрее учится управлять своим телом и голосом.
  • «Имитация». Положите кроху на спинку и приблизьте к нему свое лицо. Активно артикулируя, произносите различные звуки, медленно меняйте выражение лица: поднимайте брови, хмурьтесь, широко открывайте рот, высовывайте язык. Младенец сначала будет с интересом всматриваться в лицо мамы, а затем начнет повторять за ней все действия.
  • Лягте на спину и положите младенца животом к себе на живот. Разговаривайте с ним или показывайте яркие игрушки, водя их перед его лицом из стороны в сторону. Эта игра позволит не только укрепить мышцы спины, но и наладить более тесный контакт с крохой.

Следует помнить, что темпы развития ребенка могут не соответствовать общепринятым нормам. Однако в ваших силах сделать все возможное, чтобы он стремился познавать мир, рос здоровым и счастливым.

Автор: Шкенева Анна

Что должен уметь ребенок в месяц: рефлексы, навыки и реакции

Врач-педиатр Зиновьева Н.А. 24.12.2015

Что умеет ребенок в 1 месяц? Мама может самостоятельно оценить развитие крохи, зная о тех навыках и рефлексах, которые приобретает малыш в течение первых недель жизни. Но нужно помнить, что такое исследование в домашних условиях не заменяет консультации и осмотра педиатра.

Большую часть времени грудничок первого месяца жизни будет спать. Это он умеет делать в совершенстве. Но в перерывах между сном и кормлением бывают небольшие периоды бодрствования. Это время можно использовать для общения с крохой, а также для наблюдения за его развитием, рефлексами, новыми навыками.

Какие навыки можно наблюдать

Что может уметь ребенок в 1 месяц?

  • Малыш лежит на спине. В этом положении голова повернута вправо или влево. По центру малыш научится держать голову лишь к концу первого месяца и сможет ее удерживать около 10 секунд.
  • Положение конечностей. Руки у грудничка согнуты, прижаты к телу. Ноги разведены в коленках и поджаты к животу, стопы согнуты. Ладошки сжаты в кулачок. Такое положение конечностей наблюдается в состоянии покоя. Можно проверить здоровый рефлекс: когда грудничка берут за голову, он рефлекторно и попеременно начнет вытягивать ножки.
  • Малыш лежит на животе. Выкладывать грудничка на живот педиатры рекомендуют с первых дней жизни. В этом положении малыш поворачивает голову набок, но поднять ее пока не может. О том, когда ребенок начинает держать голову самостоятельно. читайте в другой нашей статье. Иногда грудничок при сильном рывке способен поднять голову и удержать в срединном положении. Примерно на 4 неделе кроха уже умеет удерживать голову в таком положении в течение нескольких секунд.
  • Реагирование на свет и звук. Если громко хлопнуть в ладоши или включить лампу перед лицом младенца, он отреагирует вздрагиванием, морганием, гримасами, иногда криком. При неожиданном шуме и свете грудничок вскидывает ручки, открывает рот на короткое время. Эти реакции говорят о нормальном развитии крохи. В этом возрасте именно так дети реагируют на звуковые и световые раздражители.
  • Фиксация взгляда. Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц, если говорить о развитии зрительных навыков? Малыш уже способен водить взглядом за яркой игрушкой. Можно провести маленький эксперимент. Грудничку, лежащему на спине, нужно показать игрушку на расстоянии не более 20 см. Пусть ребенок зафиксирует на ней взгляд. Затем нужно медленно отводить игрушку влево, потом вправо — ребенок будет следить за ней глазами.
  • Различение цветов. Новорожденные видят мир в черно-белом цвете. Первые цвета, которые может различить грудничок, — красный и желтый. Также он может увидеть клетки и линии на рисунке. Лишь к 5 месяцам малыш начинает распознавать основные цвета спектра.
  • Вкус, осязание, обоняние. С первых дней жизни кроха узнает маму именно по запаху, чувствителен к прикосновениям. У него остро развито обоняние, вкусовые рецепторы, тактильные ощущения. В отличие от слуха и зрения, эти органы чувств у грудничка работают в совершенстве. Есть мнение, что вкусовые предпочтения появляются в период внутриутробного развития.
  • Узнавание лица близкого человека. Биологически зрение малыша настроено на восприятие сложных объектов. Одним из самых важных предметов внешнего мира является мамино лицо, контакт с глазами. Психологи считают, что поиск родного лица в таком неосознанном возрасте предопределен природой. При фиксировании взгляда на лице грудничок замирает: прекращаются движения рук, ног, глаз, рта, лицевой мимики.
  • Первая осознанная улыбка. Уже в первые дни жизни кроха может улыбаться, но это пока еще неосознанная, рефлекторная улыбка. Осознанно улыбаться грудничок начнет к концу первого месяца (но чаще в 2 месяца), в этой мимике уже будут зачатки эмоционального контакта, радости.
  • Попытки копировать мимику близких людей. Это наблюдение может показаться удивительным: если показать крохе язык, он может ответить тем же. Этот факт еще раз подчеркивает, что человек — существо социальное.

Врожденные рефлексы и их значение

Рефлексы — наследство наших древних предков. Многие рефлексы исчезают к 4 месяцам, но некоторые, очень важные, остаются на всю жизнь. Например: чихательный, кашлевой, глотательный, дыхательный. Рефлексы новорожденного проверяет неонатолог. Что может увидеть мама?

  • Ползательный рефлекс. Если грудничка уложить на живот и слегка надавить ему на стопу, он рефлекторно выпрямит ногу, а туловище при этом продвинется вперед. Так проявляется ползательный рефлекс. Если нажимать на стопы поочередно, грудничок будет пробовать ползти.
  • Опорный рефлекс. В вертикальном положении с опорой на стопы (мама держит младенца спиной к себе) ноги грудничка должны выпрямляться в коленях. При этом на короткое время поднимается голова, а верхняя часть туловища наклоняется вперед. Эти двигательные навыки ребенка в 1 месяц важны, поскольку указывают на простейшую реакцию опоры ног, возможность вертикального положения тела и развития навыка хождения в будущем.
  • Шаговый рефлекс. Если малыша взять под мышки и удерживать в вертикальном положении с опорой на твердую поверхность, он начнет совершать шаговые движения. При этом ручки у крохи остаются неподвижными. Шаговые движения должны быть симметричными, совершаться с одинаковым импульсом.
  • Верхний хватательный рефлекс. Если вложить большие пальцы в ладошки, малыш крепко сожмет их. Если слегка приподнять кроху за ручки, он подтянется, при этом голова не удерживается, запрокидывается назад. За пальцы взрослого грудничок может держаться около 5 секунд, затем расслабляет руки.
  • Закрытая ладонь. Большой палец прижат к ладони, другие пальчики плотно лежат сверху. Такое положение ладошек чаще бывает у малышей во время бодрствования, при поиске груди. Во время сна пальцы более расслаблены.
  • Нижний хватательный рефлекс. Если нажать пальцем немного выше центра стопы, у грудничка согнутся пальчики на ноге. При отпускании пальца, стопа тут же расслабляется, пальчики разгибаются.
  • Сосательный рефлекс. Можно провести эксперимент: положить палец в рот малыша, он начнет активно его сосать. При этом грудничок не обязательно будет голодным. Сосательный рефлекс — жизненно необходим.

Рефлексы помогают развивать моторные навыки и являются фундаментом для ползания, переворачивания на живот, ходьбы. Также их отсутствие или слабое проявление помогает распознать какую-либо проблему в развитии. Если же у крохи еще не развит какой-то навык, не стоит заранее бить тревогу. Нужно учитывать индивидуальные особенности. У маловесных и недоношенных детей навыки развиваются позже. Насторожить должно, когда малыш все время вялый, не реагирует на звук и свет.

Сигналы о помощи

Взаимодействие с внешним миром происходит при помощи гримас, крика, кряхтения, двигательной активности, улыбки. Эти способы общения необходимы крохе, который пока что не владеет коммуникативными навыками.

  • Крик. Если малыш испытывает голод, холод, дискомфорт, боль, то сигнализирует об этом громким криком. Кричать в этом возрасте малыши могут часто из-за начинающихся колик. Крик младенца характеризуется сдавленными, носовыми звуками.
  • Успокаивается, когда берут на руки. Если грудничок не голоден и у него ничего не болит, то на руках у родного человека он, как правило, быстро затихает. Важно прижимать кроху к себе, именно тепло тела успокаивает младенцев.
  • Звуки. В первый месяц жизни грудничок уже может «разговаривать»: издает звуки «э», «а», что-то среднее между ними. Также гласные звуки могут уже сочетаться с согласными «х», «г».
  • Кряхтение. Кряхтящие звуки, которые издает малыш, могут говорить о каком-то дискомфорте, чаще в кишечнике. Сопение и хрюкание носом в этом возрасте считается нормальным и объясняется узкими носовыми ходами.
  • Выгибание тела. Если выгибание тела не сопровождается постоянным плачем, это может быть тренировочным упражнением для мышечного аппарата, переворота на живот. Но если ребенок плачет, это может говорить о кишечных коликах. Также выгибание спины может указывать на гипертонус мышц шеи и спины. В этом случае нужна консультация невролога.

Во время бодрствования у грудничка 1 месяца жизни наблюдается много хаотичных движений руками и ногами. Это нормально. Если кроху взять на руки, движения исчезают. Двигательная активность конечностей объясняется тем, что ребенок инстинктивно ищет те границы, которые были у него раньше, в утробе матери. В течение трех первых месяцев жизни грудничок будет постепенно привыкать к новым условиям внешней среды.

Что может грудничок в 1 месяц? Важнейшие навыки этого периода: кратковременное поднимание головы в положении лежа; реакция на свет и звук; различение контрастных цветов; фиксация взгляда на неподвижном и движущемся объекте; зачатки ползательного навыка.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!

Календарь развития ребенка

Неплохой календарь развития ребенка. В 1 месяц Ваш новорожденный практически все время спит и только просыпается на кормления и если что-то его беспокоит. К концу 4 недели малыш может подарить вам первую улыбку. Это будет.

Ребёнка называют новорождённым в период от рождения и до 4-х недель. В первые дни весь его организм работает с большим напряжением, а более стабильное и спокойное соотояние наступает только к началу второй недели. Наука определяет.

ЭТАП 3МЕСЯЦА НАПИСАНО ВОТ ЭТО. Относительно рациона крохи на этом этапе существует множество точек зрения. Существует спектр теорий, тенденций и правил кормления. Мы изложим один из подходов, популярный у современных педиатров. Ко второй половине четвертого месяца.

Первый месяц жизни новорожденного Физическое развитие. К концу месяца прибавка веса — в среднем на 600 г; увеличение роста — на 3 см, увеличение окружности головы — на 1-1,5 см Питание. Оптимальное — материнское молоко.

И вот ваш ребенок вырос…8 месяцев уже очень серьёзный возраст. Ребенок учится по разному взаимодействовать с предметами и пытается подражать вам. Самое время начинать серьезно заниматься) Вот примерный план занятий с малышом на неделю: физическое.

Два дня назад нам исполнилось очко-21 месяц. Я всегда с интересом читаю календарь развития ребенка, так сказать свериться и убедиться, что ничего не забыла. Вот и сегодня прочитала. Конечно я и так вижу, что мои.

Продолжаю тему раннего речевого развития ребенка. В этой части я расскажу о необходимых условиях для полноценного речевого развития ребенка раннего возраста. Таковыми являются развитие слухового внимания и развитие ритмических способностей малыша. Развитие слухового вниманияС момента рождения человека.

Что может ребенок 1 месяц: Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд. Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице; Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову. Реагировует на.

Источники: http://krohapuz.ru/razvitie-mladenca/v-poltora-mesyaca.html, http://kids365.ru/chto-umeet-rebenok-v-1-mesyac/, http://www.babyblog.ru/community/post/01medicina/309667

vospitanye.ru

2 месяца: грудной возраст — Дети Mail.ru

Физиология

Активное физическое развитие – главное отличие первого года жизни. Прибавка в весе за второй месяц жизни может варьироваться в широких пределах: от 600 г до 2 кг. Дети, находящиеся на исключительно грудном вскармливании, могут прибавлять достаточно много, но и это является вариантом нормы. Не стоит беспокоиться, если малыш набрал 2 килограмма. Позже он просто будет меньше прибавлять.

Читайте также

Сон пока достаточно длительный, однако время бодрствования увеличивается до 1-1,5 часа. Важно научиться понимать, когда ребенок устал и при первых же признаках усталости стараться уложить его спать. Дело в том, что он достаточно быстро переутомляется и потом не может из-за этого уснуть. Многие мамы подмечают оптимальное время бодрствования ребенка, после которого его проще всего уложить спать.

Объем питания детей составляет примерно 1/5 от их веса. Частые прикладывания к груди все так же актуальны для этого возраста, однако многие дети уже сами создают себе определенный режим сна-еды-бодрствования.

Желудочно-кишечный тракт младенца достаточно адаптировался к новому типу питания и уже не сильно реагирует на какие-либо изменения в рационе кормящей мамы. Стул у детей на исключительно грудном вскармливании может отсутствовать даже 2 недели, а потом самостоятельно нормализоваться. При этом очень важно, что отсутствие стула не вызывает у ребенка беспокойства и дискомфорта. Обратите внимание, что стул при этом представляет собой не плотные комки или «козьи шарики», а достаточно мягкую консистенцию.

Такая же ситуация, если стул отсутствует у ребенка на исключительно грудном вскармливании, например, неделю. При этом ребенок активный и веселый, просто к концу этой недели он начинает чуть меньше есть. После этого отходит самостоятельный стул, первая порция которого достаточно плотная, а последующие мягкие или даже жидкие. Объем стула достаточно большой. И после отхождения стула ребенок начинает есть, как обычно — много и с аппетитом. Такая ситуация очень часто встречается и вполне нормальна.

Психология

Малыш умеет сосредотачивать внимание на интересных ему вещах. Он узнает и эмоционально выделяет вас из всего окружения. Вы можете заметить, что малыш может резко заплакать, выражая протест, когда вы уходите.

Плач пока остается основным способом общения с вами и окружающим миром.  Однако у малыша к концу месяца появляется большое разнообразие эмоций, которые он учится выражать. Адаптация к окружающему миру уже завершилась, и теперь ребенок пытается взаимодействовать с ним.

Постепенно угасают рефлексы новорожденных, трансформируясь в навыки.

Зрение и слух

Все дети близоруки, но с каждым месяцем они могут видеть все дальше и дальше. Двухмесячный ребенок уже умеет фиксировать взгляд на новых или ярких предметах в его поле зрения. Но расстояние ограничивается примерно 1 метром. Кроме этого, малышу трудно хорошо следить за подвижным предметом, находящимся далеко, однако на расстоянии около 20 см малыш будет достаточно хорошо следить за движущейся игрушкой.

Обратите внимание, как ребенок  следит за своими руками, как рассматривает их. Совсем скоро он поймет, что это его руки и научится ими управлять.

Слух ребенка тоже развивается. Малыш уже активно прислушивается к звуку вашего голоса, поворачивает голову в сторону источника звука, улыбается в ответ на вашу речь. Музыка – отличный способ развития слуха. Старайтесь как можно чаще говорить с ребенком.

Младенцы этого возраста лучше реагируют на более высокий голос, поэтому большинство людей непроизвольно поднимают тональность своего голоса при разговоре с детьми. Ученые выяснили, что такое «сюсюкание» (без коверкания слов, конечно) не замедляет развитие речи у детей. Бонусом за частый разговор с ребенком будет его довольная и осознанная улыбка.

Ребенок учится различать человеческие голоса. Так, уже в двухмесячном возрасте он выделяет голос мамы из всех остальных.

Навыки и умения

♦ В положении лежа на животе поднимает голову и удерживает ее несколько секунд подряд (часто даже 20-30 секунд).

♦ В вертикальном положении на руках уверенно держит голову.

♦ В положении лежа на животе начинает приподниматься на руках, отрывая грудную клетку от горизонтальной поверхности.

♦ Отвечает осознанной улыбкой на приближение мамы.

♦ Удерживает и размахивает зажатой в руке игрушкой.

Двигательное развитие

Младенец уже начинает осознавать, что что-то шевелящееся около него – это его руки. Он начинает следить за ними и учится осознанно ими управлять. Пока ребенок еще непроизвольно хватает все, что находится в зоне досягаемости его рук: пеленку, игрушки, собственные пальчики.

Частое выкладывание на живот – залог гармоничного развития. Ребенок учится удерживать голову и уже пытается приподнять грудную клетку. Это развивает координацию и держит мышцы в тонусе. Одевайте ребенка в одежду, которая не мешает движениям, не пеленайте его во время бодрствования.

Как играть с ребенком

Основная игра, направленная на развитие ребенка в этом возрасте, – следить за подвижными предметами. Именно в этом возрасте малышам крайне интересны музыкальные мобили. Они развивают одномоментно его зрение и слух. Игрушки, развешанные над кроватью, позволят ребенку развивать координацию рук, поскольку он будет пытаться дотянуться до них.

Чему можно научить ребенка

Во время бодрствования старайтесь петь малышу, рассказывать сказки или просто разговаривать с ним. Ребенок будет видеть ваше лицо, шевелящиеся губы и будет пытаться подражать вам. Это хороший старт для формирования будущей речи.

Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева

deti.mail.ru

Развитие новорожденного ребенка в первый месяц жизни

#Новорожденный младенец — существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли — внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!

Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!

Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое — сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться — ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.

Но самое удивительное — это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер!

Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок — это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.

Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:

— «подошвенный» рефлекс — вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,

— «сосательный» рефлекс — вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,

— «хватательный» рефлекс — вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.

Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш ребенок — в норме.

Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни — в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей — чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.

Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью — пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром — на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный — и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.

Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлиники. Но удобнее, конечно, дома.

На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс — вес ребенка в граммах, а ось ординат — месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной — без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес.

Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.

Не перекармливайте детей. Толстый ребенок — еще не значит красивый. Повышенный вес — не гарантия от заболеваний.

Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.

Нельзя поднимать ребенка за руки.

Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.

Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.

Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры — затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.

С самых первых дней не нужно нянчить ребенка — не следует без особой на то нужды брать его на руки, укачивать, убаюкивать. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие — поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать.

Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выяснете причину плача.

Причин плача новорожденного и ребенка в первые месяцы жизни не много:

— ребенок «сходил» в пеленки,

— ребенок чувствует дискомфорт (например, давят шовчики распашонки),

— ребенок голоден или его мучает жажда.

В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае — пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку — швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае — надо просто посмотреть на часы, не пришло ли время кормления вашего малыша. Разберитесь. Быть может, ваш ребенок просто хочет пить. Дайте ему кипяченой водички с чайной ложечки или сладкого чаю.

Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах — на затылке, на шейке — временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах — в виде мелкоточечных красных высыпаний. Это так называемая потничка.

Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.

Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медленно и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.

То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина — в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, — не переживайте.

Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей — особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, — при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки.

Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи — приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.

Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром — в мокрых пеленках; от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.

Каким образом не допустить опрелости:

— стремиться перепеленать ребенка вовремя;

— обратить внимание на качество стирки пеленок (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой — протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Одна из особенностей первого месяца — струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся.

Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка — он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным растительным маслом после купания ребенка.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» — зона роста — на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.

Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения — около недели — ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.

С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки — приглушенные, конечно, — звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом — так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом — обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.

Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в такие минуты звучит музыка — негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком.

Зрение новорожденного ребенка в первый

месяц жизни

Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации…

Если вы хотите что-либо показать своему малышу -яркую игрушку, например, — держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см.

Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?

Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.

Осязание новорожденного в первый месяц жизни

У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» — это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания… Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно.

Пеленание новорожденного

Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия — недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.

Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.

Для широкого пеленания придуманы различные трусики, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником. Или, еще проще: используя в качестве подгузника не маленькую пеленку, как обычно, а большую.

Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания.

Грудное вскармливание новорожденного

Надо ли доказывать, что грудное вскармливание — самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но — только питание. А материнское молоко — больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В последнее время проведены исследования, показавшие, что в материнском молоке появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша.

Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.

Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) — сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу — так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это — профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, похлопывая по щечке, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и группу детей, которые как будто боятся груди — пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

Идеальный ритм кормлений — шесть раз в сутки, через три с половиной часа с обязательным ночным перерывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить семь раз с трехчасовыми перерывами, а может быть и чаще. Можно пойти ему навстречу и покормить ночью, в общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности.

Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, — кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений не допускать.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух — это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Первые недели грудного вскармливания — время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.

Что естественно и что тревожно

Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!

В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.

Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест — тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это — правило навсегда!

Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный:

Вздрагивает и мигает при резком звуке.

Например, с 9-11 дня, ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению.

К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Общие движения еще заторможены. Малыш еще дальнозорок, и не следует фиксировать его взгляд на предметах, расположенных ближе полуметра, иначе он будет косить глазами, чтобы рассмотреть предмет или игрушку.

В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.

Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.

В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.

Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!

Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.

Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие «а”, „кх”, “ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже „храп”.

Движения еще не координированы.

Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

Ребенок в 1 месяц

Рост и вес ребенка в 1 месяц

За первый месяц жизни ребенок прибавляет в среднем около 600 г веса и 3 см роста, за второй месяц можно ожидать уже большей прибавки — около 800 г и более, ребенок снова вырастет примерно на 3 см. Средний рост ребенка в возрасте 1 месяца — 54-55 см.

Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах: для мальчиков, для девочек.

Что умеет ребенок в 1 месяц

Пролетел первый месяц жизни Вашего малыша — самый мучительный и страшный. Теперь малышу уже 1 месяц, и во второй месяц он вступает с улыбкой. Улыбка была и раньше, но та улыбка была непроизвольной — ребенок реагировал на комфортные ему ощущения. На 4-5 неделе малыш начинает улыбаться “по-настоящему» — реагируя на Ваши ласковые слова.

К этому времени малыш обычно уже может недолго удерживать головку в вертикальном положении. Может длительно удерживать в поле зрения Ваше лицо или яркую игрушку, поворачивается в сторону источника звука. Появляется первое гуление, мимика становится более выразительной.

Сколько ест ребенок в 1 месяц

Малыш сейчас активно растет, поэтому организму требуется все больше питания. К концу месяца потребность в молоке можно оценить в 750-800 граммов в сутки (110-150 граммов за одно кормление).

Сколько спит ребенок в 1 месяц

В возрасте 1-2 месяцев ребенок спит 17-19 часов в сутки, из них ночной сон составляет около 8ч 30м, а дневной сон может быть поделен на 3-4 раза

Режим, распорядок дня ребенка в 1 месяц

Вот так может выглядеть распорядок дня малыша в возрасте от 1 до 2-х месяцев:

Время Распорядок

6:00 1-е кормление

6:00 — 7:00 Бодрствование

7:00 — 9:30 Сон

9:30 2-е кормление

9:30 — 11:00 Бодрствование

11:00 — 13:00 Сон

13:00 3-е кормление

13:00 — 14:00 Бодрствование

14:00 — 16:30 Сон

16:30 4-е кормление

16:30 — 17:30 Бодрствование

17:30 — 19:30 Сон

19:30 — 20:30 Бодрствование

20:00 5-е кормление

20:00 — 21:00 Бодрствование

21:00 — 23:30 Сон

23:30 6-е кормление

23:30 — 6:00 Сон

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 1 месяц

Если ребенок родился осенью, зимой или ранней весной, на втором месяце жизни врач обычно назначает ему препарат, содержащий витамин Д с целью профилактики рахита. И препарат, и его доза подбираются индивидуально, учитывается характер вскармливания ребенка (поскольку большинство адаптированных смесей содержит витамин Д). Иногда профилактику рахита могут начать раньше или наоборот отодвинуть при определенных показателях (при желудочно-кишечных расстройствах или если врач находит слишком маленькими размеры родничка, недостаточным прирост окружности головки).

Развитие месячного ребенка

Сейчас для малыша самое приятное и родное — голос окружающих его людей, а в особенности мамы. Ведь именно его он слышал еще в животике. Поэтому почаще с ним разговаривайте — это его одновременно и успокаивает, и позволяет узнавать больше об окружающем мире.

Называйте его по имени или просто ласковым прозвищем, когда входите в комнату. Рассказывайте о своих чувствах, когда переодеваете. Меняя громкость голоса, можно его успокоить или привлечь внимание. Малышу очень интересно наблюдать за изменением тембра — от низкого до высокого и наоборот — это надолго может привлечь его внимание.

Еще одно великолепное занятие — массирование пальчиков ручек и ножек. Помассируйте ему отдельно каждый пальчик, это позволит малышу почувствовать его тело.

www.baby.ru

Ребенку 1 месяц: все что необходимо знать родителям

Зрение. «Кукла из тарелки». Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка. Наблюдение за предметом Пусть ребенок наблюдает за погремушкой, фонариком или яркой игрушкой. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25 — 30 сантиметров от лица малыша. Когда он научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали, от лобика малыша к подбородку. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением малыша и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или ему стало скучно. Посмотри на меня Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться слева направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову. Прыгающая игрушка Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку. Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить. Вид из кроватки Если стенки детской кроватки будут сделаны из прозрачной пластмассы, ребенок сможет сквозь них смотреть на окружающие предметы. Двигающаяся игрушка Повесьте над детской кроваткой игрушку, которую легко можно передвинуть. Выбирая игрушку, представьте, как ее воспримет малыш. Пусть в течение нескольких дней она повисит с одной стороны кроватки, а затем с другой. Когда малыш привыкнет к ней и вы заметите, что он способен несколько мгновений задерживать на ней взгляд, повесьте другие игрушки на бортики кроватки. Восприятие звуков Детские стихи. Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером. Расскажите ему какие-нибудь хорошо знакомые и любимые детские стихи, например: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять…» или придумайте свои собственные. Возьмите любую песенку и просто поменяйте слова. Пинетки с колокольчиком Привяжите колокольчики к детским пинеткам. Каждый раз шевеля ножкой, малыш будет слышать звон колокольчика. Где я? Разговаривайте с ребенком, лежащим в кроватке, одновременно передвигаясь по комнате. Следя за вашими движениями, он будет развивать зрение и слух. Ощущения Помассируйте малышу пальцы рук и ног Помассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятному ощущению, ребенок будет лучше чувствовать свое тело. Развитие осязания Потрите руки и ноги ребенка рукавичками, сделанными из разного материала — шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани. Легкое прикосновение Осторожно погладьте ребенка кисточкой, перышком или кусочком ваты. Ему понравятся эти ласковые прикосновения. Приятные запахи Обмакните ватные шарики в разные ароматические жидкости, такие, как одеколон, мятная или ванильная туалетная вода. Дайте их понюхать малышу -поможет в развитии его обоняния. Упражнения Поднимите и опустите руки малыша Положите ребенка на спину, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите по сторонам. При этом напевайте какую-нибудь песенку. Прогулка на велосипеде Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя движения ног велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например: «Мы едем, едем, едем в далекие края…» Взгляд наверх Положите малыша на пол животиком вниз. Сядьте рядом с ним и, называя его по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, тем самым развивая мышцы шеи, спины и рук. Посмотри на маму Сделайте то же самое упражнение, только на этот раз вы должны лечь на спину и положить малыша себе на живот. Называя ребенка по имени, старайтесь, чтобы он поднял головку и посмотрел на вас.
Источник

Игры для детей от 1 месяца

Гимнастические упражнения для детей от 1,5 месяцев

moikompas.ru

1 месяц: комплекс оживления — Дети Mail.ru

Физиология ребенка

Младенец становится все больше похож на детей с обложки глянцевых журналов. Исчезают послеродовая отечность, кожа расправляется, проходят большинство транзиторных состояний кожи новорожденного (токсическая эритема, младенческие акне, милии, физиологическая желтуха).

Читайте также

Сон новорожденного

К одному месяцу ребенок сам формирует своеобразный режим. У него уже достаточно четко выделены периоды бодрствования, еды и сна. Малыш активен около 40-60 минут, после чего достаточно быстро утомляется и засыпает.

Дети в этом возрасте не различают еще день и ночь. Они еще не выработали свои циркадные ритмы. Помните, что желудок ребенка слишком мал и быстро переваривает грудное молоко или смесь. Именно поэтому малыш может просыпаться ночью каждые 2-3 часа.

Если вам посчастливилось, и ребенок спит более трех часов подряд ночью, то не нужно его будить для кормления (если для этого нет никаких медицинских показаний). Если малыш ночью просыпается и не хочет снова засыпать после кормления, то можно с ним поиграть, но при этом не включать свет. Так он со временем привыкнет различать ночь-день.

Кроме того, у ребенка, как и у взрослого, есть две фазы сна. И у месячных детей преобладает фаза поверхностного сна над глубоким, поэтому они могут легко просыпаться.

Еда ребенка

Желудочно-кишечный тракт малыша уже адаптировался к новому типу питания. Даже если у него еще есть младенческие колики, то вы уже поняли, что это состояние самопроходящее, и его нужно пережить. За первый месяц дети в среднем прибавляют в весе 600-1000 г. Кто-то может прибавить больше, а кто-то – меньше, но важно понимать, что прибавка веса должна быть обязательно.

При грудном вскармливании до сих пор сохраняется кормление по требованию, но младенец уже учится сам формировать собственный режим.

Помните, что ребенок может заглатывать воздух во время кормления. Если он уснул на груди, то нет никакой необходимости его будить и носить столбиком. Малыш отрыгнет воздух, когда проснется.

Если ребенок получает смесь, то его нужно кормить на руках под углом примерно 450, чтобы он мог выпустить воздух во время кормления. В этом случае тоже не нужно держать детей столбиком после кормления, лучше, если они будут находиться некоторое время на руках под углом в 450.

Что может ребенок

♦ Появляется гуление. Он учится издавать звуки, отличные от плача.

♦ Умеет фиксировать взгляд на ярких контрастных предметах, а лучше всего – на вашем лице.

♦  Умеет выделять маму из всех других взрослых.

♦  Держит голову несколько секунд в положении на животе.

♦  Активно двигает руками и ногами. К концу месяца начинает уходить физиологический гипертонус.

Психология ребенка

Младенец уже учится улыбаться в ответ на вашу улыбку или просто тогда, когда вы склоняетесь над ним. Он пытается копировать вашу мимику, и иногда у него это даже получается. Чем чаще вы будете улыбаться, тем больше улыбок получите в ответ.

Двигательное развитие

Самостоятельные осознанные движения ребенка только начинают формироваться. Лежа на животе, он уже умеет удерживать несколько секунд голову, но потом снова утыкается в кровать. Если его держать вертикально, то он так же неплохо уже умеет держать голову.

Активное движение во время бодрствования способствует более быстрому развитию младенца. Поэтому в период бодрствования ребенка не нужно его ни в коем случае пеленать. Выкладывание на живот на достаточно жесткую поверхность способствует развитию моторных способностей детей.

Как играть с ребенком

Ребенок уже умеет удерживать внимание на ярких предметах и игрушках. Может недолго следить за двигающимся предметами. Время игры в этом возрасте составляет порядка 2-3 минут.

Вы можете перемещать яркую игрушку недалеко от глаз ребенка, так, чтобы он удерживал ее в поле зрения. Можно просто корчить рожицы и наблюдать за его реакцией. Иногда можно подносить ребенка к зеркалу и наблюдать как тот реагирует на свое отражение.

Что чувствует ребенок

Все дети – эмпаты. И чем младше ребенок, чем сильнее его связь с мамой, тем четче он улавливает все ее эмоции. Старайтесь как можно чаще улыбаться малышу, дарите ему своё позитивное настроение, и он ответит вам тем же.

Ребенку интересен мир вокруг. Он уже узнает маму, и на ее приближение может возникать целый комплекс реакций – улыбка, голосовое проявление эмоций, двигательное оживление (малыш разгибает ручки и ножки). В полном объеме комплекс оживления формируется к 2-м месяцам.

Младенец еще не может видеть пастельных тонов, поэтому при выборе игрушек или мебели в детскую руководствуйтесь принципом ярких цветов. Они помогут развить его способность различать цвета.

Что слышит и понимает ребенок

Когда ребенок рождается, звуки для него начинают звучать очень четко и ярко. Ребенок любит слушать ваш голос. Старайтесь больше говорить с ним: когда стоите в очереди в магазине, готовите ужин или гуляете по улице. Даже когда вы разговариваете с кем-то другим, ребенок получает ценный урок и начинает лепетать в ответ. Таким образом вы создаете предпосылки для его первых слов.

Различные музыкальные игрушки, погремушки, классическая музыка и другие звуки мира – все это развивает слух детей. Однако необходимо провести скрининг слуха. Это необходимо для того, чтобы удостовериться, что ребенок хорошо слышит. Обратите внимание, вздрагивает ли ребенок при резких звуках.

Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева

deti.mail.ru

Что должен уметь ребенок в 1 5 месяца мальчик

Ребенок в 1,5 месяца

С момента рождения здоровье каждого малыша находится под постоянным контролем педиатра. В течение первого месяца жизни врач и детская медсестра регулярно осматривают новорожденного в домашних условиях и дают родителям рекомендации по уходу за ним. Начиная с возраста 4–5 недель, крохе предстоят ежемесячные посещения детской поликлиники для оценки его физического и нервно-психического развития. Однако груднички меняются настолько стремительно, что беглого планового осмотра 1 раз в месяц бывает недостаточно.

Родители должны постоянно контролировать состояние своего ребенка, чтобы не упустить возможные отклонения от нормы, которые, как известно, тем проще исправить, чем меньше времени прошло от момента их выявления. Один из наиболее значимых периодов развития приходится на возраст 5–7 недель, когда закладываются основы многих базовых навыков и умений. Рассмотрим, каким должен быть здоровый ребенок в 1,5 месяца, развивающийся в соответствии с основными педиатрическими стандартами.

Показатели физического развития

Главными показателями физического развития малыша являются рост, вес, окружность головы и груди. Их значения могут немного отличаться в зависимости от пола малыша. По данным ВОЗ в возрасте 1,5 месяца здоровый ребенок обладает следующими параметрами:

  1. Рост: — 53–55 см для девочек;

    — 54–56 см для мальчиков.

  2. Вес: — 4,0–5,2 кг для девочек;

    — 4,3–5,5 кг для мальчика.

  3. Окружность головы: — 36–38 см для девочек;

    — 37–39 см для мальчиков.

  4. Окружность грудной клетки: — 36–38 см для девочек;

    — 37–39 см для мальчиков.

Показатели могут несколько отклоняться в ту или иную сторону от приведенных выше средних значений. Как правило, если малыш весел, активен и выглядит здоровым, нет повода для беспокойства. Однако о любых, даже самых незначительных, отклонениях от нормальных показателей следует сообщить педиатру.

Общее развитие

К полутора месяцам на смену периоду адаптации приходит так называемый период оживления. Младенец преодолевает первый скачок развития, стремительно меняясь как физически, так и эмоционально. Рефлексы новорожденного постепенно угасают, и кроха начитает более сознательно воспринимать окружающую его действительность. Он не только узнает маму и папу, но и выражает радость при каждой встрече с ними: улыбается, тянется ручками. Активно развивается мимика, движения становятся более точными и уверенными.

Основным способом общения с окружающими по-прежнему является плач, но малыш уже учится «разговаривать», произнося некоторые гласные звуки, чаще всего «А» и «У». Примерно с 6–7 недель он начинает гулить и подражать простым звукам. Родителям важно как можно больше разговаривать с крохой, петь ему песенки и рассказывать стихи, стимулируя тем самым развитие речи.

Взгляд грудничка становится сфокусированным, он может подолгу рассматривать окружающие его предметы: игрушки, рисунок на обоях, свою одежду. Наибольший интерес для младенца представляют контрастные черно-белые и красно-белые картинки, а блеклые и пастельные цвета он еще не воспринимает.

Наряду со зрением развивается слух: ребенок может различить, откуда происходит шум, поворачивает голову на звук погремушки или громкого разговора, узнает голос матери.

Растет и двигательная активность. Кроха уже не может спокойно лежать на месте во время бодрствования. Он изгибается, машет ножками и ручками, вертит головой. Постепенно грудничок начинает проявлять внимание к своим ручкам и учится ими управлять: шевелит пальчиками, хватает пеленку, пытается удержать погремушку.

Навыки и умения

В 1,5 месяца ребенок должен уметь:

  • лежа на животе, поднимать голову и удерживать ее хотя бы несколько секунд;
  • лежа на боку, самостоятельно поворачиваться на спинку;
  • непродолжительное время удерживать игрушку в каждой из ручек;
  • осознанно улыбаться в ответ на улыбку или ласковое обращение.

Следует помнить, что каждый человек уникален и может развиваться по-своему. Тем не менее при выявлении каких-либо отклонений от общепринятых педиатрических норм, об этом обязательно стоит сообщить врачу.

Сон, питание и гигиенические процедуры

В этом возрасте младенец по-прежнему спит около 18 часов в сутки, однако с каждым днем общее время бодрствования становится все продолжительнее. Как правило, к 1,5 месяцам у большинства грудничков уже сформировался определенный распорядок дня, который включает в себя около 5–6 эпизодов сна и столько же периодов активности.

www.babysovet.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о